Файл: Рабочая программа дисциплины Решение психологических проблем в педагогической деятельности Направление подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 них были свои заботы и развлечения, а ребенок был лишь в тягость. Сын это чувствовал.
Когда ребенок надоедал своими просьбами и родителям не удавалось от него избавиться, они просто-напросто его били — чтоб не мешал. Мальчик затаил злобу, отыгрывался на младших
(жестоко бил их), стал раздражительным и вспыльчивым. Вначале он просто переживал это, но потом стал делать назло родителям и учителям, убегал из школы, сошелся с дурной компанией, ограбил газетный ларек, был арестован, наказан.
Родители сокрушались: такой хороший мальчик был, ни у кого в нашем роду ничего похожего не было, вот к чему приводит улица, нужно выслать из города всех подростков с дурным поведением. (По: Буянов М.И., 1988, с. 112—113.)
Вопросы для обсуждения.
1. Каковы тактика в стратегия работы с подобными родителями?
2. Можно ли помочь мальчику? Чем эта ситуация напоминает предыдущую?
Тема 8. Компетентностная модель профессиональной, деятельности педагога в
образовательной организации.
1. Методы моделирования жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Обучающийся как субъект взаимодействия.
2. Педагогические технологии на основе эффективности управления иорганизации учебного процесса: а) технологии индивидуализации обучения; б) коллективный способ обучения.
Практическое задание
Ситуационные задачи
Задание к каждой ситуации:
1.
Продумайте и предложите психологическое решение выявленной проблемы.
2.
Какие действия может или должен предпринять психолог? Составьте алгоритм действий или разработайте примерную программу психологической работы.
Задача 1.
Ситуация. «В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…».
Задача 2. Разработайте план беседы психолога с подростком-семиклассником при переходе в другое учебное заведение.
Ситуация. Родители хотят перевести его в другую школу по причине конфликта с одноклассниками
Задача 3.
Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы он должен использовать при работе с подростками, нужна ли работа и если да, то какая, с другими учениками, родителями, педагогами?
Ситуация. Классный руководитель обратился к школьному психологу со следующей проблемой. Два ученика 9 класса, находясь в состоянии наркотического опьянения, на уроке смеялись, кривлялись, предлагали другим ученикам продать наркотики. Классный руководитель просит у психолога рекомендаций, вызывать ли родителей, как вести себя в том случае, если подобное повторится.
22
1 2 3 4
Тема 9.Профессиональное здоровье педагога и его укрепление.
1. Стадии развития (стадии оптимизма, разочарования).
2.
Структура мотивации (ориентация на развитие или на результат)как уровень здоровья педагога.
Практические задания.
1. Что такое эмоциональное выгорание педагога?
2. Каковы причины эмоционального выгорания?
3. Как избежать эмоционального выгорания педагога?
6.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности
Методические материалы, определяющие процедуры и критерии оценивания форсированности компетенций, определены Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программа высшего образования, утвержденным протоколом Ученого совета ГГУ от
31.08.2018 № 1.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для
освоения дисциплины (модуля)
7.1 Основная учебная литература:
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс]: монография/ И.С.
Якиманская [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54149.— ЭБС «IPRbooks»
2. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании
[Электронный ресурс]: материалы к организации и проведению учебных занятий/ Пахальян
В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 278 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/37676.— ЭБС «IPRbooks»
7.2 Дополнительная учебная литература:
1. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Электронный ресурс]: монография/ Сериков В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13012.— ЭБС «IPRbooks»
2. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект
[Электронный ресурс]: монография/ Подымова Л.С.— Электрон. текстовые данные.— М.:
Прометей, 2012.— 207 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18608.— ЭБС
«IPRbooks»
3. Спатаева М.Х. Психолого-педагогическая диагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Спатаева М.Х., Шамшуалеева Е.Ф., Харченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015.— 174 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59647.— ЭБС «IPRbooks»
4. Мухина Т.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения
[Электронный ресурс]: практико-ориентированная образовательная технология. Учебное пособие для вузов/ Мухина Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород:
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ,
2015.— 221 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54961.— ЭБС «IPRbooks»
7.3.Периодические издания
23 1.Вестник Московского городского педагогического университета. Серия педагогика и психология. – Москва.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее
- сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
www.iprbookshop.ru - электронно-библиотечная система www.zipsites.ru – бесплатная электронная Интернет библиотека. www.elibraru.ru – бесплатная электронная Интернет библиотека. www.big.libraru.info – большая электронная библиотека.
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Успешное освоение данного курса базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности – лекционных занятий, практических занятий, самостоятельной работы. При этом самостоятельную работу следует рассматривать одним из главных звеньев полноценного высшего образования, на которую отводится значительная часть учебного времени.
Самостоятельная работа студентов складывается из следующих составляющих:
работа с основной и дополнительной литературой, с материалами интернета и конспектами лекций;
внеаудиторная подготовка к контрольным работам, выполнение докладов, рефератов и курсовых работ;
выполнение самостоятельных практических работ;
подготовка к экзаменам (зачетам) непосредственно перед ними.
Для правильной организации работы необходимо учитывать порядок изучения разделов курса, находящихся в строгой логической последовательности. Поэтому хорошее усвоение одной части дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующей. Задания, проблемные вопросы, предложенные для изучения дисциплины, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер и базируются, прежде всего, на причинно-следственных связях между компонентами окружающего нас мира. В течение семестра необходимо подготовить рефераты с использованием рекомендуемой основной и дополнительной литературы и сдать рефераты для проверки преподавателю. Важным составляющим в изучении данного курса является решение различных задач и работа над проблемно-аналитическими заданиями, что предполагает знание соответствующей научной терминологии.
При выполнении докладов, творческих, информационных, исследовательских проектов особое внимание следует обращать на подбор источников информации и методику работы с ними.
Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать следующие правила:
Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц до экзамена.
Время непосредственно перед экзаменом лучше использовать таким образом, чтобы оставить последний день свободным для повторения курса в целом, для систематизации материала и доработки отдельных вопросов.
На экзамене (зачете) высокую оценку получают студенты, использующие данные, полученные в процессе выполнения самостоятельных работ, а также использующие собственные выводы на основе изученного материала.
Учитывая значительный объем теоретического материала, студентам рекомендуется регулярное посещение и подробное конспектирование лекций.
24
Подробные методические указания для обучающихся см. в учебно-методическом пособии Дементьева Ю.В., Павлова С.А. «Методические указания по освоению дисциплин для обучающихся по программам высшего образования».Размещено в электронной информационно-образовательной среде вуза.
10. Перечень
информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
1. Операционнаясистема Microsoft Windows
2.Microsoft Office 2010-2016 3.Антивирус Kaspersky Endpoint Security
4.ПрограммадляработысpdfфайламиAdobeReader
5.Архиватор 7-zip
6.Справочно-правовая система КонсультантПлюс
7.Справочно-правовая система Гарант
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления
образовательного процесса по дисциплине (модулю)
1.Проектор, ноутбук
2.Проекционный экран
3.Колонки
12. Образовательные технологии, используемые при освоении дисциплины
Для освоения дисциплины используются как традиционные формы занятий – лекции
(типы лекций – установочная, вводная, текущая, заключительная, обзорная; виды лекций – проблемная, визуальная, лекция конференция, лекция консультация); и семинарские, и практические занятия, так и активные и интерактивные формы занятий - деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач и разбор конкретных ситуаций.
На учебных занятиях используются технические средства обучения - мультимедийная доска, видеопроектор для демонстрации слайдов, видеосюжетов и др. Тестирование обучаемых может осуществляться с использованием компьютерного оборудования вычислительной лаборатории института.
12.1. В освоении учебной дисциплины используются следующие традиционные
образовательные технологии:
чтение проблемно-информационных лекций с использованием доски и видеоматериалов;
- практические занятия;
- контрольные опросы;
- консультации;
- самостоятельная работа с учебной литературой;
- подготовка и обсуждение рефератов, презентаций;
- тестирование по основным темам дисциплины.
12.2. Активные и интерактивные методы и формы обучения
Из перечня видов: («мозговой штурм», анализ НПА,анализ проблемных ситуаций, анализ
конкретных
ситуаций,
инциденты,
имитация
коллективной
профессиональной
деятельности, разыгрывание ролей, творческая работа, связанная с освоением дисциплины,
ролевая игра, круглый стол, диспут, беседа, дискуссия, мини-конференция и др.) используются следующие:
- решение ситуационных задач;
- сообщения с анализом;
- дискуссия.