Файл: Рабочая программа дисциплины Решение психологических проблем в педагогической деятельности Направление подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 8. 1
Методологические основы решения психологических проблем в педагогической деятельности
2 10 9. 2
Специфика работы педагога-психолога в образовательных организациях на этапе реализация ФГОС.
2 10 10. 3
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в процессе обучения
2 10 11. 4
Организация групповой развивающей работы с детьми, направленной на повышение уровня их школьной готовности, социально- психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений
2 10 12. 5
Организация психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики
10 13. 6
Занятия с учащимися, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, мотивационные профориентационные
2 10
10 тренинги
14. 7
Просвещение и консультирование родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
10 8
Компетентностная модель профессиональной, деятельности педагога в образовательной организации.
2 10 9
Профессиональное здоровье педагога и его укрепление
7
Промежуточная аттестация
Итого
4 8
87
*- в интерактивной форме
4.2.
Программа дисциплины, структурированная по темам / разделам
4.2.1. Содержание лекционного курса
№
п/п
Наименование темы
(раздела) дисциплины
Содержание лекционного занятия
1. Методологические основы решения психологических проблем в педагогической деятельности
Содержание деятельности педагога-психолога
(обязательные, и дополнительные). Консультирование.Консультативная деятельность. Работа с детьми. Работа с родителями.
Работа с педагогами.
2. Специфика работы педагога-психолога в образовательных организациях на этапе реализация ФГОС.
Особенности взаимодействия педагога-психолога с субъектами образовательного пространства (дети, коллеги, родители детей)
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в процессе обучения
Специфика психологических особенностей взаимодействия учителя иучащихся в различных образовательных системах. Взаимодействие детей врамках учебно-воспитательного процесса в дошкольном, младшем школьном иподростковом возрасте. Проблемывзаимодействия учащихся в ходе обучения.
4. Организация групповой развивающей работы с
Обучение и развитие как современная проблема.
Предпосылки возникновения развивающего обучения.
11 детьми, направленной на повышение уровня их школьной готовности, социально- психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений
Представления о субъектности учащегося и проблемах передачи новых знаний. Уровни школьной готовности, социально-психологическая адаптация учащихся.
5. Организация психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики
Диагностика трудностей в обучении иорганизация коррекционно-педагогической помощи детям. Задачи и направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями вобучении
6. Занятия с учащимися, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, мотивационные профориентационные тренинги
Методы произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы учащихсяРабота по формированию навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышения уверенности в себе, развития потребности в самовоспитании
7. Просвещение и консультирование родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в про- цессе школьного обучения. Формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей.
Индивидуальный маршрут обучения и развития
8. Компетентностная модель профессиональной, деятельности педагога в образовательной организации.
Методы моделирования жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Обучающийся как субъект взаимодействия.
Педагогические технологии на основе эффективности управления иорганизации учебного процесса: а) технологии индивидуализации обучения; б) коллективный способ обучения.
Учитель как информатор, координатор, организатор диалога, полилога, помощника, консультанта учащихся с учетом их индивидуальных способностей, создатель условий для личностной реализации каждого ученика.
9. Профессиональное здоровье педагога и его укрепление
Стадии развития (стадии оптимизма, разочарования).
Структура мотивации (ориентация на развитие или на результат)как уровень здоровья педагога.
4.2.2. Содержание практических занятий
№
п/п
Наименование темы
(раздела) дисциплины
Содержание практического занятия
1. Методологические основы решения психологических проблем в педагогической деятельности
1.
Содержание деятельности педагога-психолога
(обязательные, и дополнительные).
2.
Консультирование.
3.
Консультативная деятельность.
12 4.
Работа с детьми.
5.
Работа с родителями.
6.
Работа с педагогами.
2. Специфика работы педагога-психолога в образовательных организациях на этапе реализация ФГОС.
1.
Особенности взаимодействия педагога- психолога с субъектами образовательного пространства:
1.1. дети,
1.2. коллеги,
1.3. родители детей
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в процессе обучения
1. Специфика психологических особенностей взаимодействия учителя иучащихся в различных образовательных системах.
2. Взаимодействие детей врамках учебно- воспитательного процесса в дошкольном, младшем школьном иподростковом возрасте.
3. Проблемывзаимодействия учащихся в ходе обучения.
4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленной на повышение уровня их школьной готовности, социально- психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений
1. Обучение и развитие как современная проблема.
Предпосылки возникновения развивающего обучения.
2. Представления о субъектности учащегося и проблемах передачи новых знаний.
3. Уровни школьной готовности, социально- психологическая адаптация учащихся.
5. Организация психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики
1. Диагностика трудностей в обучении иорганизация коррекционно-педагогической помощи детям.
2. Задачи и направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями вобучении
6. Занятия с учащимися, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, мотивационные профориентационные тренинги
1. Методы произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы учащихся
2. Работа по формированию навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышения уверенности в себе, развития потребности в самовоспитании
7. Просвещение и консультирование родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
1. Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в про- цессе школьного обучения.
2. Формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей.
3. Индивидуальный маршрут обучения и развития
8. Компетентностная модель профессиональной,
1.
Методы моделирования жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение
13 деятельности педагога в образовательной организации. проблем. Обучающийся как субъект взаимодействия.
2.
Педагогические технологии на основе эффективности управления иорганизации учебного процесса: а) технологии индивидуализации обучения; б) коллективный способ обучения.
9. Профессиональное здоровье педагога и его укрепление
1. Стадии развития
(стадии оптимизма, разочарования).
2. Структура мотивации (ориентация на развитие или на результат)как уровень здоровья педагога.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
1. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании
[Электронный ресурс]: материалы к организации и проведению учебных занятий/ Пахальян
В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 278 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/37676.— ЭБС «IPRbooks»
2. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Электронный ресурс]: монография/ Сериков В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13012.— ЭБС «IPRbooks»
3. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект
[Электронный ресурс]: монография/ Подымова Л.С.— Электрон. текстовые данные.— М.:
Прометей, 2012.— 207 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18608.— ЭБС
«IPRbooks»
Вопросы для самостоятельного изучения:
Компетентностная модель профессиональной, деятельности педагога в
образовательной организации.
Учитель как информатор, координатор, организатор диалога, полилога, помощника, консультанта учащихся с учетом их индивидуальных способностей, создатель условий для личностной реализации каждого ученика.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине (модулю)
Предусмотрены следующие виды контроля качества освоения конкретной дисциплины:
- текущий контроль успеваемости
- промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине оформлен в приложении к рабочей программе дисциплины
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины в процессе обучения.
6.1 Паспорт фонда оценочных средств для проведения текущей аттестации по
дисциплине (модулю)
№
п/п
Контролируемые
разделы (темы)
Код
контролир
уемой
компетенц
ии
Наименование оценочного средства
1.
Методологические
ОПК-6
Вопросы к занятию, практические задания
14 основы решения психологических проблем в педагогической деятельности
ОПК-7
ПКО-2
ПКО-4 2.
Специфика работы педагога-психолога в образовательных организациях на этапе реализация
ФГОС.
ОПК-6
ОПК-7
ПКО-2
ПКО-4
Вопросы к занятию, практические задания
3.
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в процессе обучения
ПКО-2
ПКО-4
Вопросы к занятию, ситуационные задачи
4.
Организация групповой развивающей работы с детьми, направленной на повышение уровня их школьной готовности, социально- психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений
ОПК-6
ОПК-7
Вопросы к занятию, практические задания различной степени сложности
5.
Организация психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики
ПКО-2
ПКО-4
Вопросы к занятию,практические задания различной степени сложности
6.
Занятия с
ОПК-6
Вопросы к занятию практические задания
15 учащимися, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, мотивационные профориентационны е тренинги
ОПК-7 различной степени сложности.
7.
Просвещение и консультирование родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
ОПК-6
ОПК-7
ПКО-2
ПКО-4
Вопросы к занятию, ситуационные задачи.
8.
Компетентностная модель профессиональной, деятельности педагога в образовательной организации.
ОПК-6
ОПК-7
Вопросы к занятию, ситуационные задачи.
9.
Профессиональное здоровье педагога и его укрепление.
ПКО-2
ПКО-4
Вопросы к занятию, практические задания различной степени сложности
6.2 Контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности в процессе текущего контроля по темам