Файл: Рабочая программа дисциплины Решение психологических проблем в педагогической деятельности Направление подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
Приложение
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Решение психологических проблем в педагогической деятельности»
26
1. Паспорт компетенций
Код оцениваемой компетенции (или её части)
Вид контроля
Компонент фонда оценочных средств
ОПК-6
ОПК-7
ПКО-2
ПКО-4 письменный
Практические задания различной степени сложности, ситуационные задачи
ОПК-6
ОПК-7
ПКО-2
ПКО-4 письменный
Тест
ОПК-6
ОПК-7
ПКО-2
ПКО-4 устный
Вопросы к экзамену
2.Критерии освоения компетенций
В качестве критериев освоения компетенций используются знания, умения, владения.
Критерии оценки знаний студентов (пороговый уровень сформированности
компетенции)
Шкала оценивания
Показатели оценивания компетенций
Отлично
- студент глубоко и всесторонне усвоил материал, уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает, опираясь на знания основной и дополнительной литературы,
- делает квалифицированные выводы и обобщения;
- владеет на высококвалифицированном уровне системой понятий.
Хорошо
- студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной и дополнительной литературы;
- затрудняется в формулировании квалифицированных выводов и обобщений;
- владеет на достаточном уровне системой понятий.
Удовлетворительно
- студент ориентируется в материале, однако затрудняется в его изложении;
- показывает недостаточность знаний основной и дополнительной литературы;
- слабо аргументирует научные положения;
- практически не способен сформулировать выводы и обобщения;
- частично владеет системой понятий.
Неудовлетворительно
- студент не усвоил значительной части материала;
- не может аргументировать научные положения;
- не формулирует квалифицированных выводов и обобщений;
- не владеет системой понятий.
Критерии оценки умений студентов по решению учебно-профессиональных задач и
заданий (продвинутый уровень сформированности компетенции)
27
Шкала оценивания
Показатели оценивания компетенций
Отлично
студент самостоятельно и правильно решил учебно- профессиональную задачу или задание, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя научные понятия, ссылаясь на нормативную базу.
Хорошо
студент самостоятельно и в основном правильно решил учебно- профессиональную задачу или задание, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя научные понятия.
Удовлетворительно
студент в основном решил учебно-профессиональную задачу или задание, допустил несущественные ошибки, слабо аргументировал свое решение, недостаточно используя научные понятия.
Неудовлетворительно студент не решил учебно-профессиональную задачу или задание.
Критерии оценки владения студентами навыками решения широкого круга
комплексных проблемно-аналитических задач профессиональной деятельности
(повышенный уровень сформированности компетенции)
Шкала оценивания
Показатели оценивания компетенций
Отлично
даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, правильно и рационально (с использованием рациональных методик) решены задачи деловых игр, кейс-стади; при ответах выделялось главное, все теоретические положения умело увязывались с требованиями руководящих документов; ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии.
Хорошо
даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решены практические задания; при ответах не всегда выделялось главное, отдельные положения недостаточно увязывались с требованиями руководящих документов, при решении задач деловых игр, кейс-стади не всегда использовались рациональные методики; ответы в основном были краткими, но не всегда четкими.
Удовлетворительно
даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении задач деловых игр, кейс-стади студент использовал прежний опыт, на уточняющие вопросы даны правильные ответы; при ответах не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы.
Неудовлетворительно не выполнены требования, предъявляемые к навыкам, оцениваемым
“удовлетворительно”.
Контрольные задания и/или иные материалы для проведения промежуточной
аттестации, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и/или опыта
Тест
1. Какой документ должна разработать школа в части воспитания в
28
соответствии с требованиями ФГОС ОО?
1. модель организации воспитательного процесса
2. программу воспитания, социализации и развития
3. программу развития детского самоуправления
4. систему социального партнерства школы и других институтов социализации
2. По какому направлению развития личности организуется внеурочная
деятельность.
1. спортивно-оздоровительному
2. социально-педагогическому
3. художественному
4. туристско-краеведческому
3.Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?
1.
Внеурочная деятельность является обязательной для общеобразовательной организации (школы) и должна найти отражение в ее образовательной программе, но внеурочная деятельность не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки
1. внеурочная деятельность является необязательной для общеобразовательной организации (школы)
2. формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности определяются программой дополнительного образования
3. часы, отведенные на внеурочную деятельность, учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся
4. Какой из предложенных вариантов относится к основным принципам
организации внеурочной деятельности?
1. учёт возрастных особенностей
2. гендерный подход
3. принцип научности
4.
«от простого к сложному»
5. Субъектами инклюзивного образовательного процесса являются:
1. ребенок с ОВЗ, родители/законные представители ребенка с ОВЗ, тьютор;
2. ребенок с ОВЗ, учащиеся совместно с ребенком с ОВЗ, родители/законные представители ребенка с ОВЗ, родители учащихся класса, в котором обучается ребенок с
ОВЗ, педагогический коллектив образовательного учреждения;
3. ребенок с ОВЗ, координатор психолого-медико-педагогического консилиума, председатель психолого-медико-педагогической комиссии Окружного ресурсного центра;
4. родители/законные представители ребенка с ОВЗ, педагогический коллектив образовательного учреждения.
6. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется по
инициативе
образовательной
организации
специалистами
психолого-медико-
педагогической комиссии (ПМПК) в случае, если:
1. ребенок нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии;
2. ребенок является инвалидом;
3. возникает необходимость учета особых образовательных потребностей ребенка, требующих разработки индивидуальной образовательной программы и создание специальных образовательных условий ее реализации;
4. по инициативе родителей учащихся обучающихся совместно с ребенком.
7. Документом, отражающим общую стратегию и конкретные шаги
педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в процессе получения им образования и
социальной адаптации, является:
29 1. устав образовательного учреждения, осуществляющего инклюзивную практику;
2. индивидуальный образовательный план;
3. дневник психолого-педагогического сопровождения;
4.все варианты ответа верны.
8. Для адаптации ребенка с ОВЗ в классе учителю в первую очередь необходимо:
1. создать условия для освоения ребенком с ОВЗ предмета обучения;
2.создать ситуацию успеха в сфере общения для всех участников образовательного процесса;
3. создать ситуацию успеха в сфере общения для ребенка с ОВЗ;
4. разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ.
9. Рекомендовать кандидатуру ребенка на прохождение психолого-медико-
педагогической комиссии (ПМПК) имеет право:
1.директор образовательного учреждения;
2. школьный психолог;
3. учитель-предметник;
4. внутришкольный контроль, с согласия родителей
1 2 3 4
10. Целью развивающего обучения является:
1. развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
2. достижение высокого уровня обученности учащихся;
3. формирование умственных действий и понятий;
4. развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
11. Учебная деятельность состоит из:
1. учебной задачи и учебных действий;
2. мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;
3. работы познавательных процессов;
4. действий внутреннего контроля и оценки.
12. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность
процесса обучения, является:
1. потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
2. потребность получать одобрение и признание;
3. стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
4. стремление приобрести новые знания и умения.
13. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.
Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает:
1. организация обучения от частного к общему;
2. логика восхождения от абстрактного к конкретному;
3. овладение большой суммой знаний;
4. принцип усвоения логических форм.
14. Недостатком программированного обучения является:
1. отсутствие четких критериев контроля знаний;
2. недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
3. отсутствие индивидуального подхода к обучению;
4. недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
15. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности
учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
1. программированного обучения;
2. проблемного обучения;
3. теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
4. традиционного обучения.
16. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
1. овладение основными навыками чтения и счета;
2. развитие у ребенка мелкой моторики;
1. развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
2. достижение высокого уровня обученности учащихся;
3. формирование умственных действий и понятий;
4. развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
11. Учебная деятельность состоит из:
1. учебной задачи и учебных действий;
2. мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;
3. работы познавательных процессов;
4. действий внутреннего контроля и оценки.
12. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность
процесса обучения, является:
1. потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
2. потребность получать одобрение и признание;
3. стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
4. стремление приобрести новые знания и умения.
13. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.
Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает:
1. организация обучения от частного к общему;
2. логика восхождения от абстрактного к конкретному;
3. овладение большой суммой знаний;
4. принцип усвоения логических форм.
14. Недостатком программированного обучения является:
1. отсутствие четких критериев контроля знаний;
2. недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
3. отсутствие индивидуального подхода к обучению;
4. недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
15. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности
учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
1. программированного обучения;
2. проблемного обучения;
3. теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
4. традиционного обучения.
16. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
1. овладение основными навыками чтения и счета;
2. развитие у ребенка мелкой моторики;
30 3. желание ребенка ходить в школу;
4. зрелость психических функций и саморегуляция;
5. наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
17. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в
процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):
1. восприятие;
2. мотивация;
3. внутренний план действия;
4. сравнение;
5. рефлексия;
4 внимание;
5. теоретический анализ.
18. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) — это:
1. взаимодействие учащихся в процессе обучения;
2. процесс взаимодействия педагога с учеником;
3. процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.
19. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и
воспитания называется:
1. педагогической направленностью;
2. педагогической деятельностью;
3. педагогическим общением;
4. педагогической компетентностью.
20. Педагогическая деятельность начинается с:
1. отбора учебного содержания;
2. выбора методов и форм обучения;
3. анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
Вариант 2.
1. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить
гипотез:
1. о наличии явления;
2. о наличии связи между явлениями;
3. как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
4. о наличии причинной связи между явлениями.
2. Объединение в единое целое тех компонентов, факторов, которые
способствуют развитию учащихся, педагогов в их непосредственном взаимодействии –
это… :
1. обучение;
2. педагогическое управление;
3. педагогический процесс.
3. Учение в отечественной науке П.Я Гальперин трактовал как:
1. приобретение знаний, умений и навыков;
2. усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
3. специфический вид учебной деятельности;
4. вид деятельности.
4. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не
плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
1. Л.С. Выготский;
2. С.Л. Рубинштейн;
3. Б.Г. Ананьев;
4. Дж. Брунер.
31
5. Уровень актуального развития характеризует:
1. обученность, воспитанность, развитость;
2. обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
3. самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;
4. обученность, обучаемость.
6. Первый по порядку структурный этап педагогического процесса:
1. принципы;
2. формы;
3. средства;
4. цель;
5. содержание;
6. методы
7. Второй по порядку следования этапы психолого-педагогического
исследования:
1. этап качественного и количественного анализа;
2. подготовительный этап;
3. этап интерпретации;
4. исследовательский этап.
8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на
овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
1. широкими познавательными мотивами;
2. широкими социальными мотивами;
3. учебно-познавательными мотивами;
4. узкими социальными мотивами.
9. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и
разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет
суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
1. организационной;
2. конструктивной;
3. коммуникативно-стимулирующей;
4. информационно-обучающей.
10. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
1. межличностной коммуникации;
2. восприятия и понимания друг друга;
3. межличностного взаимодействия;
4. передачи информации.
11. …как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления
себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в
учебном процессе:
1. социально-психологическая рефлексия;
2. стереотипизация;
3. эмпатия;
4. идентификация.
12. Последний по порядку следования этап профессионального самоопределения:
1. этап профессионального самоопределения;
2. первичный выбор профессии;
3. профессиональная адаптация;
4. профессиональное обучение;
5. самореализация в труде.
13. Интересы и склонности учителя выступают показателями… плана общения.
1. коммуникативного;
2. индивидуально-личностного;
32 3. общего социально-психологического;
4. морально-политического.
14. Деятельность человека направлена на изменение своей личности в
соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и
убеждениями – это…:
1. воспитание;
2. педагогические закономерности воспитания;
3. самовоспитание;
4. самообразование.
15. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на
решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…:
1. дидактические способности;
2. академические способности;
3. перцептивные способности;
4. организаторские способности.
16.
Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической
жизни – это:
1. интеракция
2. интерференция
3. интроспекция
4. интуиция
17.
Изучение психики посредством общения называется:
1. метод беседы
2. тестов
3. наблюдения
4. анкеты
18.Представление о будущем желаемом результате является:
1. целью
2. символом
3. значком
4. значением
19. Профессия учитель относится к системе:
1. человек-техника
2. человек-человек
3. человек-природа
4. человек-знаковая система
20. Невербальная коммуникация – это процесс общения с помощью:
1. языка
2. письма
3. расстояния
4. мимики и жестов
Ответы.
Вариант1. 1(2), 2(2),3(1),4(1),5(2),6(3),7(2),8(2),9(1), 10(1), 11(2), 12(4), 13(2), 14(4),
15(2), 16(4), 17(3,5), 18(3), 19(2),20(3).
Вариант2. 1(4),2(2),3(2),4(1),5(1),6(4),7(4),8(1),9(4), 10(2), 11(2), 12(5), 13(2), 14(3),
15(4), 16(3), 17(1), 18(1), 19(2), 20(4).
Примерный список вопросов
1.
Назовите основные положения методологических основрешения психологических проблем в педагогической деятельности
2.
Назовите основное содержание деятельности