Файл: Методические рекомендации по обязательного зачета по учебному предмету Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Методика определения показателей физического состояния

1. При определении массо-ростового показателя необходимо массу тела (вес) в граммах разделить на рост в см

2. Жизненный показатель определяется из соотношения ЖЕЛ (в мл) к массе тела в кг. Снижение показателя свидетельствует о недостаточности ЖЕЛ либо избыточном веса тела.

5. Время восстановления пульса. Считается пульс через 1, 2, 3 минуты отдыха. Результат: через 1мин-отлично; 2мин-хорошо; 3мин-удовлетворительно; 4мин-неудовлетворительно.

7. Гибкость- это способность к выполнению движений с большой амплитудой в различных суставах. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, состояния суставов.

9. Напольным динамометром определяется сила мышц спины, оценивается соотношение силы мышц стены к массе тела, выраженное в процентах.

Критерии уровня физического состояния:


Рост стоя и сидя измеряют деревянным ростомером. Он состоит из широкой вертикальной стойки, укрепленной на прочной подставке, откидной скамейки высотой 40 см и муфты с планшеткой, которая может скользить по вертикальной стойке. Длину ног измеряют, вычитая величину роста сидя из показателя роста стоя.

Массу тела определяют на проверенных медицинских весах с точностью до 50 г.

Измерение диаметров - ширины плеч, переднезаднего и поперечного диаметров грудной клетки и ширины таза - проводят толстотным циркулем.

Измерение окружностей - шеи, грудной клетки, плеча, предплечья, бедра и голени --делают сантиметровой портновской лентой.

Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) определяют с помощью спирометра.

Сила мышц кисти измеряется кистевым динамометром, сила мышц разгибателей спины - становым динамометром.

2. Оценка физического развития

Она может проводиться с помощью трех методов: антропометрических стандартов, методов корреляции и индексов.

Метод анропометрических стандартов. Антропометрические стандарты - это средние величины признаков физического развития, полученные путем статической обработки большого количества измерений однородного по составу (по полу, возрасту, профессии и т.д.) контингента людей.

Метод стандартов получил широкое распространение и является наиболее точным. Физическое развитие человека, оцениваемое по этому методу, сравнивается с физическим развитием той группы, представителем которой он является. Для этого составляются специальные «нормативные» оценочные таблицы. Материал антропометрического обследования обрабатывается вариационно-статическим методом.

Прежде чем определять индивидуальное отклонение признаков физического развития в сравнении с данными, приведенными в стандартных таблицах, необходимо точно установить возраст обследуемого.

Оценка по стандартам производится путем сравнивания оцениваемого показателя со средней арифметической величиной его по таблице, в той ростовой группе, к которой принадлежит исследуемый. Например, у имеющего рост 164 см, надо оценить вес, равный 64 кг, относящийся к возрастной группе 21 год. Данный обследуемый относится к ростовой группе 164 см, где М (ср. арифметическое) для веса=59,7, а (ср. квадратическое отклонение)=6,8.


Для оценки надо узнать разность между фактической величиной и величиной, приведенной в таблице (64 кг - 60,4 кг =+3,6 кг), а затем определим, сколько сигм заключено в этой разнице, для чего 3,6 : 6,8 = 0,05.

Поскольку фактическая величина превышает табличную, оценка веса будет составлять +0,05. Это свидетельствует, что этот показатель средний (см. оценку физ. развития). Так же оцениваются и другие показатели.

Некоторые исследователи считают целесообраным увеличить понятие «норма» признака до величин в пределах 1 от ср. арифметической величины.

Самостоятельная оценка физического состояния по таблице КОНТРЭКС -1

Оценка физического состояния по диагностической системе самоконтроля КОНТРЭКС - 1
















№п/п

Факторы

Влияние




1

Возраст

За каждый год начисляется 1 балл




2

Масса тела

Имеющий массу тела в нормальных пределах получает 30 баллов. За каждый кг массы сверх должных величин вычитается 1 балл




3

Артериальное давление

Имеющий нормальное давление АД получает 30 баллов. За каждый 1 мм рт. ст. давления (систолическое и диастолическое) выше рассчитанной величины вычитается 1 балл




4

ЧСС в покое

За каждый удар ниже 90 начисляется 1 балл. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются




5

Восстанавли-ваемость пульса

Восстановление ЧСС через 2 мин после 20 приседаний за 40 сек. Соответствие ЧСС исходной величины оценивается в 30 баллов. При превышении на 10 - 20 сек. Вычитается 10 баллов




6

Общая выносливость

Занятия 15 мин. Бегом при ЧСС 170 уд. в 1 мин

4 раза в неделю - 25 баллов

3 раза в неделю - 10 баллов

2 раза в неделю - 10 баллов

1 раз в неделю - 5 баллов




7

Курение

Некурящий получает 30 баллов. За каждую сигарету, выкуренную в течение 1 дня вычитается 10 баллов




8

Прием алкоголя

Неупотребляющий - 30 баллов. За каждые 100 г любого алкогольного напитка, выпитого за неделю, вычитается 2 балла




















Оценка физического состояния в баллах

Низкое - менее 90

Ниже среднего - 91 - 120

Среднее - 121 - 170

Выше среднего - 171 - 200

Высокое - более 200

Критерии оценивания обучающихся по первому вопросу


Оценка/

балл

Примерные требования к оценке знаний

Отлично/5

- обучающийся демонстрирует глубокие знания, умеет выделять главные положения в изученном материале, логично излагать. В ответах отсутствуют ошибки и недочеты, при устных ответах устраняются отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя.

Хорошо/4

- обучающийся демонстрирует знание изученного программного материала, выделяет главные положения в изученном материале. В ответах имеются незначительные (негрубые) ошибки и недочеты или нарушена определенная последовательность ответа.

Удовлетво- рительно/3

- обучающийся демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, испытывает затруднение при самостоятельном рассказе, нуждается в необходимости незначительной помощи учителя; затрудняется отвечать на видоизмененные вопросы. В ответах - наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Неудовлет-ворительно/2

- обучающийся демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. В ответах - наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала или полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Критерии оценивания обучающихся по второму вопросу


Оценка/балл

Примерные требования к оценке умений осуществлять

физкультурную деятельность

Отлично/5

- обучающийся без ошибок выполняет все технические действия, умеет: организовывать физическую нагрузку в режиме дня, утреннюю гимнастику, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и т.д.; самостоятельно организовать места занятий физическими упражнениями с учетом требований их безопасности; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; наблюдать и осуществлять контроль за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями развития основных физических качеств.

Хорошо/4

- обучающийся умеет то же, что и на оценку «отлично», но выполняет все с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств (не менее 75% от общего объема требований)

Удовлетво- рительно/3

- обучающийся выполняет не менее 50% от всех видов самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, предусмотренных программой, использует помощь учителя

Неудовлет-ворительно/2

- обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов, представленных в требованиях на оценку «удовлетво- рительно»

Задания по разделу «Гимнастика с основами акробатики»

Испытуемый после того, как его вызвали, поднимает выпрямленную руку вверх, что сообщает о его готовности выполнить упражнение. Ожидает команду «Можно!», после чего выполняет комбинацию.

п/п

Содержание

Баллы



И.п. –основная стойка






Шагом одной равновесие на правой (левой), руки в стороны,

1



Кувырок вперед в стойку на лопатках (держать),

1



Перекат вперед в сед углом (держать),

1



Из положения лежа на спине - «мост» (держать),

1



Поворот направо(налево) кругом в упор присев (девушки), в упор лежа (юноши)

0,5



Кувырок назад, прыжок с поворотом на 1800,

1



Махом одной толчком другой переворот боком, приставить ногу

1



Махом одной толчком другой переворот боком с поворотом на 900,

1



Приставляя ногу положение «старт пловца»,

0,5



Кувырок прыжком, поворот на 3600

2



Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Максимально возможная оценка – 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитывается сбавка согласно следующей классификации:

1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 баллов до полной «стоимости» элемента:

- выполнение в другом положении или другим способом – 0,5 баллов до «невыполнение»;

- выполнение в неопределенном положении – «невыполнение».

  1. Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – 0,1 - 0,4 балла:

- не оттянуты носки – 0,1 - 0,2 балла;

- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 - 0,3 балла;

- согнуты ноги – 0,3 - 0,4 балла.

Критерии оценивания обучающихся по третьему вопросу:

Соответствие количества баллов, набранных обучающимися при выполнении гимнастики с элементами акробатики, с оценками:

10,0 - 8,0 баллов – «отлично» /5;

7,9 - 6,9 баллов – «хорошо» /4

6,0 - 5,0 баллов – «удовлетворительно» /3;

4,9 - и ниже баллов – «неудовлетворительно» /2.