Файл: Методические рекомендации по обязательного зачета по учебному предмету Физическая культура.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рост стоя и сидя измеряют деревянным ростомером. Он состоит из широкой вертикальной стойки, укрепленной на прочной подставке, откидной скамейки высотой 40 см и муфты с планшеткой, которая может скользить по вертикальной стойке. Длину ног измеряют, вычитая величину роста сидя из показателя роста стоя.
Массу тела определяют на проверенных медицинских весах с точностью до 50 г.
Измерение диаметров - ширины плеч, переднезаднего и поперечного диаметров грудной клетки и ширины таза - проводят толстотным циркулем.
Измерение окружностей - шеи, грудной клетки, плеча, предплечья, бедра и голени --делают сантиметровой портновской лентой.
Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) определяют с помощью спирометра.
Сила мышц кисти измеряется кистевым динамометром, сила мышц разгибателей спины - становым динамометром.
2. Оценка физического развития
Она может проводиться с помощью трех методов: антропометрических стандартов, методов корреляции и индексов.
Метод анропометрических стандартов. Антропометрические стандарты - это средние величины признаков физического развития, полученные путем статической обработки большого количества измерений однородного по составу (по полу, возрасту, профессии и т.д.) контингента людей.
Метод стандартов получил широкое распространение и является наиболее точным. Физическое развитие человека, оцениваемое по этому методу, сравнивается с физическим развитием той группы, представителем которой он является. Для этого составляются специальные «нормативные» оценочные таблицы. Материал антропометрического обследования обрабатывается вариационно-статическим методом.
Прежде чем определять индивидуальное отклонение признаков физического развития в сравнении с данными, приведенными в стандартных таблицах, необходимо точно установить возраст обследуемого.
Оценка по стандартам производится путем сравнивания оцениваемого показателя со средней арифметической величиной его по таблице, в той ростовой группе, к которой принадлежит исследуемый. Например, у имеющего рост 164 см, надо оценить вес, равный 64 кг, относящийся к возрастной группе 21 год. Данный обследуемый относится к ростовой группе 164 см, где М (ср. арифметическое) для веса=59,7, а (ср. квадратическое отклонение)=6,8.
Для оценки надо узнать разность между фактической величиной и величиной, приведенной в таблице (64 кг - 60,4 кг =+3,6 кг), а затем определим, сколько сигм заключено в этой разнице, для чего 3,6 : 6,8 = 0,05.
Поскольку фактическая величина превышает табличную, оценка веса будет составлять +0,05. Это свидетельствует, что этот показатель средний (см. оценку физ. развития). Так же оцениваются и другие показатели.
Некоторые исследователи считают целесообраным увеличить понятие «норма» признака до величин в пределах 1 от ср. арифметической величины.
Самостоятельная оценка физического состояния по таблице КОНТРЭКС -1
Оценка физического состояния по диагностической системе самоконтроля КОНТРЭКС - 1
| | | | |
№п/п | Факторы | Влияние | | |
1 | Возраст | За каждый год начисляется 1 балл | | |
2 | Масса тела | Имеющий массу тела в нормальных пределах получает 30 баллов. За каждый кг массы сверх должных величин вычитается 1 балл | | |
3 | Артериальное давление | Имеющий нормальное давление АД получает 30 баллов. За каждый 1 мм рт. ст. давления (систолическое и диастолическое) выше рассчитанной величины вычитается 1 балл | | |
4 | ЧСС в покое | За каждый удар ниже 90 начисляется 1 балл. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются | | |
5 | Восстанавли-ваемость пульса | Восстановление ЧСС через 2 мин после 20 приседаний за 40 сек. Соответствие ЧСС исходной величины оценивается в 30 баллов. При превышении на 10 - 20 сек. Вычитается 10 баллов | | |
6 | Общая выносливость | Занятия 15 мин. Бегом при ЧСС 170 уд. в 1 мин 4 раза в неделю - 25 баллов 3 раза в неделю - 10 баллов 2 раза в неделю - 10 баллов 1 раз в неделю - 5 баллов | | |
7 | Курение | Некурящий получает 30 баллов. За каждую сигарету, выкуренную в течение 1 дня вычитается 10 баллов | | |
8 | Прием алкоголя | Неупотребляющий - 30 баллов. За каждые 100 г любого алкогольного напитка, выпитого за неделю, вычитается 2 балла | | |
| | | | |
Оценка физического состояния в баллах
Низкое - менее 90
Ниже среднего - 91 - 120
Среднее - 121 - 170
Выше среднего - 171 - 200
Высокое - более 200
Критерии оценивания обучающихся по первому вопросу
Оценка/ балл | Примерные требования к оценке знаний |
Отлично/5 | - обучающийся демонстрирует глубокие знания, умеет выделять главные положения в изученном материале, логично излагать. В ответах отсутствуют ошибки и недочеты, при устных ответах устраняются отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя. |
Хорошо/4 | - обучающийся демонстрирует знание изученного программного материала, выделяет главные положения в изученном материале. В ответах имеются незначительные (негрубые) ошибки и недочеты или нарушена определенная последовательность ответа. |
Удовлетво- рительно/3 | - обучающийся демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, испытывает затруднение при самостоятельном рассказе, нуждается в необходимости незначительной помощи учителя; затрудняется отвечать на видоизмененные вопросы. В ответах - наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. |
Неудовлет-ворительно/2 | - обучающийся демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. В ответах - наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала или полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков. |
Критерии оценивания обучающихся по второму вопросу
Оценка/балл | Примерные требования к оценке умений осуществлять физкультурную деятельность |
Отлично/5 | - обучающийся без ошибок выполняет все технические действия, умеет: организовывать физическую нагрузку в режиме дня, утреннюю гимнастику, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и т.д.; самостоятельно организовать места занятий физическими упражнениями с учетом требований их безопасности; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; наблюдать и осуществлять контроль за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями развития основных физических качеств. |
Хорошо/4 | - обучающийся умеет то же, что и на оценку «отлично», но выполняет все с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств (не менее 75% от общего объема требований) |
Удовлетво- рительно/3 | - обучающийся выполняет не менее 50% от всех видов самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, предусмотренных программой, использует помощь учителя |
Неудовлет-ворительно/2 | - обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов, представленных в требованиях на оценку «удовлетво- рительно» |
Задания по разделу «Гимнастика с основами акробатики»
Испытуемый после того, как его вызвали, поднимает выпрямленную руку вверх, что сообщает о его готовности выполнить упражнение. Ожидает команду «Можно!», после чего выполняет комбинацию.
№ п/п | Содержание | Баллы |
| И.п. –основная стойка | |
| Шагом одной равновесие на правой (левой), руки в стороны, | 1 |
| Кувырок вперед в стойку на лопатках (держать), | 1 |
| Перекат вперед в сед углом (держать), | 1 |
| Из положения лежа на спине - «мост» (держать), | 1 |
| Поворот направо(налево) кругом в упор присев (девушки), в упор лежа (юноши) | 0,5 |
| Кувырок назад, прыжок с поворотом на 1800, | 1 |
| Махом одной толчком другой переворот боком, приставить ногу | 1 |
| Махом одной толчком другой переворот боком с поворотом на 900, | 1 |
| Приставляя ногу положение «старт пловца», | 0,5 |
| Кувырок прыжком, поворот на 3600 | 2 |
Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Максимально возможная оценка – 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитывается сбавка согласно следующей классификации:
1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 баллов до полной «стоимости» элемента:
- выполнение в другом положении или другим способом – 0,5 баллов до «невыполнение»;
- выполнение в неопределенном положении – «невыполнение».
-
Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – 0,1 - 0,4 балла:
- не оттянуты носки – 0,1 - 0,2 балла;
- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 - 0,3 балла;
- согнуты ноги – 0,3 - 0,4 балла.
Критерии оценивания обучающихся по третьему вопросу:
Соответствие количества баллов, набранных обучающимися при выполнении гимнастики с элементами акробатики, с оценками:
10,0 - 8,0 баллов – «отлично» /5;
7,9 - 6,9 баллов – «хорошо» /4
6,0 - 5,0 баллов – «удовлетворительно» /3;
4,9 - и ниже баллов – «неудовлетворительно» /2.