Файл: Вопросы практических занятий по дисциплине Антикоррупционная политика в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы практических занятий

по дисциплине «Антикоррупционная политика в РФ»


  1. Понятие коррупции как социального явления.

Коррупция (от лат. corruptio - разламывать, портить, повреж­дать) – это социальное явление, характеризующееся с одной стороны подкупаемостью, продажностью должностных лиц, и с другой – корыстным использованием официальных служебных полномочий, связанного с ними авторитета, возможностей, связей.

В нашей стране нет юридически оформленной трактовки явления «коррупции». Это связано с тем, что коррупционными в той или иной мере были все государства России: Киевская и Московская Руси, Московское царство и Российская империя, Советский Союз и современная Российская Федерация. Сегодня под этим явлением законодатели понимают должностные преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и в главе 23 «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях».

Многие ученые раскрывают коррупцию именно как социальное явление. По мнению Б.В. Волженкина, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

А. И. Долгова определяет коррупцию как социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей [13, с. 501].

В.С. Овчинский и С.С. Овчинский рассматривают коррупцию как сложное социаль-ноправовое явление, связанное с подкупом лиц, находящихся на государственной или общественной службе, получением ими дополнительных доходов, благ и привилегий за совершение умышленных действий или бездействия (в том числе в интересах третьих лиц) вопреки интересам государства и общества [14, с. 9].

М.В. Кос-тенников определяет коррупцию как социально-правовое явление, поразившее аппарат государственного управления с различных сторон и связанное с его разложением, когда представители этого данного аппарата незаконно используют служебное положение вопреки интересам службы для получения выгоды в личных целях, интересах третьих лиц или групп [2, с. 20].


С точки зрения П.А. Кабанова коррупция представляет собой социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения [15, с. 7].

Коррупция сложилась в обществе. В нем она и развивается. Таким образом, она является социальным явлением так как она порождается системой взаимоотношений людей и подчинена действиям определенных психологических, социальных, экономических, политических, а также иных закономерностей (факторов), которые объективно существуют обществе.

Без понимания социальной сущности коррупции трудно решить важные проблемы по ее предупреждению и пресечению в системе государственной службы. Коррупция является специфической социальной структурой с наличием определенных устойчивых принципов при взаимоотношении людей. По мнению А.В. Дахина, особенность различных структур коррупции состоит в том, что они развиваются в сфере функциональных отношений должностных лиц, замещают их собой, являются альтернативой законным действиям этих лиц [

Как социальное явление коррупция реализуется через такие действия как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.


  1. Признаки коррупции

Разобравшись с тем, что такое коррупция, стоит выделить основные признаки этого явления (общие признаки):

  1. Сложность и системность. Это многогранная проблема вертикально-горизонтального взаимодействия членов общества.

  2. Наличие сговора при подкупе и продажности. То есть это двусторонний или даже многосторонний процесс, выражающийся в преднамеренной договоренности группы лиц в даче взятки и получении после этого определенных выгод и преференций.

  3. Корыстный умысел лиц, вступающий в такое незаконное взаимодействие. Нередко он носит системный принудительный характер, когда мелкие госслужащие, получив взятку, «делятся» этим доходом с вышестоящим начальством.

  4. Использование лицом своих официальных полномочий и возможностей госоргана вне интересов широких общественных масс.



На практике, корупции свойственны следующие проявления (частные примеры):

предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на работу/на государственную службу и дальнейшем продвижении по службе;

- неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности в ущерб установленном порядку;

- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;

- нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий.


  1. Модели коррупции.

Существующие теоретические подходы к коррупции находят свое отражение в различных ее моделях. Модель коррупции — есть теоретическое представление о реальной системе участников коррупции, составе ее элементов, количестве и характере связей между ними.

Полезно различать по субьектному составу верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает им оперативно решить свои проблемы. С другой стороны, это часть платы за возможность мелкого нарушения законов и принятых положений.


В то же время масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку она, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию.

Часто обе стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему руководителю за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя. Это тоже коррупция, которую обычно называют вертикальной. Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, так как свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в организованный, системный характер.

Коррупция проявляется в различных сферах экономической деятельности человека, которые в совокупности формируют своеобразные рынки. Коррупция при применении описываемого нами подхода часто классифицируется по «профессиональному» признаку: коррупция на таможне, коррупция при заключении контрактов, коррупция в образовании и т. д. Формирование рынка коррупционных услуг связано с распределением сфер влияния между чиновниками и порядком взаимодействия их между собой. Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции – коррупции между членами одной организации – сообщает ей черты организованной преступности.
Географическая» классификация обобщает многие наблюдения исследователей коррупции. Ее «континентальная» привязка не должна восприниматься как попытка унижения национального достоинства какого-либо, поскольку на каждом континенте можно найти примеры реализации моделей, поименованных в данной классификации названием другого континента.

Западно-европейская модель. Для нее характерен низкий уровень коррупции, которая воспринимается обществом как явная аномалия, сопряженная с нарушением закона (класс I по Алатасу). Этому способствует традиция, в которой высока доля гражданской культуры по Ходкинсону.

Часто коррупцию такого типа называют экономической. При этом имеется в виду, что коррупция является разновидностью теневых услуг. Коррупционные сделки случайны и редки. Постоянные коррупционные связи возникают еще реже и глубоко конспирируются.


Азиатская модель. Коррупция - привычное и общественно-приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с историей, традициями, обусловливавшими функционирование государства. Эту разновидность коррупции, в отличие от предыдущего случая, можно назвать социальной. Это означает, что коррупционные отношения теснейшим образом переплетены с другими социальными отношениями: семейными, земляческими, этническими, корпоративными и т.п. Здесь работают укорененные традиции. Следуя Jain, можно напомнить о практики бакшиша в Средней Азии или о Guanxi - практике выстраивания долгосрочных деловых и политических отношений, бытующей в некоторых восточно-азиатских странах, и базирующейся на обмене дружескими связями.

Долгое время Россия в той или иной степени соответствовала этой модели. Начало модернизации способствовало вытеснению ее западной моделью. Однако рост коррупции и культурно-исторические традиции привели к возврату азиатской модели. Тем не менее две перечисленные ниже возможности для нас также не закрыты.

Африканская модель. Власть продается «на корню» группе основных экономических кланов, договорившихся между собой (или сливается с ними), и политическими средствами обеспечивает надежность их существования. Переход к этой модели возможен при следующих условиях:

• политическая власть в стране остается неконсолидированной;

• финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются;

• формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово-бюрократическими группами и частью политической элиты.

Для страны это означает использование демократических процедур в качестве камуфляжа; экономика примитивизируется, удовлетворяя только самые основные потребности населения во избежание социальных потрясений и обеспечивая интересы узкой олигархической группы. В классификации Алатаса это коррупция в промежутке между вторым и третьим классами.

Латиноамериканская модель. Попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Спохватившаяся власть оказывается на десятилетия втянутой в жесткое прямое противостояние с мафией, ставшей государством в государстве. Экономическое благополучие становится задачей не только недостижимой, но даже второстепенной на фоне других проблем. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы