Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Ирбитский гуманитарный колледж»
Программа подготовки специалистов среднего звена
44.02.01 Дошкольное образование
Формирование основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста (5-6 лет)
Реферат
Речкалова Алина Александровна
Курс: 4
Группа: 49в2
Форма обучения: Заочная
Руководитель: И.Ю. Тарасова
|
Ирбит
2023
Оглавление
Введение…………………………………………………………..................4 Глава 1. Нормативно-правовые аспекты воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста (5-6 лет)…………………………………………………………………………...7
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…………………………………………………………………….12 2.1 Сущность понятия «безопасного поведения в быту» и их особенности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)……….12 2.2 Возрастные особенности формирования безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)………………….15 Глава 3. Методика работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…………………………………………………………………….18 3.1 Формы и методы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…………………………………………………………………….18 3.2 Средства и приёмы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…………………………………………………………………….20 3.3 Словарь понятий……………………………………………………….23 Заключение………………………………………………………………...27 Список литературы…………………………………………………..........29 Приложение 1. Анализ нормативно-правовых документов в аспекте формирования представлений о правилах безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)……………………………….32 Приложение 2. Анализ программных требований в аспекте формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…………………………………………..34 Приложение 3. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в аспекте формирования безопасного поведения в быту………………………………………………………………………...36 | |
Введение
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человеческого существования людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. В процессе эволюции стали появляться опасности, которые человек начал создавать сам (техника, ремесло и т.д.). С наступлением третьего тысячелетия проблема поиска механизмов, способствующих формированию у детей сознательного отношения к вопросам личной безопасности стала очень актуальной, так как в современном мире каждый человек может столкнуться с проявлениями разрушительных сил природы, промышленными авариями и катастрофами, опасностями социального характера. В большинстве случаев отсутствие навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях приводит к плачевным последствиям.
В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников образовательных учреждений. Этот вопрос нашёл своё отражение и в ФГОС от 17.10.2018г. № 1155. (4, с. 256)
Специалистами разных научных направлений также отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
Таким образом, современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду. Эта задача ставится в образовательной области социально-коммуникативного развития дошкольников определенного ФГОС ДО. Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; общения с незнакомыми людьми на улице и др., что и обусловило выбор темы исследования: формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Цель: изучить нормативно-правовые документы и психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Задачи:
-
Проанализировать нормативно – правовые и программные требования в аспекте формирования представлений о правилах безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). -
Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. -
Рассмотреть психолого-педагогическое аспекты поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). -
Рассмотреть методику работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). -
Обобщить приемы формирования представлений о правилах безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, классификация, обобщение психолого-педагогической литературы, изучение литературы.
Глава 1. Нормативно-правовые аспекты воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
1.1 Анализ нормативно-правовых документов по проблеме формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Профессия педагога требует от работника владения правовыми основами для реализации профессиональной деятельности, развития способности отбирать содержание и технологии ознакомления детей с правовыми вопросами. Важно подготовить ребенка к современной социокультурной ситуации является одним из значимых направлением, которое предполагает решение целого комплекса задач в условиях дошкольной образовательной организации.
Одной из задач нашего исследования было изучение данной темы со стороны
нормативно - правовых документов.
Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности ребёнка, принадлежит образованию. Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни», а также представлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения – от выполнения правил до формирования установок и ценностей (5).
Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни (4).
Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах указано, что к концу дошкольного возраста ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.
В приложении 1 представлен анализ нормативно-правовых документов в аспекте формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
По вышеизложенному в приложении 1 можно сделать вывод о том, что в нормативно правовых документах уделяется внимание формированию основ безопасного поведения в быту у детей по всем областям предусмотренных в дошкольном образовании.
1.2 Анализ программных требований в аспекте формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.
Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования повлияло на существенные изменения в воспитательно-образовательном процессе деятельности ДОУ. Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях реализуются большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей, которые, в первую очередь, призывают педагогов дошкольного образования способствовать формированию у детей основ безопасного поведения (5, с. 46).
Анализ программных документов показывает, что в данных программах, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигаются требования формирования у дошкольников знаний и умений безопасности жизнедеятельности.
Многие педагоги и психологи считают, что нельзя растить детей, «отчужденных» от жизни. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игрой
В приложении 2 представлен анализ программных требований в аспекте формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
По вышеизложенному в приложении 2 можно сделать вывод о том, что в программах «От рождения до школы» и «Радуга» отражена высокая содержательность представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасности, но предлагаемые знания и умения не систематизированы, нет последовательности методов и приемов работы в разных возрастных группах.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования разработаны ряд программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Изучив сущность данного вопроса, наиболее приоритетной является программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Эта программа нацеливает педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных жизненных ситуациях.