Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1. Формы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Форма | Значение | Пример |
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры | Чтение художественной литературы «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; дидактические игры осуществляющие развитие детей так же в области безопасности в быту. |
Индивидуальная работа с детьми | Это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель | Игры предусмотренные на прогулке по индивидуальной работе, индивидуальные беседы по теме безопасности в быту. |
Свободная самостоятельная деятельность детей | Одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста | Сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций на тему безопасности в быту, дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях. |
Главная цель по воспитанию основ безопасного поведения в быту у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.
И это – одно из важнейших направлений воспитательно – образовательной работы в ДОО.
Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста – это повседневная, трудная, но крайне важная работа.
В таблице 2 представлены значимые методы работы с ребёнком их значение и приведён пример по теме формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 2. Методы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Название методы | Значение | Пример |
Чтение книг | Формирование основ безопасного поведения на примере художественной литературы. | Сказка «Волк и семеро козлят» |
Досуговые мероприятия | Праздник для детей, на котором используются различные формы по воспитания безопасного поведения | «Неделя безопасности», познавательное развлечение «Не играй с огнём» |
Сюжетно-ролевая игра | Этот прием является наиболее эффективным средством формирования представлений о безопасном поведении в быту. | Игры «Незнакомец», «Телефонный звонок» |
Родительское собрание | Совместно организованное родительское собрание, обсуждение безопасности в быту у детей, чрезвычайных ситуаций, и как их избежать | Собрание «Безопасность детей в наших рука» |
Конкурс рисунков | С помощью этого метода можно наглядно предоставить детям возможность выразить своё понимание о культуре безопасности | «Пожарная безопасность» «Безопасность на прогулке» |
Таким образом, к методам формирования основ безопасного поведения в быту следует отнести, что в процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.
3.2 Средства и приёмы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Один из эффективных средств формирования основ безопасного поведения в быту – обращение к художественным литературным произведениям. На основе изучения произведений писателей и поэтов мы вырабатываем у детей способность избегать опасных ситуаций. (11, с. 610)
Например, чтение сказки «Красная шапочка». Особую роль литературное произведение выполняет в том, что нельзя гулять одному, уходить в лес одному, тем самым можно уберечь ребёнка от возникновения опасностей.
Безусловно, все литературные произведения, их вдумчивое чтение и осмысление помогают ребенку научиться оценивать свои поступки, способствуют формированию безопасного поведения в быту.
Руководствуясь методическими принципами, педагог выбирает средства воспитания у ребенка основ безопасного поведения в быту.
В таблице 3 рассмотрены средства работы воспитателя с детьми по формированию основ безопасного поведения в быту, так же их значение и пример из педагогического опыта.
Таблица 3. Средства работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
-
Средства
Значение
Пример
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников
Её ценность состоит в том, что оказываемое на ребёнка воспитательное воздействие эффективно, так как между воспитанником и педагогом устанавливаются доброжелательные взаимоотношения, основанные на выполнении совместной деятельности.
Беседы об опасных предметах. Показ презентации на тему «Незнакомцы на улицу»
Личный пример воспитателя
Воспитатель должен показывать личный пример безопасного поведения в быту.
Беседы с детьми на тему, личных примеров воспитателя безопасности в быту.
Работа с родителями
Подразумевает, что и родители, и воспитатели ДОУ должны использовать единые методы воспитания.
Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы на тему безопасности детей в быту.
Предметно-развивающая среда
Наполняется не только обучающими материалами, но и обязательно должна содержать разнообразные воспитательные средства, способствующие всестороннему развития личности ребёнка дошкольника, формирования у него норм и правил безопасного поведения
В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, пылесос).
Таким образом, для формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), используются разнообразные средства обучения. Эффективность воздействия на нравственное воспитание ребенка, влияет правильный выбор средств воспитании ценностей. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности безопасного поведения детей, а также характера, его содержания и степени близости взрослому опыту. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.
Прием является основным элементом метода. В настоящее время их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.
В таблице 4 рассмотрены приёмы работы воспитателя по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, так же их значение и пример из педагогического опыта.
-
Приёмы
Значение
Пример
Наглядный
Позволяет сформировать у детей четкое представление о способах обращения с различными предметами и взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально опасными и дружественно настроенными), а также с объектами живой и неживой природы.
Образец поведения взрослых, рассматривание предметных картинок, буклетов, наглядных и мультимедийных пособий, показ приёмов самозащиты, сравнительные наблюдения, экскурсии
Словесный
Позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту, в процессе общения дети усваивают правила личной безопасности.
Ситуационное индивидуальное и групповое общение, чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок
Игровой
Является действенным методом для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности.
Игры с правилами, компьютерные игры, самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами).
Следуя из данного в таблице можно сделать вывод о том, что приёмы, предлагаемые методикой, направлены на: ознакомление с опасными ситуациями и их решением, формирование безопасного поведения в быту.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств и приёмов, через интеграцию всех образовательных областей. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство и приём важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами и приёмами, организованными в единый педагогический процесс. Одной из основных задач, которые должен решить педагог, ставящий перед собой целью формирование основ безопасного поведения в быту у дошкольников, это – создание определенных условий. В решении данной задачи более актуален деятельности подход - как условие по ознакомлению детей с основами безопасности. Именно деятельности подход является одновременно условием, средством и приёмом, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. В свою очередь необходимо использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
3.3 Словарь понятий
п/п | Термин | Определение | Автор |
11 | Быт | 1) Общий уклад жизни, совокупность обычаев, нравов, присущих какому-л. народу, определенной социальной среде и т.п. 2) Повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит. | Ефремова Т.Ф. |
22 | Быт | Уклад повседневной жизни людей, включающий удовлетворение их материальных и духовных потребностей в процессе трудовой и общественно значимой деятельности, отношения в семье, неделовое общение, отдых, развлечения. | Мерлин В.С. |
33 | Безопасность | 1) Состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений; 2) Состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. | Авдеева Н.Н. |
44 | Безопасность жизнедеятельности | Благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека - условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам | Авдеева Н.Н |
55 | Безопасный образ жизни (в широком смысле) | Сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь. | Гафнер В.В. |
66 | Безопасный образ жизни (в узком смысле) | Основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни. | Гафнер В.В. |
77 | Поведение | Особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. | Рубенштейн С.Л. |
88 | Безопасное поведение | Поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. | Анавьев В.А. |
99 | Безопасное поведение в быту у дошкольников старшего возраста | Совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка, что даст возможность вычленить критерии безопасного поведения, такие как когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. | Хромцова Т.Г. |
110 | Безопасное поведение в быту у дошкольников | Усвоение детьми-дошкольниками определенных правил поведения в повседневной жизни | Авдеева Н.Н. |
111 | Культура безопасности | Процесс сохранения и развития ценностей, норм и традиций человека и общества, обеспечения устойчивого взаимодействия людей, их защищённости от неприемлемых рисков и опасностей | Вершилов С.А. |
112 | Личная безопасность | Состояние защищенности жизни и здоровья человека, его целей, потребностей, интересов от опасных воздействий (физических, духовных, информационных, этнокультурных, социальных, экономических, политических, экологических, медико-биологических, военных и т. д.). | Кузнецов В.Н. |
113 | Модель поведения | Целый ценностно-нормативный комплекс характерных черт человека, которые являются образцами эмоций, действий, точек зрения, поступков и принципиальных установок индивидуума. | Хромцова Т.Г. |
114 | Опасная ситуация | Стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью. | Ожегов С.И. |
115 | Опасность | 1) явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить вред здоровью человека, способный вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье; 2) возможность нанесения вреда, имущественного (материального), физического или морального (духовного) ущерба личности, обществу государству. | Авдеева Н.Н. |
116 | Возрастные особенности | Специфические свойства личности, психики индивида, закономерно возникающие и изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. | Уваров В.М.. |
117 | Воспитание | Целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. | Панфилова А.П. |
118 | Личность | Человек обладающий устойчивой совокупностью индивидуальных психологических качеств. | Мерлин В.С. |
119 | Культура безопасности жизнедеятельности | Уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности. | Цаликов Р.В. |
120 | Бытовая сфера | Совокупность условий и факторов, позволяющих на территории проживания осуществлять непроизводственную деятельность человека в повседневной жизни. | Вангородский С.Н. |
221 | Здоровье человека | Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как предполагалось ранее. | Вангородский С.Н. |
222 | Деятельность | Динамическая система активного взаимодействия человека с миром, направленного на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. | Дудьев В.П. |
223 | Здоровый образ жизни | Процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. | Смирнов Н.К. |
224 | Формирование | Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. | Гликман И.З. |
225 | Бытовой травматизм | Несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. | Вангородский С.Н. |
226 | Социально-коммуникативное развитие | Процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. | Панфилова А.П. |