Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 1. Формы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Форма

Значение

Пример

Совместная деятельность

воспитателя с детьми

Это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры

Чтение художественной литературы «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»; дидактические игры осуществляющие развитие детей так же в области безопасности в быту.

Индивидуальная работа с детьми

Это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель

Игры предусмотренные на прогулке по индивидуальной работе, индивидуальные беседы по теме безопасности в быту.

Свободная самостоятельная

деятельность детей

Одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций на тему безопасности в быту, дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях.


Главная цель по воспитанию основ безопасного поведения в быту у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.


И это – одно из важнейших направлений воспитательно – образовательной работы в ДОО.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста – это повседневная, трудная, но крайне важная работа.

В таблице 2 представлены значимые методы работы с ребёнком их значение и приведён пример по теме формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2. Методы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Название методы

Значение

Пример

Чтение книг

Формирование основ безопасного поведения на примере художественной литературы.

Сказка «Волк и семеро козлят»

Досуговые мероприятия

Праздник для детей, на котором используются различные формы по воспитания безопасного поведения

«Неделя безопасности», познавательное развлечение «Не играй с огнём»

Сюжетно-ролевая игра

Этот прием является наиболее эффективным средством формирования представлений о безопасном поведении в быту.

Игры «Незнакомец», «Телефонный звонок»

Родительское собрание

Совместно организованное родительское собрание, обсуждение безопасности в быту у детей, чрезвычайных ситуаций, и как их избежать

Собрание «Безопасность детей в наших рука»

Конкурс рисунков

С помощью этого метода можно наглядно предоставить детям возможность выразить своё понимание о культуре безопасности

«Пожарная безопасность» «Безопасность на прогулке»


Таким образом, к методам формирования основ безопасного поведения в быту следует отнести, что в процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.
3.2 Средства и приёмы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)



Один из эффективных средств формирования основ безопасного поведения в быту – обращение к художественным литературным произведениям. На основе изучения произведений писателей и поэтов мы вырабатываем у детей способность избегать опасных ситуаций. (11, с. 610)

Например, чтение сказки «Красная шапочка». Особую роль литературное произведение выполняет в том, что нельзя гулять одному, уходить в лес одному, тем самым можно уберечь ребёнка от возникновения опасностей.

Безусловно, все литературные произведения, их вдумчивое чтение и осмысление помогают ребенку научиться оценивать свои поступки, способствуют формированию безопасного поведения в быту.

Руководствуясь методическими принципами, педагог выбирает средства воспитания у ребенка основ безопасного поведения в быту.

В таблице 3 рассмотрены средства работы воспитателя с детьми по формированию основ безопасного поведения в быту, так же их значение и пример из педагогического опыта.


Таблица 3. Средства работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Средства

Значение

Пример

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников

Её ценность состоит в том, что оказываемое на ребёнка воспитательное воздействие эффективно, так как между воспитанником и педагогом устанавливаются доброжелательные взаимоотношения, основанные на выполнении совместной деятельности.

Беседы об опасных предметах. Показ презентации на тему «Незнакомцы на улицу»


Личный пример воспитателя

Воспитатель должен показывать личный пример безопасного поведения в быту.

Беседы с детьми на тему, личных примеров воспитателя безопасности в быту.

Работа с родителями

Подразумевает, что и родители, и воспитатели ДОУ должны использовать единые методы воспитания.

Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы на тему безопасности детей в быту.

Предметно-развивающая среда

Наполняется не только обучающими материалами, но и обязательно должна содержать разнообразные воспитательные средства, способствующие всестороннему развития личности ребёнка дошкольника, формирования у него норм и правил безопасного поведения

В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, пылесос).



Таким образом, для формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), используются разнообразные средства обучения. Эффективность воздействия на нравственное воспитание ребенка, влияет правильный выбор средств воспитании ценностей. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности безопасного поведения детей, а также характера, его содержания и степени близости взрослому опыту. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.

Прием является основным элементом метода. В настоящее время их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

В таблице 4 рассмотрены приёмы работы воспитателя по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, так же их значение и пример из педагогического опыта.


Приёмы

Значение

Пример

Наглядный

Позволяет сформировать у детей четкое представление о способах обращения с различными предметами и взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально опасными и дружественно настроенными), а также с объектами живой и неживой природы.

Образец поведения взрослых, рассматривание предметных картинок, буклетов, наглядных и мультимедийных пособий, показ приёмов самозащиты, сравнительные наблюдения, экскурсии

Словесный

Позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту, в процессе общения дети усваивают правила личной безопасности.

Ситуационное индивидуальное и групповое общение, чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок

Игровой

Является действенным методом для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности.

Игры с правилами, компьютерные игры, самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами).


Следуя из данного в таблице можно сделать вывод о том, что приёмы, предлагаемые методикой, направлены на: ознакомление с опасными ситуациями и их решением, формирование безопасного поведения в быту.


Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств и приёмов, через интеграцию всех образовательных областей. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство и приём важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами и приёмами, организованными в единый педагогический процесс. Одной из основных задач, которые должен решить педагог, ставящий перед собой целью формирование основ безопасного поведения в быту у дошкольников, это – создание определенных условий. В решении данной задачи более актуален деятельности подход - как условие по ознакомлению детей с основами безопасности. Именно деятельности подход является одновременно условием, средством и приёмом, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. В свою очередь необходимо использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
3.3 Словарь понятий

п/п

Термин

Определение

Автор

11

Быт

1) Общий уклад жизни, совокупность обычаев, нравов, присущих какому-л. народу, определенной социальной среде и т.п.

2) Повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит.

Ефремова Т.Ф.

22

Быт

Уклад повседневной жизни людей, включающий удовлетворение их материальных и духовных потребностей в процессе трудовой и общественно значимой деятельности, отношения в семье, неделовое общение, отдых, развлечения.

Мерлин В.С.

33

Безопасность

1) Состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений;

2) Состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности.

Авдеева Н.Н.

44

Безопасность жизнедеятельности

Благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека - условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам

Авдеева Н.Н

55

Безопасный образ жизни (в широком смысле)

Сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь.

Гафнер В.В.

66

Безопасный образ жизни (в узком смысле)

Основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни.

Гафнер В.В.

77

Поведение

Особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений.


Рубенштейн С.Л.

88

Безопасное поведение

Поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

Анавьев В.А.

99

Безопасное поведение в быту у дошкольников старшего возраста

Совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка, что даст возможность вычленить критерии безопасного поведения, такие как когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Хромцова Т.Г.

110

Безопасное поведение в быту у дошкольников

Усвоение детьми-дошкольниками определенных правил поведения в повседневной жизни

Авдеева Н.Н.

111

Культура безопасности

Процесс сохранения и развития ценностей, норм и традиций человека и общества, обеспечения устойчивого взаимодействия людей, их защищённости от неприемлемых рисков и опасностей

Вершилов С.А.

112

Личная безопасность

Состояние защищенности жизни и здоровья человека, его целей, потребностей, интересов от опасных воздействий (физических, духовных, информационных, этнокультурных, социальных, экономических, политических, экологических, медико-биологических, военных и т. д.).

Кузнецов В.Н.

113

Модель поведения

Целый ценностно-нормативный комплекс характерных черт человека, которые являются образцами эмоций, действий, точек зрения, поступков и принципиальных установок индивидуума.

Хромцова Т.Г.

114

Опасная ситуация

Стечение обстоятельств, кото­рое при определённом развитии событий может привести к несчастью.

Ожегов С.И.

115

Опасность

1) явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить вред здоровью человека, способный вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье;

2) возможность нанесения вреда, имущественного (материального), физического или морального (духовного) ущерба личности, обществу государству.

Авдеева Н.Н.

116

Возрастные особенности

Специфические свойства личности, психики индивида, закономерно возникающие и изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.

Уваров В.М..

117

Воспитание

Целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося.

Панфилова А.П.

118

Личность

Человек обладающий устойчивой совокупностью индивидуальных психологических качеств.

Мерлин В.С.

119

Культура безопасности жизнедеятельности

Уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятель­ности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стерео­типов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опас­ных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Цаликов Р.В.

120

Бытовая сфера

Совокупность условий и факторов, позволяющих на территории проживания осуществлять непроизводственную деятельность человека в повседневной жизни.

Вангородский С.Н.

221

Здоровье человека

Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как предполагалось ранее.

Вангородский С.Н.

222

Деятельность

Динамическая система активного взаимодействия человека с миром, направленного на удовлетворение его

материальных и духовных потребностей.

Дудьев В.П.

223

Здоровый образ жизни

Процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Смирнов Н.К.

224

Формирование

Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

Гликман И.З.

225

Бытовой травматизм

Несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д.

Вангородский С.Н.

226

Социально-коммуникативное развитие

Процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.

Панфилова А.П.