Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
По итогам нашей работы мы сформулировали выводы, относящиеся к нашей работе и являющиеся заключительным этапом рассмотрения темы формирования основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Безопасное поведение в быту – изначальные знания основных правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения в быту, способное привести к аварийным и трагических ситуациям.
К основам безопасного поведения в быту для детей старшего дошкольного возраста следует отнести представления детей об опасных бытовых предметах, представления об опасных ситуациях, представления о безопасном обращении с бытовыми приборами. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является социально – педагогической проблемой, так как у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызывать тревогу, поэтому заниматься решением этой проблемы надо начинать в дошкольном возрасте, следовательно – это является важным направлением в деятельности ДОУ.
Работа по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) должна проводиться по следующим направлениям: работа с воспитаниками, работа с родителями. Используются индивидуальные (самостоятельные игры (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях), групповые формы работы, а также разнообразные методы: словесные, наглядные, самостоятельные игры детей, совмесные творческие задания.
Я пришла к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения – в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов.
Организация образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в ДОУ осуществляется в разных видах детской деятельности, через интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» с использованием разнообразных форм организации образовательного процесса, а также совместную работу родителей, воспитанников и педагогов с целью заинтересованности и повышения родительской компетентности воспитанников по данной проблеме.
Список литературы
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в силу в момент опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.
2. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.
3. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155г.
Основная литература
6. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. СПб: Детство–пресс. 2015. 240 с.
7. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л.П. Анастасова, И.В. Иванова. М.: Знание, 2016. 120 с.
8. Безруких М.М., Фабер Д.А. Физиология развития ребенка. М., 2000. 416 с.
9. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / Н.Ю. Белая. М.: Знание, 2016. 90 с.
10. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию / В.Н. Болотов // Дошкольное воспитание. 2016. №1. С. 4-9.
11. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком–дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец // Избр. психологические труды. М.: Педагогика, 2016. Т. 1. 610 с.
12. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. М.: Знание, 2016. 314 с.
13. Мубаракшина И. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности И. Мубаракшина // Детский сад от А до Я. No4. 2016. С. 105–111
14. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. c. 336.
15. Эльконин Д.Б. Психология развития [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Эльконин. – М. : «Академия», 2009. – 208 с.
Дополнительная литература
16. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. 210 с.
17. Дашкова И.Т. Воспитание здоровой личности / под ред. Б.М. Старкова. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009. 160 с.
18. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю. А. Ермолаев. — М.: Высшая школа, 1985. – 412 с.
19. Зинукова Е.В. Педагогика здоровья / Е.В. Зинукова. М.: Инфро-М, 2011. 273 с.
21. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с.
23. Семаго Н., Семаго М., Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2016. – 385 с.
Интернет-ресурсы
24. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста. [Электронный ресурс]: URL: https://helpiks.org/5-102170.html
Приложение 1
Анализ нормативно-правовых документов в аспекте формирования представлений о правилах безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
№ п/п | Название нормативно-правового документа | Кем и когда утвержден | Содержание |
1 | Конституция Российской Федерации | Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в силу в момент опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года | В Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ охраны «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры». |
2 | Концепция дошкольного воспитания | Концепция разработана на основе Конституции России, в соответствие с Законом Российской Федерации «Об образовании», (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1) | Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Об этом говорится в Концепции дошкольного воспитания. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Согласно Концепции дошкольного образовательного учреждения физическое воспитание пронизывает всю организацию жизни детей в детском учреждении ,организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. |
3 | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155г. | В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах указано, что к концу дошкольного возраста ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения |
Приложение 2
Анализ программных требований в аспекте формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
№ | Название образовательной программы | Кем и когда утверждён | Содержание |
1 | Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой | Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336 | В Программе «От рождения до школы» обучение безопасности жизнедеятельности предполагается в рамках социально-коммуникативного направления. В частности, предполагается решение следующих задач: - формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе; - воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; - формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; - формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил |
2 | Программа «Радуга» | Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Солошева Комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. | В программе «Радуга» впервые появляется специальный раздел «Правила личной гигиены», где предлагаются следующие ситуации для изучения: ребенок потерялся или заблудился; огонь-стихия; природа (правила поведения); правила пешехода; ситуации общения с незнакомыми людьми. Авторы этой программы отводят особую роль в этом вопросе родителям. К тому же, анализ данного раздела программы показывает, что не все имеющиеся виды опасностей здесь рассматриваются; слабо представлены бытовые ситуации; предлагаемое содержание рассчитано на старший дошкольный возраст. |
3 | Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» | Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –М.: Детство-Пресс,2002.–144 с | Эта программа нацеливает педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных жизненных ситуациях. Программа содержит шесть разделов (блоков): 1.Ребенок и другие люди. 2.Ребенок и природа. 3.Ребенок дома. 4.Здоровье ребенка. 5.Эмоциональное благополучие ребенка. 6.Ребенок на улицах города |