Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В основу программы авторами положено группирование опасных ситуаций по случаю их возникновения, связанной с местом пребывания ребенка, впервые выделен блок социальных опасностей, а также знания о здоровом образе жизни и психическом здоровье.

Наиболее удачно проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста решается в программе Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

В этой программе очень хорошо раскрыта тема безопасности, и самое главное в ней есть раздел ребёнок дома.

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

2.1 Сущность понятия «безопасного поведения в быту» и их особенности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Уже с середины XIX века в классической педагогике наравне с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место занимают вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.

В большинстве случаев опасные ситуации создаются самим человеком, который нарушает правила поведения принятые в обществе. По мнению К. Д. Ушинского, образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, измеряя опасность и определяя ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Так как культура и образование идут рядом, то образование должно быть проводником в мир культуры, особенно – культуры безопасности.

Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет в последнее время находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («От рождения до школы», «Радуга», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). (14, с. 23) В них выдвигаются не только традиционные задачи охраны и укрепления здоровья, но и задача формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Двигательная активность, физические возможности ребенка увеличиваются в период старшего дошкольного возраста. А в сочетании с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности зачастую приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в быту.


Это находит подтверждение в данных медицинской статистики. Наибольший процент бытового травматизма происходит именно в данный возрастной период: из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75% (С.Я. Долецкий, С.М. Мартынов, В. Немсадзе); из них 42% травмированных – дети первых семи лет жизни. Ранения и ушибы, электротравмы, ожоги, отравления, попадание в организм инородных тел являются наиболее часто встречаемыми среди бытовых травм.

Поэтому, чрезвычайно важно создавать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста планомерно накапливать знания, умения и навыки безопасного поведения в быту. (8, с. 115)

Л.Л. Тимофеева считает, что основной целью работы с дошкольниками является формирование у них основ культуры безопасности, которые способствуют полноценному развитию различных форм личностной активности детей; их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности. Полученные знания формируют способности самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

В.А. Ананьев считает, что безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – это особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений.

Исследователь Т.Г. Хромцова определяет безопасное поведение детей старшего дошкольного возраста в быту, как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка, что даст возможность вычленить критерии безопасного поведения, такие как когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. (13, с. 105)

В парциальной программе Н.Н. Авдеева дает следующее определение: «Безопасное поведение в быту в дошкольном возрасте –это усвоение детьми-дошкольниками определенных правил поведения в повседневной жизни». Безопасное поведение в быту применительно к дошкольникам старшего возраста это, прежде всего, осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для ребенка ситуациям, ориентация в информацонно-коммуникативном пространстве и использование знаний в решении исследовательских задач для познания окружающей действительности. (6, с. 27)



Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста – это осознанные действия в изменяющейся обстановке, позволяющие сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Задачи формирования основ безопасного поведения относятся к процессу социализации и направлены на развитие социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Формирование социальной компетентности является одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания.

Именно поэтому выделяют следующие задачи детского сада в русле данной проблемы:

1)создание безопасной среды в учреждении;

2)помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях;

3)организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности.
2.2 Возрастные особенности формирования безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Дошкольный возраст - это важнейший период формирования человеческой личности. Важным фактором при отборе содержания и методов обучения детей выступает знание источников опасностей и причин попадания детей в опасные ситуации, связанные с особенностями старших дошкольников.

Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только те звуки, которые ему интересны. Поле зрение ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Поэтому, например, машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив.

Характеристики дошкольников, имеющие принципиальное значение представлены в приложении 3.

Дошкольный возраст - важный период для формирования социализированной личности и закладывания прочных основ опыта жизнедеятельности, когда возрастает двигательная активность, которая в сочетании с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности часто приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, безусловно, можно считать важной проблему обеспечения условий в дошкольной образовательной организации, позволяющих дошкольнику методично накапливать опыт безопасного поведения внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других; в безопасном взаимодействии с окружающей средой, в безопасном отношении к себе. (8, с. 416)


При знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности.
Схема 2. Модель безопасного поведения детей дошкольного возраста.
















Из вышеизложенного в приложении 3 можно сделать вывод, что дошкольники не всегда обладают физическими, интеллектуально-личностными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации. Этим и определяется необходимость создания в ДОУ и в домашних условиях максимально безопасной среды, повышения родительской компетентности и осведомленности педагогов в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно отметить, что в современном обществе существует много разнообразных толкований безопасного поведения в быту. Их сущность можно свести к следующему – это знание основных источников опасности, соблюдение мер предосторожности в повседневной жизни.


Глава 3. Методика работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

3.1 Формы и методы работы воспитателя по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Формирование основ безопасного поведения в быту в условиях дошкольной образовательной организации является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. (17, с. 145)

Большинство исследователей педагогов предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, которые указаны в схеме 1.

Схема 1. Методы и приёмы ознакомления детей с правилами безопасности.





















В соответствии с ФГОС ДО «игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду». Исходя из этого, в работе по обучению основам безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно так же, использовать и другие формы работы.

В таблице 1 предложены и выявлены значимые формы работы с ребёнком их значение и приведён пример по теме формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.