Файл: Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»
Индустриально-педагогический факультет

Кафедра управления, экономики и технологии


КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов
По дисциплине: Теория и методика преподавания технологии

Исполнитель:

студентка группы 4 Тз ____________ ______________К.А. Игнаткович
Руководитель :

к.п.н., доцент ____________ _______________Л.М. Калнинш

Благовещенск 2022

СОДЕРЖАНИЕ




6.Лоскутное шитье. /состав С.А. Хворостухина- М.: ОООТД «Издательство Мир книги», 2011. 53

7.Л Банакина. Лоскутное шитьё.- М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2004. 53


ВВЕДЕНИЕ

Кружок – эффективная форма внеклассной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.

Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание.

Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной работы, присущи такие особенности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета и любознательность.

Все вышеизложенное позволило выбрать тему исследования: «Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов».

Объект исследования: методика обучения на занятиях предметного кружка по технологии.


Предмет исследования: совокупность форм, методов и средств обучения на занятиях предметного кружка.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка методики занятий предметного кружка по технологии.

Для реализации поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть особенности организации и методики предметного кружка по технологии в современных условиях;

  2. разработать программу предметного кружка;

  3. разработать отдельные занятия по программе;

  4. проанализировать практику по использованию разработанных методических материалов.

Методы исследования:

  • экспериментальные: изучение особенностей и разработка программы проведения предметного кружка.

Новизна исследования программы заключается в том, что она дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социальными проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные задачи. Поэтому в содержании кружка рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость полученных знаний и лучше ориентировать в современном мире.

Актуальность исследования программы определяется тем, что изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная, высоко ценилась во все времена. Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования.

Практическая значимость исследования состоит:

  • в разработке методики проведения предметного кружка по технологии;

  • в возможности применения материалов курсовой работы в качестве методического пособия учителями технологии и педагогами дополнительного образования.

База исследования: кафедра экономика, управления и технология, ФГБОУ ВО БГПУ, г. Благовещенска.

1 Особенности организации предметного кружка по технологии

Предметный кружок по технологии – это тип внеурочной образовательной деятельности, осуществляемой в формах, которые отличаются от традиционной классно-урочной деятельности.

Цель предметного кружка – развитие углубленной предметной и общекультурной компетенций обучающихся, совершенствование личностных качеств воспитанников. Исследовательская деятельность, организованная на занятиях предметного кружка, позволяет расширить возможности урокови выполняет задачи развития когнитивных навыков, побуждающих к освоению новых знаний и опыта; развития умений самостоятельной работы в научном поиске.



Переход общеобразовательной организации на Федеральный государственный образовательный стандарт определил необходимость организации внеурочной деятельности обучающихся.

Внеурочная деятельность вводится «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся».

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности учащегося, удовлетворения своих познавательных потребностей и развития творческих способностей. Значимость этой деятельности подтверждена временем.

Цель организации внеурочной деятельности – создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, а также создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием.

По мнению Т.С. Пчелинцевой, внеурочная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающихнеобходимыеусловиядлясоциализацииличностиучащегося. Данное понятие дополнено А.А. Образцовой: «…для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечение активного, и разумного досуга» [21].

Современный школьный стандарт ориентирует, что внеурочная деятельность организуется в таких формах, как «...кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научны общества и т.д.». Этот вид деятельности организуется педагогами дополнительного образования, классными руководителями, вожатыми, учителями-предметниками и другими специалистами[21].

Одной из действенных форм внеурочной работы является кружок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность, позволяет сочетать постановку и выполнение учащимися групповых и индивидуальных заданий, формировать у них первичные навыки научного исследования.


По определению А.В. Рублевой, кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Предметный кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения учащихся[21].

Отличительные признаки предметного кружка от других форм внеурочной деятельности :

  • приоритет предметно-практических задач;

  • основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач;

  • обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом предметного кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата освоения программы. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, выставках изделий.

Функции предметного кружка состоят в:

  • расширении, углублении, предметных знаний;

  • приобщении детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

  • расширении коммуникативного опыта;

  • организации детского досуга и отдыха.

Особенности проведения занятий в предметном кружке состоят в использовании более разнообразных, чем на уроках, приемов, средств, методов обучения, таких как: дидактические игры, соревнования, практическая деятельность, неформальное общение, нетрадиционных форм подведения итогов работы (выставки, концерты, показательные выступления, конкурсы, фестивали и т.д.), что усиливает привлекательность этой формы работы для школьников.

По мнению М.Г. Мальковой, успех работы предметного кружка во многом зависит от его руководителя, личных качеств, профессиональной квалификации учителя. ФГОС НОО предоставляет возможность образовательным учреждениям привлекать для организации кружковой работы специалистов дополнительного образования, что повышает эффективность конечного результата[21].

Деятельность учащихся на кружках обладает существенным преимуществом перед учебной деятельностью на уроке: она вариативна, не загоняет учащегося в угол необходимостью выбирать единственныезадуманныеучителемправильныеответынатрудныевопросы,а
позволяетсамимвыбиратькакситуациидлярешения,такивариантныхрешений.Посути, кружковая работа представляет обучающимся больше возможностей выбора и, что очень важно, создает для них ситуацию успеха, которой так часто не хватает в классе. Именно в рамках этих взаимодействий возникает возможность построения индивидуальной образовательной траектории учащегося, что так же предусмотрено федеральными государственными стандартами. Таким образом, кружковую работу можно в полной мере рассматривать как средство, инструмент, необходимый для реализации требований Федеральных государственных стандартов, в том числе и ФГОС НОО.

Кружок по технологии в основе которого лежит освоение одного из видов декоративно-прикладного творчества отличает более гибкая организация работы учащихся. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка выступлений и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

Сущность кружковой работы заключается в том, что программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы учащихся, организованных в кружок. Как правило, в кружке одновременно занимаются 12-15 школьников.

Важная задача, лежащая в основе организации предметных кружков по технологии, заключается в развитии художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства, формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа, развитие творческих способностей.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно решать следующие учебно-воспитательные задачи по технологии:

  • воспитать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;

  • развить художественные и творческие способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;

  • научить грамотно, передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения изделия;

  • воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров.