Файл: Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация кружка дело совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы обучающихся.
2 Особенности методики обучения на занятиях предметного кружка по технологии
Внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности учащегося, выявляет и развивает творческий потенциал, способствует развитию мелкой моторики. Важная роль отводится формированию культуры труда:
- содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени;
- планированию работы, правильному обращению с инструментами;
- соблюдению правил безопасной работы.
Цель внеурочной деятельности по технологии:
- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения, способствовать развитию мелкой моторики рук,
- обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,
самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях
детского творчества.
Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей учащихся, развитие мелкой моторики пальцев рук.
К внеурочным мероприятиям в системе технологической подготовки, как правило, относят следующие виды занятий: кружок, экскурсия, викторина, выставка, олимпиада, конкурс, конференция, КВН, проектная деятельность и т.д. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.
В стандартах образования, говорится, что изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:
- овладение обще-трудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
- изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;
- формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов;
- воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма.
Однако, несмотря на объективную потребность всего выше перечисленного, последнее время наблюдается тенденция к сокращению часов учебного предмета «Технология» в базисном учебном плане. Как же в новых условиях образования учитель технологии в полном объёме может реализовать заявленные требования? А реализовать он их может через внеурочную деятельность. На нее отводится примерно пять-десять часов в неделю во второй половине дня. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей, и у семьи появилась возможность выбора - школьники смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и др. по интересам.
Таким образом, актуальность внедрения внеурочной деятельности в рамках предмета «Технологии» обусловлена, тем, что:
- по современным стандартам школа обязана предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Как следствие необходимы разработки программ различных кружков и секций;
- так как обучающийся посещает занятия по внеурочной деятельности по желанию, и к их проведению школа может привлекать специалистов со стороны, появляется педагогическая конкуренция. В этих условиях возникает необходимость в повышении качества дополнительных образовательных услуг;
- повышает творческую активность, компетентность и мобильность педагога;
- при тенденции к сокращению часов учебного предмета «Технология», ведение занятий внеурочной деятельности позволяет сохранить педагогическую нагрузку преподавателя, что является немаловажным личностным фактором в условиях современной экономики.
Говоря об организации внеурочной деятельности, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, кружка педагог обязан использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности,
школьники охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Нетрадиционным формам присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. При выборе форм работы по внеурочной деятельности необходимо руководствоваться возрастными и личностными особенностями учащихся, а также целями и задачами, которые ставит перед собой педагог, разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.
Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью необходимо учитывать возрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.
Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного будет способствовать:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях современных стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы. Поскольку «занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования», это рождает здоровую конкуренцию и каждый учитель, организующий внеурочную деятельность, должен это понимать и повышать уровень своей квалификации в соответствии с современными образовательными требованиями.
3 Техника пэчворк как основа содержания предметного кружка по технологии «Лоскутное шитьё»
Техника пэчворка использовалась человеком с давних времен для создания удобных и красивых вещей из остатков ткани. В 1960-е гг. европейские модельеры начали применять ее при проектировании уличной одежды, тем самым способствовав росту популярности этого вида искусства. Сегодня интерес к лоскутному шитью по-прежнему высок: оно используется при пошиве любых текстильных изделий. Это техника шитья из множества лоскутков. Из ткани вырезают геометрические фигуры и соединяют их в блоки, которые затем используют при создании текстильных изделий.
Популярность техники обусловлена несколькими факторами:
Современный пэчворк в первую очередь рассматривается как способ реализации творческого потенциала человека. Его используют для создания красивых оригинальных изделий из кусков ткани, которые отличаются цветами и фактурами. Нередко используются декоративные элементы: пуговицы, бисер и пр.
Пэчворк – это широкое понятие, которое включает несколько техник. Сегодня принято выделять традиционное лоскутное шитье, квилтинг и аппликацию. Причина возникновения техники самая прозаичная – минимизация отходов, ведь некогда ткани были очень ценным материалом.
К традиционным лоскутным изделиям можно отнести коврики, одеяла, покрывала и наволочки. Однако фантазия рукодельниц не ограничивается столь коротким списком. В технике лоскутной мозаики изготавливают елочные украшения, подставки под тарелки и чашки, грелки для чайника, прихватки, мягкие игрушки, пуфики, чехлы для стульев, обивку кресел и диванов, шторы и многое другое.
Английская техника
. Это самый популярный вид направления в мире. Ему свойственна четкая геометрия, лаконичный рисунок и довольно сдержанные декоративные элементы. Вещи сшивают из одинаковых по форме и размеру деталей.
Рисунок 1 – Английская техника.
Классическая техника. Это все тот же английский стиль, но изделие представляет собой полотно, сшитое из ситцевых квадратов двух основных цветов, строго упорядоченных. Новичкам рекомендовано стартовать именно с классики: все понятно, просто, доступно.
Рисунок 2 – Классическая техника.
Крейзи. Прекрасный творческий стиль для свободных художников. Это экстравагантная мозаика из лоскутков, отличие которой заключается даже не в кажущейся хаотичности расположения фрагментов, а в декоративной обработке швов между ними. Швы полностью скрыты за изящной вышивкой, тесьмой, кружевом, бисером, бусами и т. д.
Рисунок 3 – Крейзи.
Восточная техника. Здесь сочетаются и классическая геометрия, и свободные узоры, и строгость и плавность линий. В этом стиле можно создавать не только орнаменты и симметричные изображения, но и сюжетные картины. Отличие восточного пэчворка в том, что в нем используется шелк. Готовые изделия многие украшают китайскими и другой работы кистями, бахромой, бусами, камнями, вышивкой.
Рисунок 4 – Восточная техника.
Японский стиль. В нем традиционная японская техника «сашико» (стежок «вперед иголку») сочетается с «йосиги-ре». Настоящий японский пэчворк отшивается только вручную. Техника «боро» с выраженной этнической направленностью напоминает штопку. В ней намеренно используются многочисленные заплатки, но искусно пришитые, эстетически совершенные.
2 Особенности методики обучения на занятиях предметного кружка по технологии
Внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности учащегося, выявляет и развивает творческий потенциал, способствует развитию мелкой моторики. Важная роль отводится формированию культуры труда:
- содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени;
- планированию работы, правильному обращению с инструментами;
- соблюдению правил безопасной работы.
Цель внеурочной деятельности по технологии:
- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения, способствовать развитию мелкой моторики рук,
- обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,
самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях
детского творчества.
Организация внеурочной работы по технологии, как и по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по предмету, привитие интереса к изучаемому, развитие творческих способностей учащихся, развитие мелкой моторики пальцев рук.
К внеурочным мероприятиям в системе технологической подготовки, как правило, относят следующие виды занятий: кружок, экскурсия, викторина, выставка, олимпиада, конкурс, конференция, КВН, проектная деятельность и т.д. Разнообразие форм проведения внеурочных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.
В стандартах образования, говорится, что изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:
- овладение обще-трудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
- изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;
- формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов;
- воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма.
Однако, несмотря на объективную потребность всего выше перечисленного, последнее время наблюдается тенденция к сокращению часов учебного предмета «Технология» в базисном учебном плане. Как же в новых условиях образования учитель технологии в полном объёме может реализовать заявленные требования? А реализовать он их может через внеурочную деятельность. На нее отводится примерно пять-десять часов в неделю во второй половине дня. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей, и у семьи появилась возможность выбора - школьники смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и др. по интересам.
Таким образом, актуальность внедрения внеурочной деятельности в рамках предмета «Технологии» обусловлена, тем, что:
- по современным стандартам школа обязана предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Как следствие необходимы разработки программ различных кружков и секций;
- так как обучающийся посещает занятия по внеурочной деятельности по желанию, и к их проведению школа может привлекать специалистов со стороны, появляется педагогическая конкуренция. В этих условиях возникает необходимость в повышении качества дополнительных образовательных услуг;
- повышает творческую активность, компетентность и мобильность педагога;
- при тенденции к сокращению часов учебного предмета «Технология», ведение занятий внеурочной деятельности позволяет сохранить педагогическую нагрузку преподавателя, что является немаловажным личностным фактором в условиях современной экономики.
Говоря об организации внеурочной деятельности, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, кружка педагог обязан использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности,
школьники охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Нетрадиционным формам присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. При выборе форм работы по внеурочной деятельности необходимо руководствоваться возрастными и личностными особенностями учащихся, а также целями и задачами, которые ставит перед собой педагог, разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.
Для привлечения учащихся и прогнозирования конечного результата занятий внеурочной деятельностью необходимо учитывать возрастные особенности детей. Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.
Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного будет способствовать:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях современных стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы. Поскольку «занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования», это рождает здоровую конкуренцию и каждый учитель, организующий внеурочную деятельность, должен это понимать и повышать уровень своей квалификации в соответствии с современными образовательными требованиями.
3 Техника пэчворк как основа содержания предметного кружка по технологии «Лоскутное шитьё»
Техника пэчворка использовалась человеком с давних времен для создания удобных и красивых вещей из остатков ткани. В 1960-е гг. европейские модельеры начали применять ее при проектировании уличной одежды, тем самым способствовав росту популярности этого вида искусства. Сегодня интерес к лоскутному шитью по-прежнему высок: оно используется при пошиве любых текстильных изделий. Это техника шитья из множества лоскутков. Из ткани вырезают геометрические фигуры и соединяют их в блоки, которые затем используют при создании текстильных изделий.
Популярность техники обусловлена несколькими факторами:
-
возможностью использовать остатки ткани в целях экономии ресурсов; -
легкостью и быстротой пошива изделий.
Современный пэчворк в первую очередь рассматривается как способ реализации творческого потенциала человека. Его используют для создания красивых оригинальных изделий из кусков ткани, которые отличаются цветами и фактурами. Нередко используются декоративные элементы: пуговицы, бисер и пр.
Пэчворк – это широкое понятие, которое включает несколько техник. Сегодня принято выделять традиционное лоскутное шитье, квилтинг и аппликацию. Причина возникновения техники самая прозаичная – минимизация отходов, ведь некогда ткани были очень ценным материалом.
К традиционным лоскутным изделиям можно отнести коврики, одеяла, покрывала и наволочки. Однако фантазия рукодельниц не ограничивается столь коротким списком. В технике лоскутной мозаики изготавливают елочные украшения, подставки под тарелки и чашки, грелки для чайника, прихватки, мягкие игрушки, пуфики, чехлы для стульев, обивку кресел и диванов, шторы и многое другое.
Английская техника
. Это самый популярный вид направления в мире. Ему свойственна четкая геометрия, лаконичный рисунок и довольно сдержанные декоративные элементы. Вещи сшивают из одинаковых по форме и размеру деталей.
Рисунок 1 – Английская техника.
Классическая техника. Это все тот же английский стиль, но изделие представляет собой полотно, сшитое из ситцевых квадратов двух основных цветов, строго упорядоченных. Новичкам рекомендовано стартовать именно с классики: все понятно, просто, доступно.
Рисунок 2 – Классическая техника.
Крейзи. Прекрасный творческий стиль для свободных художников. Это экстравагантная мозаика из лоскутков, отличие которой заключается даже не в кажущейся хаотичности расположения фрагментов, а в декоративной обработке швов между ними. Швы полностью скрыты за изящной вышивкой, тесьмой, кружевом, бисером, бусами и т. д.
Рисунок 3 – Крейзи.
Восточная техника. Здесь сочетаются и классическая геометрия, и свободные узоры, и строгость и плавность линий. В этом стиле можно создавать не только орнаменты и симметричные изображения, но и сюжетные картины. Отличие восточного пэчворка в том, что в нем используется шелк. Готовые изделия многие украшают китайскими и другой работы кистями, бахромой, бусами, камнями, вышивкой.
Рисунок 4 – Восточная техника.
Японский стиль. В нем традиционная японская техника «сашико» (стежок «вперед иголку») сочетается с «йосиги-ре». Настоящий японский пэчворк отшивается только вручную. Техника «боро» с выраженной этнической направленностью напоминает штопку. В ней намеренно используются многочисленные заплатки, но искусно пришитые, эстетически совершенные.