Файл: Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 5 – Японский стиль.
Вязаный пэчворк. Отдельное большое ответвление. Может совмещать вязаные фрагменты и цветные лоскутки ткани.
Рисунок 6 – Вязаный пэчворк.
В лоскутном шитье существуют различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Их часто называют техниками. Где речь идет о соединении друг с другом полосок, квадратных или треугольных лоскутов ткани, а также произвольное соединение лоскутов различных форм и размеров.
Особо следует выделить способы создания различных фактур лоскутных полотен. Эти способы разнообразны, довольно просты в исполнении и придают изделию необыкновенную декоративную выразительность. Наибольший эффект достигается при сочетании в одном изделии различных техник.
Сочетание технологичности и художественности с опорой на национальные традиции -- такая тенденция наметилась в лоскутном шитье в последние годы. Причем технологические способы и приемы зачастую используются и как средство декоративной выразительности (например, приемы создания разнообразных фактур).
Таким образом, представленная техника увлекательная и развивающая деятельность и может быть положена в основу разработки предметного кружка по технологии.
4 Разработка программы предметного кружка «Лоскутное шитьё»
В основу методической разработки программы предметного кружка по технологии положена техника печворк. Программа внеурочной деятельности по предмету разработана для школьников 6 класса, она имеет свое название – «Лоскутное шитьё». В программу входят: паспорт программы (таблица 1), пояснительная записка, примерный тематический план таблица 2), содержание программы, список литературы для преподавателей и обучающихся.
Таблица 1 – Паспорт программы «Лоскутное шитьё»
Критерии характеристики программы | Характеристика учебной программы |
1 Возраст обучающихся | обучающиеся основной школы |
2 Пол учащихся | смешенные группы |
3 Продолжительность реализации программы | 12 часов |
4 Формы организации обучения | групповые (до 15 человек) |
5 Виды учебной деятельности | творческая |
6 Образовательная область | «Технология» |
7 Способы реализации содержания программы | алгоритмические |
8. Уровни освоения программы | общекультурный |
9. Тип учебной программы | практико-ориентированная |
Пояснительная записка. Ограниченность в средствах толкнула рукодельниц на создание техники изготовления изделий из лоскутов. Но они и не догадывались, что в будущем возникнет целое искусство, основанное на аккуратном пошиве одежды и предметов быта из маленьких разноцветных кусочков ткани. Еще с древних времен бережливыми хозяйками годами собирались обрезки тканей, оставшиеся после раскроя, или целые фрагменты от износившейся одежды.
В наше время техника лоскутного шитья не потеряла актуальности, а наоборот только набирает обороты своего развития. В технике пэчворк появились новые приемы, получившие название «ускоренные техники»: треугольники отдельных полос, кайма, лоскутное одеяло в виде пластины.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время роль декоративно-прикладного искусства важна. Данная программа позволит обучающимся творчески, и индивидуально проявить себя, поспособствует развитию их художественного и эстетического вкуса. Обучающиеся получат возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью.
Программа кружка призвана помочь в формировании у обучающихся художественно-эстетического способа познания мира, их дальнейшей профориентации. Программа кружка «Лоскутное шитьё» является программой, предназначенной для проведения внеурочной деятельности по технологии.
Уже начиная с первых занятий обучающиеся знакомятся с правилами техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, учатся правильно организовывать свои рабочие места, знакомятся с историей появления техники пэчворк.
Для объяснения теоретического материала используют ИКТ технологии, поиск информации в сети интернет, фотографии, готовые изделия, эскизы. При организации творческих и практических работ предполагается использование таблиц, инструкционных карт. Основными становятся словесные методы обучения, такие как беседа, диспут, сообщение, создание проблемных ситуаций, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях обучающиеся обучатся технологии обработки лоскутков ткани, изучат различные техники изготовления изделий из лоскутов, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с обучающимися проводятся инструктажи по выполнению заданий по образцу или собственному замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.
Программа направлена на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию творческих способностей обучающихся, формирует коммуникативных навыки посредством работы в группах, основ графической грамотности, образного и пространственного мышления, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями.
Обучение учащихся должно ориентироваться на выполнение необходимых изделий для украшения интерьера, быта, одежды.
Работа с этой техникой имеет много положительных сторон: возможность освоить основы декоративно-прикладного искусства, приобщение к популярному искусству, возможность самовыражения. Эта работа предполагает невысокую относительную стоимость используемых материалов. Этой техникой могут пользоваться учащиеся, у которых нет швейной машины и у которых низкая производительность материала.
Цель программы – это формирование интереса и положительной мотивации школьников к технологии, освоение различных способов декорирования изделий на основе изучаемой техники печворк.
Задачи программы:
-
углубить знания и опыт в области школьного курса технологии; -
ознакомить учащихся с назначением и различными видами лоскутной пластики; -
подготовить учеников к эффективной преобразовательной деятельности; -
сформировать такие качества как трудолюбие, уважительное и добросовестное отношение к различным видам трудовой деятельности; -
развить чувство эстетического вкуса обучающихся; -
способствовать созданию условий для развития творческих способностей обучающихся; -
познакомить обучающихся с техникой лоскутного шитья.
Программа разработана для обучающихся 6 классов общеобразовательных школ.
Программа рассчитана на 12 часов – 4 часа теоретических, 8 часов практических.
Небольшой объем учебного материала, заложенный в программу, предполагает организацию самостоятельной работы учащихся (8 часов). Самостоятельная работа включает в себя творческую деятельность школьников. Она ориентирована на самостоятельное определение типа темперамента, проведение профессиональных проб, участие в деловых играх.
При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности учащихся. Им даются задания в соответствии с их интересами и склонностями, с особенностями их физического и умственного развития.
Таблица 2 – Примерный тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Вводное занятие. Водный инструктаж по ТБ в кабинете и в школе. История лоскутной техники. Инструменты, материалы, приспособления. | 1 | 1 | - |
2 | Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ. | 1 | - | 1 |
3 | Шитье из полос и квадратов, прямоугольных треугольников. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Выстегивание. Шитьё в технике «Ляпочиха». | 2 | 1 | 1 |
5 | Аппликация. | 1 | 1 | - |
6 | Творческий проект «Прихватка» | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Творческий проект «Накидка для стула» | 2 | - | 2 |
8 | Творческий проект «Сумка шоппер» | 2 | - | 2 |
| Всего по программе: | 12 | 4 | 8 |
Темы и часы, включенные в план, могут быть изменены в зависимости от возможностей и способностей обучающихся.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Водный инструктаж по ТБ в кабинете и в школе.История лоскутной техники. Инструменты, материалы, приспособления.
Теоретические сведения: Знакомство с правилами безопасности в кабинете технология. Инструктаж и обучение по эвакуации из здания в случае аварии. История техники пэчворк. Ткани, основные и отделочные материалы. Инструменты и оборудование.
Практическая работа: Изготовление шаблонов.
Тема 2. Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ.
Теоретические сведения: Подготовительные работы. Принципы создания рисунка из лоскутов. Цветорешения. Техника безопасности при ручной и машинной работе.
Практическая работа: Составление схемы:
-
по принципу «от большей площади»; -
посредством разбивки сюжета на отдельные фрагменты.
Тема 3. Шитье из полос и квадратов, прямоугольных треугольников.
Теоретические сведения: Виды сборки: шитье из полосок, шитье из квадратов, шитье из прямоугольных треугольников. Технология сборки изделия по схемам «Елочка», «Колодец», «Пашня». Цветовое решение композиции.
Практическая работа: Создание образцов сборки по схемам «Елочка», «Колодец», «Пашня».
Тема 4. Выстегивание. Шитьё в технике «Ляпочиха»
Теоретические сведения: Ляпочиха – старинная русская техника лоскутного шитья.
Технология сборки изделия по схеме «Ляпочиха». Цветовое решение композиции.
Практическая работа: Создание образцов сборки по схеме «Ляпочиха».
Тема 5. Аппликация
Теоретические сведения: Виды аппликации. Способы соединения лоскутов. Технология выполнения аппликации. Цветовое решение.
Практическая работа: Создание образцов аппликации.
Тема 6. Творческий проект «Прихватка»
Теоретические сведения: Сбор информации о прихватках. Технология сборки прихваток.
Практическая работа: Создание прихватки.
Тема 7. Шитьё накидки для стула
Теоретические сведения: Введение в технику создания накидок. Цветовое решение.
Практическая работа: Создание накидки
Тема 8. Творческий проект «Сумка шоппер».
Теоретические сведения: что такое творческий проект? Этапы выполнения. Выбор и обоснование проекта. Выбор материалов. Разработка схемы и чертежа проекта. Изготовление изделия.
Практическая работа: Выполнение проекта по плану.
Система оценивания включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку навыков и умений профессиональной подготовки, коллективную индивидуальную оценку (качество индивидуальной работы).
Оценка знаний и умений в результате работы с выбранной тематикой проводится по экспресс–анкетам на каждом уроке; имеются выставки, где ребята сами оценивают ту или иную работу. Результатом работы учащихся является их участие в областных, городских и региональных выставках и конкурсах.
Для оценки эффективности знаний используется начальный, промежуточный и итоговый мониторинг.
Начальный мониторинг– это диагностика творческого воображения обучающихся. Для диагностики используется метод опросов, беседа или интервью.
Промежуточный мониторинг– оценивается уровень усвоенного материала и выполнение практических задач. Для диагностики могут быть использованы кроссворды, опросники, тестирование и т.д.
Итоговым мониторингом является выполнение творческой работы. Оценивается степень используемых знаний. Для диагностики используется защита проекта перед группой, школой.
По мере получения теоретических знаний обучающиеся смогут реализовывать их на практике.
Выполнение практических заданий оценивается по пятибалльной системе и собирается банк данных.
Последняя практическая работа –«Объемная подушка из лоскутов» является творческим воплощением всех полученных знаний и умений.
Список литературы для педагога и обучающихся:
-
Аппликация. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2016. -
Банакина Л. Чудо-лоскут // Мир женщины. – 2014. – №1,3,5,9,11. -
Лоскутное шитьё, аппликация, квилт, коллаж//Рукоделие:Приложение к журналу «Стиль». – 2014 – № 2. -
Семёнова А. Н. Роскошь из лоскутков // Клуб. – 2017. – № 1,2. -
Романова Л. Роскошь из лоскутков // Клуб. – 2017. – № 4,5,6,7,8,9,10,11. -
Романова Л. Шитьё из лоскутков // Наука и жизнь. – 2017.– № 2. -
Секреты домостроя. – СПб.: Невский проспект, 2016. -
Для обучающихся: -
Лоскутная живопись. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2015. -
Лоскутные узоры. Новые возможности. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2013. -
Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству. – СПб.: Паритет, 2015. -
Складной «пэчворк» // Анна. – 2016. – № 11. Федотова Л. «Квилтины» или «Одеяло моей бабушки» // Народное творчество. – 2014. – № 6.