Файл: Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, проектного обучения, частично-поисковый.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую. Теоретические сведения– это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практическим работам. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Работа с лоскутками как технология развития творческих способностей, выявление и развитие одаренности детей важнейшая задача нашего общества, которая отражена в задачах ФГОС ДО, программе развития педагога до 2022 года, ежегодных целях образовательной деятельности. Перед педагогом стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. В условиях поиска эффективных форм, методов работы с одаренными учащимися возникла идея познакомить учеников с лоскутной деятельностью.
В процессе работы было проведено несколько занятий в работе с лоскутной техникой. В процессе разработки программы, школьники 6 класса узнали, что лоскутная техника может быть с рисунками и блестками, с рельефной, ворсистой поверхностью. Где используется для создания разнообразного объемного декора: аппликаций и разнообразных техник. Материал легко режется ножницами. В ходе занятий школьники создали различные предметы из лоскутков.
Использовались следующие методы:
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, хорошее верхнее освещение.
Учитывая специфику работы учащихся с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кружок – эффективная форма внеклассной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.
Исследовательская работа по разработки программы кружка закончена. Где был проведен анализ литературы по лоскутному шитью, изготовлены оригинальные изделия из лоскутов тканей как вид народного творчества позволяет выразить свою индивидуальность в творчестве. Приобщаясь к лоскутному шитью, получаем возможность ощутить радость творчества, применить на практике все те знания, которые получили на уроках кружка. Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Актуальность исследования программы определяется тем, что изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная, высоко ценилась во все времена. Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы:«Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов».
Объект исследования: методика обучения на занятиях предметного кружка.
Предмет исследования:совокупность форм, методов и средств обучения на занятиях предметного кружка.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка методики занятий предметного кружка по технологии.
Для реализации поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования состоит:
База исследования: кафедра экономика, управления и технология, ФГБОУ ВО БГПУ, г. Благовещенска.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
План – конспект занятия
Тема: «Изготовление прихватки для кухни в лоскутной технике«полоска» в 6 классе
Цель урока:
– углубление знаний и опыта по технологии обработки текстильных материалов умений и навыков шитья в технике печворк; использование и применение учащимися ранее изученного программного материала;
– развитие сенсомоторных качеств рук, развитие волевых качеств личности (доводить начатое дело до конца, целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности);
– воспитание эстетического вкуса, художественного мышления, интереса к работе, создание на занятии рабочей, дружеской атмосферы.
Наглядность и оборудование:
Ткань, шаблоны, иголки, булавки, ножницы, линейка, косая бейка, сентипон, швейная машина, ноутбук, проектор, экран, презентация «Изготовление прихватки». Коллекция прихваток. Инструкционные карты. Раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: Математика, ИЗО.
Ход занятия
1.Организационный момент: принять рапорт дежурного,
2. Повторение пройденного материала.
Учитель. Сегодня на нашем занятии мы будем изготавливать прихватку.
Прежде чем перейти непосредственно к теме нашего урока, давайте повторим и закрепим то , что вы уже знаете.
Блицтурнир 1.
Вопросы 1-й команде:-
5. Оборудование для прочного соединения деталей между собой.
6. Вид женской поясной одежды.
7. Свойство ткани изменить линейные размеры под различными воздействиями.
Вопросы 2-й команде:
3. Изучение нового материала.
Кухонные прихватки просто необходимы на кухне во время приготовления пищи. Конечно, при случае можно взять первую попавшуюся тряпку и снять с плиты горячую кастрюлю, чайник, сковородку. Но даже в такой, казалось бы, мелочи, как прихватка, можно проявить вкус, творчество и изобретательность. И разве не приятно, если вместо оборванной, необработанной тряпки в руках будет эстетически оформленная прихватка, которую вы сделаете своими руками. А как, обрадуются такой обновке мама и бабушка или наши работники кухни!
Прихватки это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для вашей кухни, так и для украшения интерьера.
Сегодня мы должны закрепить навыки выполнения прихваток по технологической карте и инструкции, которые вам розданы. А так же применить знания по гармоничному сочетанию контрастных цветов используя цветовой круг. Когда это мы сделали?
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую. Теоретические сведения– это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практическим работам. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Работа с лоскутками как технология развития творческих способностей, выявление и развитие одаренности детей важнейшая задача нашего общества, которая отражена в задачах ФГОС ДО, программе развития педагога до 2022 года, ежегодных целях образовательной деятельности. Перед педагогом стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. В условиях поиска эффективных форм, методов работы с одаренными учащимися возникла идея познакомить учеников с лоскутной деятельностью.
В процессе работы было проведено несколько занятий в работе с лоскутной техникой. В процессе разработки программы, школьники 6 класса узнали, что лоскутная техника может быть с рисунками и блестками, с рельефной, ворсистой поверхностью. Где используется для создания разнообразного объемного декора: аппликаций и разнообразных техник. Материал легко режется ножницами. В ходе занятий школьники создали различные предметы из лоскутков.
Использовались следующие методы:
-
Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного. -
Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений. -
Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки. -
Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности. -
Репродуктивный метод –используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала. -
Смотр творческих достижений –используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, хорошее верхнее освещение.
Учитывая специфику работы учащихся с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кружок – эффективная форма внеклассной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.
Исследовательская работа по разработки программы кружка закончена. Где был проведен анализ литературы по лоскутному шитью, изготовлены оригинальные изделия из лоскутов тканей как вид народного творчества позволяет выразить свою индивидуальность в творчестве. Приобщаясь к лоскутному шитью, получаем возможность ощутить радость творчества, применить на практике все те знания, которые получили на уроках кружка. Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Актуальность исследования программы определяется тем, что изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная, высоко ценилась во все времена. Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы:«Организация предметного кружка по технологии в условиях реализации новых стандартов».
Объект исследования: методика обучения на занятиях предметного кружка.
Предмет исследования:совокупность форм, методов и средств обучения на занятиях предметного кружка.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка методики занятий предметного кружка по технологии.
Для реализации поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
-
рассмотреть особенности организации и методики предметного кружка по технологии в современных условиях; -
разработать программу предметного кружка; -
разработать отдельные занятия по программе; -
проанализировать практику по использованию разработанных методических материалов.
Методы исследования:
-
теоретические: анализ литературы по разработке предметного кружка по технологии, выявление значимости кружка, изучение и обобщение литературы по теме; -
экспериментальные: изучение особенностей и разработка программы проведения предметного кружка. -
Новизна исследования программы заключается в том, что она дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социальными проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные задачи. Поэтому в содержании кружка рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость полученных знаний и лучше ориентировать в современном мире.
Практическая значимость исследования состоит:
-
в разработке методики проведения предметного кружка по технологии; -
в возможности применения материалов курсовой работы в качестве методического пособия учителями технологии и педагогами дополнительного образования.
База исследования: кафедра экономика, управления и технология, ФГБОУ ВО БГПУ, г. Благовещенска.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Бешенков, А.К. Методика обучения технологии. Библиотека учителя, 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. -
Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы:методическое пособие [Текст]/А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. –М.: Дрофа, 2018. – 224 с. -
Газета «Методические ориентиры».Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_20_4_4937.pdf /– 11.01.2021. -
Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология[Текст]/В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2017. – 240 с. -
История возникновения лоскутного шитья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://loskutbox.ru/patchwork/istoriya-loskutnogo-shitya.html / – 25.01.2021. -
Килпатрик, У.Х. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Килпатрик,_Уильям_Херд/ – 23.01.2021. -
Классификация метода проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studbooks.net/1845400/pedagogika/klassifikatsiya_metoda_proektov /– 27.12.2020. -
Колесникова, И.А. [Текст] / Педагогическое проектирование: учебное пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. –М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с. -
Кругликов, Г.И. [Текст] / Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие – 2-е изд. / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2016. – 480 с. -
Литова З.А. Школа. Рабочая книга преподавателя [Текст] / З.И. Литова. - М.: издательство “Школа”, 2017. – №1/34 – 54 с. -
Марченко А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. [Текст] / А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. –М.: Вентана-Графф, 2018. – 224 с. -
Мастер-класс.Три вида техники пошива БонБон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/dbortik.ru/s/mk/komnata/bonbon / – 05.02.2021. -
Матяш, Н.В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности [Текст] / Н.В. Матяш, Н.В. –М., 2018 – 120 с. -
Нагель, О.И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): учебно-методическое пособие для учителя. – М., 2004. -
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] // Е.С. Полат. – М., 2017. – 315 с. -
Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 5-9 классов / В.Д. Симоненко.–М., 2016. – 54 с. -
Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А.В. Марченко, М.И. Гуревич. – М.: Вентана – Графф, 2016. – 224 с. -
Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ: книга для учителя / В.Д. Симоненко. – Брянск: Научно-методический центр «Технология», 2015. – 238 с. -
Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников: теоретико-методические аспекты / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш /– Брянск : Издательство БГПУ, 2015. – 230 с. -
Солопова, Н.А. Проектная методика в профильном обучении / Н.А. Солопова Н.В. Шельпова // Школьные технологии. – 2015. –№3. – 380с. -
Тарасова, И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Профессиональное образование: приложение к журналу. –2004. –№ 12. -
Физкультминутки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/fizkultminutki-dlya-nachalnoy-shkoli-853067.html /– 01.02.2021.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
План – конспект занятия
Тема: «Изготовление прихватки для кухни в лоскутной технике«полоска» в 6 классе
Цель урока:
– углубление знаний и опыта по технологии обработки текстильных материалов умений и навыков шитья в технике печворк; использование и применение учащимися ранее изученного программного материала;
– развитие сенсомоторных качеств рук, развитие волевых качеств личности (доводить начатое дело до конца, целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности);
– воспитание эстетического вкуса, художественного мышления, интереса к работе, создание на занятии рабочей, дружеской атмосферы.
Наглядность и оборудование:
Ткань, шаблоны, иголки, булавки, ножницы, линейка, косая бейка, сентипон, швейная машина, ноутбук, проектор, экран, презентация «Изготовление прихватки». Коллекция прихваток. Инструкционные карты. Раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: Математика, ИЗО.
Ход занятия
1.Организационный момент: принять рапорт дежурного,
2. Повторение пройденного материала.
Учитель. Сегодня на нашем занятии мы будем изготавливать прихватку.
Прежде чем перейти непосредственно к теме нашего урока, давайте повторим и закрепим то , что вы уже знаете.
Блицтурнир 1.
Вопросы 1-й команде:-
-
Операция по временному соединению деталей. -
Страна, в которой был изобретен шелк. -
Нить, расположенная поперек ткани. -
Какого происхождения волокна льна и хлопка?
5. Оборудование для прочного соединения деталей между собой.
6. Вид женской поясной одежды.
7. Свойство ткани изменить линейные размеры под различными воздействиями.
-
Расстояние между двумя последовательными проколами ткани иглой. -
Сырье для получения ткани.
Вопросы 2-й команде:
-
Операция по соединению деталей. -
Город, прославившийся выпуском швейных машин. -
Нить, расположенная вдоль ткани. -
Из волокон какого происхождения получают шерсть и шелк? -
Материал для соединения деталей изделия. -
Вид женской русской народной одежды. -
Свойство материала выдерживать большое изменение линейных размеров. -
Ряд последовательных стежков. -
Материал, из которого шьют одежду.
3. Изучение нового материала.
Кухонные прихватки просто необходимы на кухне во время приготовления пищи. Конечно, при случае можно взять первую попавшуюся тряпку и снять с плиты горячую кастрюлю, чайник, сковородку. Но даже в такой, казалось бы, мелочи, как прихватка, можно проявить вкус, творчество и изобретательность. И разве не приятно, если вместо оборванной, необработанной тряпки в руках будет эстетически оформленная прихватка, которую вы сделаете своими руками. А как, обрадуются такой обновке мама и бабушка или наши работники кухни!
Прихватки это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для вашей кухни, так и для украшения интерьера.
Сегодня мы должны закрепить навыки выполнения прихваток по технологической карте и инструкции, которые вам розданы. А так же применить знания по гармоничному сочетанию контрастных цветов используя цветовой круг. Когда это мы сделали?