Файл: Семинар Развитие коммуникативных умений младших школьников интерактивными методами обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методический семинар

Развитие коммуникативных умений младших школьников интерактивными методами обучения.

Потребность человека в общении с другими людьми постоянно и непрерывно развивается от непосредственного эмоционального до глубокого личностного общения и сотрудничества. Следовательно, непрерывное общение между людьми является необходимым условием их жизнедеятельности. Именно это обусловливает практическую значимость формирования у детей коммуникативных умений с раннего детства.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования среди требований по формированию коммуникативных навыков в общеобразовательной сфере отмечено, что «…в результате изучения всех предметов в начальной школе должны быть сформированы такие коммуникативные умения как: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. в школе должно осуществляться четкое планирование и контроль за процессом формирования коммуникативных умений и навыков в младшем школьном возрасте как «научением младшего школьника задавать вопросы и давать чёткие формулировки ответов на вопросы, которые ему задают, уметь внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении в обсуждении рассматриваемого вопроса, высказывать комментарии, касающиеся выражений собеседников, а также давать критическую оценку и аргументировать свою позицию в той или иной группе».

Существование проблемы формирования коммуникативных умений у младших школьников связано со стремительно меняющимися социальными условиями жизни, которые требуют от ребёнка проявление умения общаться, быть коммуникабельным и работать в коллективе без конфликтных ситуаций. Нужно отметить, что современные дети большее информированы, чем их сверстники конца 20 - начала 21-го веков; они быстро решают трудные логические задачи, способны делать умозаключения. Даже родители отмечают, что современные младшие школьники порой знают больше, чем они и реагируют на полученную информацию более мобильно. Дети читают меньше книг и предпочитают получать информацию из всемирной компьютерной сети, так как они легко обучаются пользоваться гаджетами и любыми видами компьютерной техники, но большинство из них испытывают трудности в общении со сверстниками и сложнее сходятся с людьми. Этому способствует и тот факт, что в жизни современных детей нет дворовых игр со сверстниками, в ходе которых ребенок общался со сверстниками и приобретал опыт для взаимодействия с социумом. Современный ребёнок предпочитает виртуальное общение со сверстниками и чаще всего он уже в младшем школьном возрасте сам решает, с кем общаться, а с кем нет. Но чрезмерное виртуальное общение приводит к тому, что в реальном мире ребёнок испытывает затруднения при общении с другими людьми. Именно поэтому одним из важнейших умений современной личности является овладение коммуникативными навыками, что позволит эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных навыков младших школьников – это актуальная педагогическая проблема, так как их сформированность влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс социализации каждого ребёнка и развития личности в целом. Коммуникативные умения и навыки развиваются и совершенствуются в процессе совместной деятельности и общения. Полагаем, что при этом можно использовать интерактивные методы в качестве одного из средств развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.


Интерактивные методы- это методы,  позволяющие детям учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихсявключая педагога [9, с. 94]. Ключевым понятием, определяющим сущность интерактивных методов, является понятие «взаимодействие» как межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого».

Актуальность данной темы НАЗВАНИЕ ТЕМЫ НА СЛАЙД обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения в связи с необходимостью развития коммуникативных умений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.

Объект исследования – коммуникативные умения младших школьников.

Предмет исследования – интерактивные методы развития коммуникативных умений младших школьников.

Цель данного исследования – развитие коммуникативных умений младших школьников интерактивными методами обучения.

Основные задачи работы могут быть сформулированы следующим образом:

  • провести теоретический анализ и обобщить педагогический опыт работы по данной теме;

  • отобрать и модифицировать интерактивные методы развития коммуникативных умений и апробировать их;

  • оценить результаты использования интерактивных методов для развития коммуникативных умений младших школьников.

Перспективность опыта использования интерактивных методов заключается в том, что он является актуальным для современной начальной школы не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, умеющие взаимодействовать и обладающие коммуникативными навыками, а закладывается «фундамент» этого именно в младшем школьном возрасте.

Исследованию коммуникативных умений посвящены работы таких учёных, как Г.М. Андреева, В.Ф. Ряховский, М.И. Лисина, Р.В. Овчарова, С.В. Проняева, Л.Р. Мунирова, Б.А. Федоришин, Л. Михельсон, М. Снайдер и др.

Многие ученые (Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик) под коммуникативными умениями понимают такие умения, которые нужны человеку для правильного выражения своих мыслей и понимания чужих.

В.Д. Ширшов характеризует коммуникативные умения как «комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности» [26, c. 40].



Л.Р. Мунирова определяет коммуникативные умения, как сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить своё поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [15, c. 7]. 23

По мнению Е.О. Смирновой: «Коммуникативные умения - это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения [21, c.29].

Таким образом, коммуникативные умения - это личностные образования, определяемые как свойства, способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми.

Е.А. Блохина выделяет следующие коммуникативные умения, необходимые для осуществления общения [5, c.69]:

- умение вступить в контакт, обратиться к собеседнику;

- умение выслушать собеседника;

- умение понять и принять другое мнение, отличное от собственного;

- умение ориентироваться в ситуации общения;

-умение отбирать материал и оформлять его в речи (строить высказывание).

В педагогике существует понятие «навык», под которым понимается умение, доведённое до автоматизма, до высокой степени совершенства, следовательно, коммуникативные навыки являются коммуникативными умениями, которые повторялись многократно в процессе общения с окружающими людьми и доведены до автоматизма. Это такие коммуникативные умения как: умение понять другого; умение сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) выделяют три группы базовых коммуникативных умений:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация (наиболее важная составляющая-умение согласовывать усилия для достижения обшей цели);

- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи данных другим людям и развития рефлексии.

Сегодня перед учителем стоит важная задача отобрать такие методы обучения, которые будут способствовать повышению уровня коммуникативности младших школьников.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Остановимся на той, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения. Традиционно в ней выделяют 3 группы методов:


  1. Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения; они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы – это лекция, чтение, опрос.

  2. Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы – это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, от учителя к ученику.

  3. Интерактивные: от англ. ( «интер» - «между», «акт» - «действие») позволяющие учиться взаимодействовать между собой.[9, с. 94]. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Обучение, построенное на интерактивных методах можно представить в виде схемы:



Изучение теоретических основ и имеющегося опыта педагогов по применению интерактивных методов в начальной школе позволило выявить, что в отечественной педагогике проблемами применения интерактивных методов в современной школе занимаются Бондаревская Е.В., Дахин А.Н., Достовалова Е.В., Зимняя И.А., Гудкова Т.В. и другие.

В педагогической литературе предложено множество классификаций интерактивных методов обучения. Попытки классификации интерактивных методов обучения предпринимали Арутюнов Ю.С., Анисимов О.С. , Кашлев С.С., Вавилова Л.Н., Добрынина Т.Н., Голант Е.Я., Голубкова О.А., Гузеев В.В., Заир-Бек Е.С., Кларин М.В., Лушникова Е.Е., Николина В.В., Панина Т.С., Прилепо А.Ю. и др.

Будем придерживаться классификации, которую предлагает Кашлев С.С. Он выделяет следующие группы: методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы организации обмена деятельностями; методы организации мыследеятельности; методы организации смыслотворчества; методы организации рефлексивной деятельности; интегративные методы (интерактивные игры).

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации используются педагогами в начале урока, занятия, внеклассного дела и т.п. для оперативного включения в совместную работу всех и каждого учащегося. Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельностей педагога и учащихся, при этом учащиеся объединяются в творческие группы для совместной деятельности. Методы организации смыслотворчества позволяют учащимся и педагогу создать новое содержание педагогического процесса, у учащихся формируется индивидуальный смысл об изучаемых явлениях и предметах, на уроке происходит обмен этими смыслами, обогащение индивидуального смысла у каждого ученика. Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия своей деятельности, ее результатов. [Голубкова, с.82].


В сентябре 2021-2022 учебного года проводилась входящая диагностика готовности учащихся 1 Д класса к обучению в школе. С целью выявления уровня развития коммуникативных навыков также была проведена диагностическая работа.

В диагностике принимали участие 32 учащихся.

При определении первоначального уровня развития коммуникативных умений у первоклассников руководствуемся критериями оценки коммуникативного компонента УУД, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных

учебных действий детей 6,5—7 лет

Базовые виды коммуникативных универсальных учебных действий

Общий уровень развития общения (предпосылки формирования)

Основные критерии

оценивания

Типовые задачи

Требования ФГОС НОО

1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция).

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях


— потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

—эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

— ориентация на партнера по общению;

— умение слушать собеседника

— понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

— ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное

Задание «Левая и

правая стороны»

(Ж. Пиаже).


-учитывать и уважать разные мнения;

-формулировать собственное мнение

2. Коммуникация как кооперация.

Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т. е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности




— умение договариваться, находить общее решение;

—умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)


-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

3. Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания




умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи


Задание «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман)


- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.