Файл: Семинар Развитие коммуникативных умений младших школьников интерактивными методами обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- игра «Математическая эстафета», цель которой развитие операций мышления, закрепление изученного материала; формирование доброжелательного отношения к членам команды и соперникам; развитие чувства сопереживания к результатам труда. Учитель делит класс на 3 команды по 6 игроков (можно по рядам) и проводит игру-соревнование, в ходе которой каждой группе предлагается число, которое необходимо представить разными способами: с помощью кругов, назвать число, показать на карточке, назвать соседей, состав числа, назвать число, которое на 2 больше, число, которое на 2 меньше. Учащиеся распределяются кто за кем будет выходить и выполнять задание. Побеждает команда, которая быстрее всех представит заданное число.
- игра «Веселый счет», цель которой развитие операций мышления, формирование доброжелательного отношения к членам команды и соперникам; развитие чувства сопереживания к результатам труда. Для проведения этой игры заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду и карточки с примерами для ведущего каждой команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд показывает карточку с примером, игроки в команде должны определить, кто должен сесть с цифрами на стулья, составляющими результат. Учащиеся выбегают к ведущему и садятся на стул так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 10+2. На стулья рядом с ведущим должны сесть учащиеся, у которых в руках карточки с цифрами 1 и 2, так как сумма равна 12. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
Методом, предполагающим обмен деятельностью является «Мозговой штурм».
-Метод «Мозговой штурм» — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. [Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007., с. 76]
Главной целью метода считается получение как можно больше различных вариантов ответов по требуемой условием творческой работы.
При использовании метода «мозговой штурм» необходимо придерживаться ряда правил:
Во-первых, ни в коем случае нельзя критиковать предложенные идеи младшими школьниками; строго запрещаются различные обсуждения и споры.
Во-вторых, приветствуются абсолютно все предложенные идеи младшими школьниками, даже фантастические.
В-третьих, обязательно должны поощряться те идеи, которые усовершенствуются, развиваются и комбинируются детьми.
В-четвертых, все идеи должны излагаться кратко; нельзя прерывать эстафету идей.
В-пятых, одной из главных целей должно быть получение большого количества идей. [Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
[Электронный ресурс] / Ю. Ф. Тимофеева // Основы творческой деятельности/ ч. 1, Эвристика, ТРИЗ. М: - 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=212842, с. 97]
Одним из важных условий проведения данного метода должно быть создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказать детьми идей из-за критики, привлечение специалистов разного профиля, склонность их к творческой работе.
Например, на уроке русского языка в 1 классе при изучении темы «Слова приветствия» на этапе «Сообщение темы урока, постановка учебных задач» задается проблемный вопрос «Как можно поздороваться с человеком?», урок математики тема: «Число и цифра 1». Вопрос: Чего на свете бывает по одному?
-метод «Карусель», предполагающий организацию совместной деятельности, сотрудничества для достижения общей цели. Команде (4 человека) предлагается цепочка примеров. Каждый учащийся решает первый пример, затем происходит переход участников по часовой стрелке. Каждый участник, занявший новое место проверяет предыдущий пример (примеры) и решает новый. Переход продолжается до тех пор, пока участники не окажутся на своих местах. Результат выполнения задания проверяется по эталону ответов на доске. Результат каждого влияет на результат всей группы. Если выясняется, что при решении примеров допущены ошибки, задание группе не засчитывается.
Еще одну группу составляют методы мыследеятельности, которые с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. Среди методов, которые относятся к данной группе используются:
- Метод «Логическая цепочка», сущность которого состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах или парах. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию "Логической цепочки" для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД. Так, например, на уроке окружающего мира в 1 классе при изучении темы «Как из зерна получилась булка» учащимся предлагалась работа в паре по восстановлению последовательности получения хлеба из зерна. Этапы представлены в виде рисунков. После составления логической цепочки учащимся предлагается объяснить выбранную последовательность. При изучении темы «Режим дня» используется метод «Перепутанная логическая цепочка», который требует от учащихся выстраивания логической цепочки в составлении режима дня и нахождение нарушения последовательности. Работу предлагаю выполнить в малых группах. После чего следует объяснение выбранного группой распорядка.
Среди методов смыслотворчества, ведущей функцией которых является создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса, можно назвать такие методы, как «Ассоциации», «Бег ассоциаций», способствующие развитию индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятелъности. Ассоциативный метод может применяться на разных этапах урока: при постановке проблемы на стадии вызова, на этапе осмысления нового материала, при закреплении. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. Учащимся предлагается к предложенному понятию подобрать слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда следует выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность (основной смысл) рассматриваемого понятия. Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Сентябрь- первый месяц осени» учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций на тему «осень»: похолодание, листопад, пожелтевшая трава, 1 сентября, каникулы и т.д.
На уроках математики для запоминания математических терминов и компонентов действий: сложение, вычитание, умножение и деление. Ассоциативные цепочки помогают учащимся ориентироваться в названиях компонентов и быстрее их запоминать. Например, дается слово «сложение», детям предлагается выстроить цепочку ассоциаций. У них может получиться следующий результат: плюс – компоненты сложения –первое слагаемое – второе слагаемое –сумма – результат сложения. На уроке математики, к примеру, прием «Бег ассоциаций» можно использовать при постановке проблемы на уроке. Тема: «Круг». Детям демонстрируются предметы круглой формы: солнце, яблоко, хоровод, блин. Задача учащихся — дополнить ряд предметов по ассоциации с общей формой: кольцо, колесо. Теперь важно связать возникшие ассоциации с чувствами: какие эмоции вызывает движение, например, колеса, кружение в хороводе. Варианты ответов могут быть и такими: свобода, нет препятствий, легкость движения, головокружение.
Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Заверши фразу», «Микрофон», «Прогноз погоды», «Зарядка».
-Метод «Заверши фразу» для проведения оценочной, рефлексивной деятельности.
Алгоритм реализации метода:
учитель предлагает учащимся завершить фразу, подбросив вверх бумажный кубик, на каждой грани которого находится незаконченная фраза. Например:
-
У меня сегодня получилось… -
Мне сегодня было трудно… -
Я на уроке узнал… -
Мне понравилось… -
Меня удивило… -
Я научился… -
Для меня стало открытием… И т.д.
-Метод «Зарядка»
Алгоритм реализации метода:
-
Участникам педагогического взаимодействия, педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку и выразить свое отношение к уроку.
Движения могут быть следующие:
-
присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение; -
присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; -
обычная поза, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; -
согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение; -
поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.
-
Учитель знакомит участников со всеми движениями, объясняя их значение. -
Каждый участник, после того, как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое – либо движение.
В январе 2021-2022 учебного года была проведена промежуточная диагностика с целью выявления уровня развития коммуникативных умений учащихся 1 Д класса в результате применения интерактивных методов обучения, сравнения полученных результатов с результатами диагностики в начале учебного года и доказательства применения интерактивных методов для развития коммуникативных умений младших школьников.
При проведении промежуточной диагностики мы руководствовались теми же критериями и показателями, разработанными Зайцевой К.П., и представленными в таблице 2. в соответствии с тремя уровнями: низким, средним и высоким, применительно для диагностических методик «Правая и левая стороны» (Ж. Пиаже), «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Узор под диктовку?» (Цукерман Г.А.).
Результаты промежуточной диагностики учащихся представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение полученных результатов промежуточной диагностики по уровням
Методика Уровень | «Левая и правая стороны» | «Рукавички» | «Узор под диктовку» |
Высокий | 5 | 8 | 4 |
Средний | 8 | 10 | 13 |
Низкий | 19 | 14 | 15 |
Сравним полученные результаты с результатами входящего диагностирования в начале учебного года, отраженными в таблице 3. и представим результат сравнения в таблице 4.
Таблица 4.
Распределение полученных результатов по уровням в начале учебного года и на промежуточном этапе эксперимента
Методика Уровень | «Левая и правая стороны» | «Рукавички» | «Узор под диктовку» | ||||
Начало года | январь | Начало года | январь | Начало года | январь | ||
Высокий | 5 (16%) | 7 (22%) | 8 (25%) | 18 (56%) | 4 (13%) | 11 (34%) | |
Средний | 8 (25%) | 13 (40%) | 10 (31%) | 8 (25%) | 13 (40%) | 14 (44%) | |
Низкий | 19 (59%) | 12 (38%) | 14 (44%) | 6 (19%) | 15 (47%) | 7 (22%) |