Файл: Семинар Развитие коммуникативных умений младших школьников интерактивными методами обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представим наглядно диаграммой результаты диагностики учащихся 1 «Д» класса на этапах входящего и промежуточного контроля.

Диаграмма 4.

Результаты диагностики по методике «Левая и правая стороны»



Диаграмма, отражающая результаты диагностики по методике «Левая и правая стороны» на входящем и промежуточном контроле позволяет сделать вывод о повышении уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Высокого уровня достигли 7 учащихся (22%), что на 6 % выше по сравнению с результатами входящей диагностики, среднего- 13 учащихся (40%), что на 15 % выше, количество учащихся с низким уровнем снизилось с 19 до 12 учащихся, это на 21 % ниже по сравнению с результатами входящей диагностики.

Диаграмма 5.

Результаты диагностики по методике «Рукавички»



Результаты диагностики по методике «Рукавички» свидетельствуют о повышении уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Количество учащихся, которые сначала обсудили варианты узоров, а затем вместе выбрали способ раскрашивания рукавичек, в ходе которого координировали свои действия, и в результате получили действительно пару рукавичек, увеличилось с 8 учащихся до 18. Это на 31% больше, чем по результатам входящей диагностики.

Диаграмма 6.

Результаты диагностики по методике «Узор под диктовку»



Диаграмма, отражающая результаты диагностики по методике «Узор под диктовку» на входящем и промежуточном контроле позволяет сделать вывод о повышении уровня сформированности умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

Высокого уровня достигли 11 учащихся (34%), что на 21 % выше по сравнению с результатами входящей диагностики. Учащиеся достигли взаимопонимания в ходе диалога и у них получились узоры, соответствующие образцу. Учащихся со средним уровнем увеличилось лишь на 4 %, а вот с низким уровнем уменьшилось с 15 учащихся до 7, в процентном показателе это на 25 % больше, чем по результатам входящей диагностики.

Диагностика сформированности коммуникативных умений, осуществлённая нами на входящем этапе эксперимента с помощью методик: «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Узор под диктовку» (Цукерман Г.А) и сравнительный анализ её результатов с результатами, полученными на промежуточном этапе эксперимента, показали, что опытно-экспериментальная работа по применению интерактивных методов, проведённая нами в 1 Д классе, позволила сформировать у
первоклассников коммуникативные умения, так как дети при общении со сверстниками используют речь и жесты; формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы, ориентируются на точку зрения и учитывают при общении позицию партнера; допускают, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с точкой зрения самого ребёнка; проявляют заботу об окружающих людях; охотно общаются и предпринимают попытки построения отношений с другими людьми.

Следовательно, несмотря на короткий срок, 1 и 2 четверти 2021-2022 учебного года, использования в своей практике интерактивных методов с целью развития коммуникативных умений, позволило нам сделать заключение о положительном воздействии интерактивных методов на развитие коммуникативных умений младших школьников.

Следовательно, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.

Результативностью использования интерактивных методов при обучении младших школьников можно считать:

  • вовлечение детей в процесс познания, в процесс освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;

  • развитие умений и навыков анализа и критического мышления;

  • усиление мотивации к изучению дисциплин школьного цикла;

  • создание благоприятной, творческой атмосферы на уроках;

  • развитие коммуникативных компетенций у младших школьников.


Куда это вставить можно!!!

Учитывая особенности использования интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах, Белошистая А.В. определила в качестве критериев и показателей готовности каждого ребёнка к интерактивному взаимодействию на уроке (предъявляемых к младшему школьнику перед вовлечением его во взаимодействие для выполнения учебной задачи на уроке с использованием интерактивного метода обучения) рассмотреть:

    1. личностную готовность, характеризующуюся обучаемостью, коммуникабельностью, толерантностью, адекватной самооценкой;

    2. интеллектуальную готовность, характеризующуюся сформированностью предметно-специфических знаний, необходимых для выполнения определённой учебной задачи;

    3. социально-психологическую готовность, характеризующейся наличием учебной мотивации: ребенок хочет участвовать во взаимодействии, проявляет выраженный интерес к выполнению учебной задачи и получению знаний; наличием социальной позиции школьника, т.е. его желанием и умением взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Социальная зрелость определяется, прежде всего, форсированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и установленным правилам в детской группе;

    4. эмоциональную готовность, характеризующуюся умением регулировать свое поведение, способностью достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, работоспособностью, самоконтролем, мотивацией.




  1. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений у младших школьников / Л.Я. Лозован. – М., 2010. – 41 с.