Файл: Семинар Развитие коммуникативных умений младших школьников интерактивными методами обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По каждой используемой методике выделены три уровня сформированности коммуникативных умений учащихся начальных классов: низкий, средний и высокий.
1. «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Цель методики: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
2. «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель методики: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
3. «Узор под диктовку» ( Г.А. Цукерман )
Цель методики: выявления умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.
Диагностика учащихся 1 «Д» класса проводилась следующим образом: с помощью методики «Левая и правая стороны» выявлялся уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Методика «Рукавичка» способствовала выявлению уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация); методика «Узор по образцу» позволила выявить уровень сформированности умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.
Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение полученных результатов по уровням
Методика Уровень | «Левая и правая стороны» | «Рукавички» | «Узор под диктовку» |
Высокий | 5 | 8 | 4 |
Средний | 8 | 10 | 13 |
Низкий | 19 | 14 | 15 |
Результаты диагностики учащихся 1 «Д» класса по методике «Левая и правая стороны» наглядно представлены на диаграмме1.
В беседе при индивидуальном обследовании ребенку, сидя лицом к лицу учителя, предлагалось показать:
1. Правую руку. Затем левую.
2. Правую ногу. Затем левую. То же самое учитель просит показать у него. ( Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую).
3. На столе перед ребенком лежали монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
В результате обследования были выделены 3 уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера): низкий, средний, высокий. Высокий уровеньсформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) показали 5 учащихся, так как ответили правильно во всех четырех заданиях. 8 учащихся дали правильные ответы только в 1 и 3 заданиях, они правильно определили стороны относительно своей позиции, но не учли позицию партнера (педагога). Эти учащиеся отнесены к среднему уровню. Низкий уровень выявлен у 19 учащихся, так как во всех четырех заданиях допускали ошибки по выбору позиции.
Результаты диагностики учащихся 1 «Д» класса по методике «Рукавички». Диаграмма 2.
Дети работали в парах, им было предложено обсудить и договориться о том, пару каких рукавичек они будут рисовать, один ученик раскрашивает изображённый шаблон правой рукавицы, а другой ученик раскрашивает шаблон левой рукавицы, в результате должна получиться пара рукавиц. У 14 человек класса изображения рукавичек отличались узорами, потому что ребята пытались внести свои предпочтения и замыслы, не договариваясь между собой. У каждого в рисунке проявилось только своё мнение о том, какой должна быть рукавица. Поэтому эти первоклассники были отнесены к низкому уровню сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. У 10 учащихся класса в рисунках заметно частичное сходство, связанное с выбором цвета или узора, то есть совпадение по одному признаку и явное различие по другому. Этих учащихся мы отнесли к среднему уровню сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Нужно отметить, что большинство детей пытались учитывать мнения другого человека, но им не удалось достичь взаимопонимания. И только 8 учеников, которые показали высокий уровень, активно и заинтересованно обсудили сначала варианты узоров, затем вместе выбрали способ раскрашивания рукавичек и самое главное, раскрашивая рукавицы, координировали свои действия, поэтому у них получились рукавицы украшенные почти одинаковым узором и действительно получилась пара рукавиц.
Результаты методики «Узор по образцу» представим наглядно на диаграмме 3.
Детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу. В ходе наблюдения и анализа действий учащихся было выявлено, что не каждая пара смогла договориться о совместной деятельности, о чем свидетельствует отсутствие сходства выложенных узоров. Не каждый смог построить понятные для партнера высказывания, точно и последовательно указать ориентиры действия по построению узора. Некоторые старались выглянуть за ширму и посмотреть узор. Также в ходе выполнения задания наблюдалось нейтральное отношение к совместной деятельности и даже, в некоторых случаях, негативное. Все эти показатели позволили распределить учащихся по трем уровням: высокий уровень у 4 учащихся- узоры соответствуют образцам, в ходе диалога дети достигли взаимопонимания. У 13 учащихся средний уровень, характеризующийся частичным сходством узоров с образцом в связи с недостаточностью информации в ходе диалога. Если мы наблюдали хотя бы частичное сходство узоров, выполненных первоклассниками с предложенными образцами и при этом указания отражали хотя бы часть ориентиров, необходимых для выполнения задания партнёром, то относили ребёнка к среднему уровню, не учитывали, что он вопросы и ответы мог формулировать не точно и расплывчато. Низкий уровень показали 15 учащихся, так как часть детей не построили нужные узоры, а у некоторых они не соответствовали образцу.
Диагностика показала, что дети не всегда активно включаются в работу, затрудняются легко общаться на общие темы. Многие дети не имеют ярко выраженных навыков использования средств коммуникации в деятельности. Им легче обосновать свою точку зрения, чем принять и понять чужую точку зрения. Стараются проявлять навыки общения и строить отношений с другими людьми, в беседе дети старались продолжить мысль друг за другом, дополнять деталями. Большинство детей доброжелательны, соблюдают правила общения. Особенно ярко это проявилось в методике «Рукавички?». По результатам диагностик мы видим, что в основном дети пребывают на низком и среднем уровнях сформированности коммуникативных навыков.
В процессе проведения описанных выше трёх диагностических методик выявлено также, что первоклассники выполнили задания одинаково, поэтому считаем, что недочёты в сформированности у них коммуникативных умений тоже можем выделить одинаковые, а именно нужно обратить внимание на использование ими речи, диалога в общении и для изложения своего мнения, нужно формировать и развивать коммуникативные умения, составляющие коммуникативный навык: умение понять другого, сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.
Следовательно, в начале 2021-22 учебного года существовала необходимость по проведению педагогической работы с целью повышения уровня сформированности данных умений. Этим обоснована необходимость выбора методов, которые будут этому способствовать.
И ТЕПЕРЬ ПРО МЕТОДЫ КОНКРЕТНО КАКИЕ ИКАК ВНЕДРЯЛИСЬ
Но не отчет, а описание метода и как на каком уроке применялся, что наблюдали в реакции детей, чего смогли достичь
Важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
- не владеют умениями совместной деятельности;
- не готовы сотрудничать в больших группах;
- плохо знают друг друга;
- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
Итак, группы работают. У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4 – 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.
Начиная уже с первого этапа урока стараюсь создать благоприятную атмосферу взаимодействия с детьми и детей между собой, организовать коммуникацию. Для этого использую методы, направленные на повышении мотивации учащихся, процессуальной основой которых является «коммуникативная атака», которая организуется педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. способствуют созданию единого тона, настроя класса на определённый вид деятельности, вследствие чего происходят снятие душевного и физического напряжения, агрессии, установление психологически комфортной атмосферы для работы, восстановление и повышение жизненного тонуса у учащихся, создаётся воспитывающая обучающая среда. Многие из предложенных методов стимулируют потребность в познании другого человека через познание себя. Общение в процессе приветствия помогает начать учебный день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло, которые так нужны для эффективного образовательного процесса. Среди методов данной группы следует назвать такие, как:
- метод «Комплименты», который дает участникам группы возможность дать друг другу позитивную обратную связь и получить ее. Учащимся предлагается передавать предмет (например, мяч, цветик- семицветик, мягкая игрушка) в произвольном направлении или по кругу и говорить при этом комплименты. Учащийся, получивший предмет, благодарит за комплимент и передает предмет следующему участнику, называя свой комплимент. Результатом использования этого метода является организация коммуникации между учащимися, возможность получить позитивную обратную связь.