Файл: Семинар Развитие коммуникативных умений младших школьников интерактивными методами обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- метод «Скажем «Здравствуйте»», который можно реализовать как со всем классом, так и в парах. Учитель просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.
-
Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих). -
Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем – нибудь). -
Скажем «Здравствуйте» мы ртом. -
Станет радостней(веселей) кругом(все произносят хором «Здравствуйте»).
Можно вместо «ртом» произносить «кивком», тогда после слов все дружно кивают головой.
Применение данного метода позволило оценить эмоциональное состояние учащихся в процессе выполнения заданий, разнообразие придуманных жестов и умение взаимодействовать друг с другом.
- метод «Пожелания весёлых пальчиков» был использован на …..
Учащимся предлагается заглянуть друг другу в глаза и, подняв руки на уровне груди, соприкоснуться ладонями обеих рук. Затем поочерёдно коснуться одноименных пальцев своего соседа, произнося на каждое прикосновение любое пожелание по очереди, начиная с большого пальца. Можно сопровождать следующими словами: желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха, большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуй!(прикосновение всей ладонью руки).
Эти слова и действия дети проговаривали одновременно или по очереди,
повторив ещё раз, а в конце вместо приветствия пальцы рук можно переплести и произнести фразу «Удачи тебе».
Использование метода показало, что учащиеся легко вступают в тактильное и диалоговое взаимодействие.
- метод «Рукопожатие через океан».
Учащиеся объединяются в пары, смотрят в глаза друг другу, мысленно желают здоровья, повторяя при этом следующие действия и слова:
-
обменяться рукопожатием всей ладонью со словами приветствия (слова приветствия дети выбирают сами); -
убрав большой палец, сцепив 4 пальца правой руки(рукопожатие без участия большого пальца) со словами : «Рад тебя видеть»; -
соприкасаясь друг с другом большими пальцами, говорят друг другу: «Вот мы и встретились!»: -
два пальца(указательный и средний) правой руки каждого участника «бегут» по левой руке соседа до его плеча. Затем похлопывают по плечу партнёра всей ладонью и при этом приговаривают: «Если надо будет, я тебе помогу!» или «Я буду рад тебе помочь».
С помощью данного метода происходит тактильное и вербальное взаимодействие между участниками, способствующее расположению участников друг к другу.
- метод «Приветствие разными частями тела». Все участники двигаются по классу хаотично. По команде учителя дети соприкасаются различными частями тела – приветствуют друг друга рукопожатием, коленками, локтями, носками правой, левой ноги, лбами, плечами, спинами и т.д. Количество прикосновений друг к другу разными частями тела определяет учитель.
-метод «Прогноз погоды», который направлен на развитие положительной мотивации учащихся в деятельности, взаимодействии, создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации участников педагогического процесса.
Алгоритм реализации метода.
-
Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник рассказывает о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т. е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? пасмурно или ясно? ветрено или тихо? есть ли осадки? какое время суток? какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие — определить температуру в интервале от 0 до +10 °С). -
Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листе бумаги (доске). -
После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный алгоритм повествования) соединяет все отметки температуры в график. -
Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему. -
Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение, и построенный график подтверждает это. Метод дает возможность организовать диалог между учителем и учащимися, в ходе которого каждый из учеников имеет возможность высказать свое мнение. После чего организуется совместное обсуждение и анализ полученных результатов.
-метод «Микрофон» способствует повышению мотивации и предполагает организацию группового обсуждения проблемы, которая дает возможность высказаться каждому учащемуся. Учащиеся передавая друг другу игрушечный или воображаемый микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему — предложенный к рассмотрению вопрос или проблему.
Реализация метода предполагает выполнение определенных действий:
Шаг 1. Поставьте вопрос классу.
Шаг 2. Предложите детям какой-нибудь предмет, который будет играть роль воображаемого микрофона.
Шаг 3. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон».
Шаг 4. Предложите ученикам говорить быстро и лаконично.
Шаг 5. Не комментируйте и не оценивайте ответы.
Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.
Например: на уроке математики по теме: «Число 2»мы задали детям вопрос: Чего на свете бывает по два? И ЧТО ДАЛЬШЕ , КАКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КАК И КАКИЕ КОММУН УМЕНИЯ ФОРМИРОВАЛИ????
Это же упражнение можно использовать и на других этапах урока: для проверки уровня знаний, подведении итогов, рефлексии.
Часто используемым методом на уроке является дидактическая игра- метод предполагающий обмен деятельностью. А какие особенности у игр, если интерактив как вы на уроке проводили конкретно
Поскольку младший школьный возраст следует за дошкольным, очевидно, что его любовь к играм, движениям, многочисленным вопросам никуда не исчезла. Именно учителя способны помочь им стать любознательными, стремящимися к саморазвитию и самообразованию личностями. Именно игры во всем их разнообразии являются активными формами и методами обучения младших школьников. Играя, ребенок может быть собой, проявляя свои способности, желания, реализуя фантазии, просто быть свободным и естественным. Активность также невозможна без взаимодействия со сверстниками, без диалогов, споров, дискуссий, решения проблемных вопросов и задач [23, с. 83]. Разновидностью учебной игры являются ролевые игры. Ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила и взаимоотношения с партнером. Игра может проходить в форме диалогов реальных лиц, диалогов животных и растений, диалогов неодушевленных предметов. Ролевая игра способствует не только развитию у детей способности к коммуникации, но и грамотной речи. Во время игровой формы работы обостряется мыслительная деятельность обучающихся за счет создания определенного настроя, создания атмосферы раскованности, свободы мышления.
Среди игр, используемых на уроке, часто применяются игры, направленные на развитие коммуникативно-речевых действий, организацию кооперации и сотрудничества. К таким играм относятся игра «Живые звуки», «Собери предложение», «Лови- назови», «Магазин», «Математическая эстафета», «Веселый счет».
- игра «Живые звуки» имеет целью формирование полноценной звуковой стороны речи, воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведение слоговой структуры, развитие фонетического восприятия каждого участника игры, а также на развитие коммуникативного взаимодействия между всеми участниками игры, умения слушать собеседника. Учащимся предлагается объединиться в группы и составить звуковую модель слова, выступив в роли «живых» звуков. Задача участников договориться, кто каким звуком будет, обсудить характеристику каждого звука в слове, выстроиться в нужной последовательности и представить звуковой состав слова. В ходе игры дети учатся проводить звуковой анализ слова, слушать и высказывать свое мнение, договариваться.
- игра «Собери предложение», цель которой, в первую очередь, формирование грамматического строя речи. Игра предполагает работу в группе, поэтому способствует развитию коммуникативного взаимодействия участников, умению выслушать мнение другого, организовать сотрудничество. Учащимся предлагаются слова, из которых нужно составить предложение. После чего группа представляет результат своей деятельности, где каждый участник группы становится «словом» предложения.
- игра «Лови-назови», цель которой развитие коммуникативных умений у младших школьников, обогащение словарного запаса. Учитель бросает мяч учащемуся, называет объект или явление и просит назвать все, что связано с этим явлением или объектом; например: «Зима», «снег», «осень», «дождь». Мяч передается по классу и возвращается учителю. Значение игры с точки зрения развития коммуникативных умений в том, что она учит детей общаться, правильно описывать объекты или явления.
- игра «Магазин» имеет цель обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений. Учащимся предлагается в группе поиграть в игру «Магазин», договориться и распределить роли: «продавец», «покупатели». Вспомнить правила культурного обслуживания покупателя, распределить покупателей в порядке очереди. После чего учащимся предлагается сосчитать денежные средства, которыми они располагают, выбрать понравившийся товар и рассчитаться с продавцом. После завершения игры проводится проверка правильности произведенного расчета. Для этого называется сумма, которая должна остаться у покупателя после покупки определенного товара. Использование данной игры показывает, что учащиеся легко смогли договориться о распределении ролей, использовав в качестве жеребьевки игру «Камень, ножницы, бумага».