Файл: А. В. Выприцкий (подпись, дата).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алгоритм тушения пожара транспортных средств автоматизированными средствами пожаротушения:

при возникновении пожара срабатывает генератор огнетушащего аэрозоля. Тушение пожара происходит в его начальной стадии, не позволяя развиться пожару или взрыву.

И самое главное, автоматизированные средства не накладывают ответственность за процесс тушения на человека, тем самым снижая влияние негативных факторов, препятствующим эффективному тушению, и повышая безопасность водителя и окружающих.

Анализ предложений заводов изготовителей показал, что в настоящее

время на рынке имеется несколько десятков типов и модификации генераторов огнетушащего аэрозоля, с ценовым диапазоном от 2000 руб. и выше, в зависимости от технических характеристик указанном в паспорте прибора.

Из анализа сведений о пожарах в структурных подразделениях, для сокращения таких несчастных случаев и ущерба, необходимо проведение ряд мероприятии по пожарной безопасности на предприятии:

  1. Внедрение систем автоматического аэрозольного пожаротушения моторного отсека для транспортных средств.

  2. Произвести расчет стоимости и выбрать для установки в транспортные средства систем автоматического пожаротушения.

  3. Рассчитать ущерб при возгорании автомобиля на примере УАЗ-3163 Патриот СДРСУ трест СНДСР.

  4. Обосновать эффективность выбранной системы пожаротушения.



ГЛАВА 2. Системы аэрозольного пожаротушения – принцип действия, область применения. Технические характеристики, устройство и принцип действия внедряемых приборов
2.1 Назначение, модификация и типы, классификация, принцип действия устройств генерирования противопожарного аэрозоля

Системы пожаротушения на автомобилях довольно просты, но в то же время очень эффективны. Они состоят из баллона с пеной или аэрозолем, трубок, распылительных форсунок и датчиков. Цилиндр надежно закреплен в моторном отсеке или в салоне, если под капотом нет места. Трубки и форсунки переносятся из него в первую очередь в моторный отсек, поскольку в большинстве случаев возгорание возникает именно там, где расположены двигатель и топливные шланги. Там же установлены датчики, которые реагируют на повышение температуры и автоматически включают распыление пены или аэрозоля. Как правило, огнетушащая смесь подается в течение 5-30 секунд после срабатывания датчика. Оптимальное время - 5-10 секунд. После выброса смеси в воздух начинается ее интенсивное горение, выделяется аэрозоль, содержащий большое количество углекислого газа.




Сгорание и выделение CO2 – настолько быстрый процесс, что огонь гаснет в считанные секунды. За это время практически не успевают пострадать ни провода, ни двигатель, ни шланги. Кроме того, при быстром срабатывании системы, после проветривания на автомобиле можно продолжать движение. Ещё одна особенность системы в том, что она может бесперебойно работать даже при переворачивании автомобиля.

Хочется отметить, что подобные системы можно установить от любого легкового автомобиля до большого пассажирского автобуса. Установка довольно проста и не занимает много времени и сил. Да и стоимость по сравнению со стоимостью любимого автомобиля и его ремонта совсем невысока. Система отечественного производства стоит порядка 2 000 – 3 000 тыс. рублей, иностранного производства – от 15 000 до 35 0000 руб. Разница в цене объясняется схемой приведения системы в действие – электрическая либо механическая. Электрическая, как было уже сказано ранее, срабатывает от сигнала температурных датчиков — она немного дороже. Механическая приводится в действие самим водителем — она, соответственно, дешевле. Установка обойдётся примерно в 2 000 – 4 000 руб. Согласитесь, затраты относительно незначительные, нежели стоимость восстановительного ремонта.

По сегодняшний день производители автомобилей не предлагают подобные системы противопожарной безопасности, даже в качестве дополнительного оборудования.

Справедливо отметить, что такое оборудование должно находиться на автомобиле в качестве штатного уже с завода изготовителя, как подушки безопасности. Генераторы огнетушащего аэрозоля представляются как наиболее удобные, простые, надежные и относительно недорогие средства, способные спасти жизнь и автомобиль при возгорании.

Действие ГОА нестандартное: принцип работы схожий с подавлением огня встречным пламенем как при тушении лесных пожаров.

После активации системы пожаротушения термическими процессами в сосуде генератора образуется аэрозоль. Заряд выходит с температурой от 130 до 500°C и выше.

Созданная аэрозольная струя содержит твердые частички химических веществ. Ее качества:

  1. сильный ингибитор тепла и разлитых горючих жидкостей;

  2. создает огнепреграждение:

- пленка на поверхностях;



- продукты горения для самозатухания очага;

- облако взвеси, вытесняющее кислород.

Основной принцип тушения (приложение 3): пламя «захлебывается», встречаясь с потоком аэрозоля, инертных частиц, а также вследствие образования области повышенного давления.

Суть действия аэрозольных средств пожаротушения более подробно:

- срабатывает побудительный узел;

- тепловой поток подводится к сегменту пуска ГОА и приводит к его срабатыванию;

- твердые частички аэрозоля воспламеняются, что способствует их моментальному распространению.

Взвесь намного активнее, чем O₂ и быстрее соединяется с молекулами воспламенившихся материалов, останавливая цепную реакцию горения, приводя к самозатуханию. Процесс сопровождает активное ингибирование тепла.

Облако негорючей пыли после затухания пожара держится несколько минут, что исключает повторное возгорание.

Эти огнетушители компактны; имеют простую конструкцию; не находятся под давлением; отсутствуют клапаны; не требуют специальных трубопроводов; легко автоматизируются, не требуя разработки специальных сложных датчиков; удобны в эксплуатации; не нуждаются в обслуживании, обладают длительным гарантийным сроком службы без проведения регламентных работ и замены деталей; продукты сгорания экологически чисты. Они особенно эффективны при тушении различных пластмасс, изоляции проводов (аэрозоль не токопроводящий материал).

Образующийся при работе аэрозоль обладает также высоким ингибирующим действием в отношении предупреждения взрыва газовоздушных смесей. А также после срабатывания генератор не наносит повреждения оборудованию и элементам конструкции.

Продукты тушения пожара удаляются продувкой сжатым воздухом, сметанием щёткой или протиркой влажной ветошью. И самое главное, ориентированность выбора огнетушителя для системы пожаротушения автомобиля, именно на этот вид, обеспечивает безопасность человека при тушении и обладает несравнимым показателем по времени приведения в действие, по отношению к традиционными первичными средствами пожаротушения, обеспечивая быстрое образование огнетушащего аэрозоля и распространения его в очаг возгорания, приводя к практически мгновенному тушению. 3

Предполагаемый срок эксплуатации составляет не менее 10 лет в диапазоне рабочих температур –50…+90 0С.


ГОА необходимо устанавливать таким образом, чтобы аэрозольная струя, отражаясь от элементов конструкции, равномерно заполняла весь двигательный отсек, вытесняя кислород, и оказывая ингибирующее действие на окислительно-восстановительные реакции при помощи высокодисперсных продуктов, эти продукты осаждаясь на поверхностях узлов и агрегатов, препятствуют повторному возгоранию.
Существует несколько типов подобных технических устройств:


  1. Генераторы аэрозоля, способные выдать облако огнегасящей смеси для заполнения до 10–20 м3 помещения, технологического, коммутационного отсека, шкафа, ниши с важным, дорогостоящим оборудованием, соединительными, управляющими устройствами; моторных отсеков различных транспортных средств. Такие изделия, как правило, после установки применяются в автономном режиме запуска, являются самосрабатывающими от теплового воздействия очага пожара или при воспламенении термического шнура, пиропатрона, используемых в качестве запала для возгорания заряда генератора.

  2. Аэрозольные генераторы, защищающие и выдающие свыше 20 м3 огнетушащего облака, используются автономно для защиты технических, вспомогательных помещений небольшого объема и площади; входят структурными единицами в проектную схему аэрозольных систем (установок) пожаротушения , объединенные единой побудительной, управляющей сетью автоматической пожарной сигнализации с дымовыми,  тепловыми , газовыми или комбинированными пожарными извещателями .

  3. Генератор огнетушащего аэрозоля переносной, предназначенный для оперативного применения, забрасываемый в очаг пожара или в помещение, отсек транспортного средства – от автомашины до речного, морского судна. Принцип запуска таких устройств – механический ручной.

По виду охлаждения высокотемпературной струи, достигающей 500 ℃, генераторы огнегасящего аэрозоля подразделяют на следующие типы:

  1. Контактного охлаждения, когда после воспламенения пиротехнического заряда выходящий аэрозоль остывает, проходя через металлический корпус устройства, легко снимающий и отводящий тепло во внешнюю среду.

  2. Инжекторного охлаждения. В таких изделиях выходящее аэрозольная струя проходит через инжектор, что преследует две цели:

- более эффективное распыление в облако;


- охлаждение при захвате инжектором довольно холодного, по сравнению с температурой струи, воздуха из пространства защищаемого помещения.

  1. Лабиринтного охлаждения. Такая система реверсивного разворота потока аэрозоля внутри металлического корпуса изделия позволяет быстро его охлаждать, причем без потери мощности подачи, эффективности устройства по сравнению с другими типами устройств.

  2. С воздушным охлаждением. Эти компактные устройства отличаются от других типов изделий тем, что из них аэрозоль выходит через один или несколько специальных щелевых отверстий – сопел, что увеличивает эксплуатационные характеристики, эффективность пожаротушения в небольших по объему объектах защиты.

В целом из-за снижения температуры, выходящего из устройств аэрозольного облака, как значительно увеличивается эффективность тушения, так и снижается риск воздействия высокотемпературной струи на горючие материалы, находящиеся в защищаемых помещениях.

По расположению отверстий/щелей для выхода аэрозольного облака различают следующие типы генераторов огнегасящего аэрозоля:


  1. По центральной оси изделия;

  2. По круговому периметру;

  3. По сектору – до 180˚;

  4. По двум секторам, каждый до 90˚.



Первый вариант наиболее распространен для всей товарной номенклатуры продукции российских компаний, т.к. использование работающих вкруговую, по секторам изделий обычно редко применяется при проектировании установок аэрозольного пожаротушения из-за специфичности, узкой области необходимости в таком типе оборудования.

Применение на объектах. Генераторы огнегасящего аэрозоля используются для тушения очагов горения твердых, жидких материалов, а также различного электрооборудования – от слаботочного коммуникационного, связи и управления до высоковольтного при нормальных условиях его эксплуатации. В основном генераторы устанавливают в небольших помещениях, корпусах, шкафах, нишах для защиты расположенного в них различного оборудования, моторных отсеках, отделениях практически любых видов транспорта – от автомобильного до железнодорожного, речных/морских судов.

Классификация устройств генерирования противопожарного аэрозоля. Генератор огнетушащего аэрозоля довольно часто используют на разных объектах и при разных условиях. Поэтому инженерами разработаны всевозможные модификации таких устройств на все случаи жизни.