ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
161
Рис. 14.1. Функционал электронной медицинской карты
Основные функции электронных медицинских карт.
1. Обеспечение единой полной картины ведения пациента.
Абстрактная или конкретная медицинская карта – не имеет значения, до тех пор, пока полная карта пациента доступная через компьютер, тогда и там, когда и где она нужна. Передается ли карта с помощью компьютерных сетей, созданное ли какое-то хранилище информации из всех возможных источников
(больницы, кабинеты врачей, лаборатории или аптеки), каждый раз, когда она нужна, или она вызовется только с одного конкретного хранилища (базы данных) – это дело конструкции и внедрения.
Электронная медицинская карта должна включать в себя следующее:
– врачебные осмотры,
– результаты консультаций специалистов,
– записи медсестер,
– результаты анализов,
– результаты исследований и т.д.
Назначения – все виды назначений пациенту по случаям лечения:
- лабораторные исследования,
- диагностические манипуляции,
- медикаменты – в том числе льготные рецепты, консультации специали- стов и пр.
Результаты лабораторных и инструментальных исследований:
– хранение в ЭМК сканированных и цифровых изображений,
- интеграция системы с лабораторными системами и системами хранения медицинских изображений.
Графические файлы, сканированные изображения, цифровые фотогра-
фии – к любой медицинской записи в ЭМК можно прикрепить любые изобра-
162 жения, позволяющие оценить тяжесть течения заболевания и динамику состоя- ния процесса в ходе лечения пациента.
Рис. 14.2. Экранная форма: Все записи Электронной медицинской карты
Количество необходимых разделов медицинских записей в электронной медицинской карте пациента не ограничено, для каждого специалиста могут быть созданы свои шаблоны и свои разделы, необходимые для ввода медицин- ских записей, в том числе с использованием общепринятых классификаторов, которые позволяют максимально быстро и полно отображать состояние паци- ента.
Кроме того, в любой части ЭМК врачу предоставлена возможность ввода свободного текста, что отвечает требованиям системы стандартов ведения электронных медицинских записей
2: Плата за информацию
Важным вопросом может стать плата работникам здравоохранения за дан- ные и информацию, собранную о пациенте. Данные и информация должны быть полными и читаться компьютером соответственно определенному стандарту. Плательщики и медицинские работники должны учитывать, что вы- сококачественные сведения о пациенте и информация, не менее важны, чем деньги, персонал и средства обслуживания.
Если будет организованная система компенсации за предоставленную ин- формацию, медицинских работников будут иметь стимул автоматизировать сис- тему пользования медицинскими картами. Это повысит качество медицинских
163 услуг, не только благодаря предоставлению своевременного доступа к полной информации, но и путем стандартизации определений и элементов данных.
Вместо того, чтобы фокусировать свое внимание на плате за услугу (компенсация медработнику за процедуру) или за постановку диагноза (перспективная оплата, которая базируется на группах связанных с диагностикой), плательщики должны сконцентрироваться на получении информации о первоначальном состоянии па- циента, плане лечения, состоянии пациента и эффективности лечения. Медработ- ники будут заинтересованы в организации данных о пациенте таким образом, чтобы это оказывало содействие выплате вознаграждения. Они будут также за- интересованы в том, чтобы убедиться в действительно тщательном сборе всей не- обходимой информации и выполнении всех процедур, которые требуются.
3: Предоставление полной информации о конкретном пациенте
Данные о пациенте в электронной медицинской карте должны быть интег- рированы с необходимым объемом медицинских знаний, в данном контексте и поддерживать принятие медицинского решения в учреждении медицинского об- служивания. Другими словами, необходимо предоставить специфическую ин- формацию о пациенте медицинским работникам в том учреждении, где принима- ется решения.
Интеграция данных о пациенте и медицинских знаниях, которые дает конкретную для данного пациента медицинскую информацию, будет основой для снижения затрат и улучшение качества лечения.
Электронная медицинская карта содержит все необходимые разделы для ведения врачами амбулаторной карты пациента и его истории болезни (для ста- ционаров) в электронном виде:
Паспортная часть;
Жалобы;
Анамнез заболевания и анамнез жизни;
Осмотры пациента врачами-специалистами;
Предварительный клинический и заключительный клинический ди- агнозы;
План обследования;
План лечения;
Лист врачебных назначений;
Температурный лист;
Данные лабораторных и инструментальных исследований;
Этапный, переводной и выписной эпикриз.
4: Систематизация одной и той же информации для использования в
разных целях
Проведенное исследование электронных медицинских карт не смогло обна- ружить стандартной компьютерной карты. Слишком много пользователей их ис- пользовали, что не дало возможности добиться консенсуса. Тем не менее, со- ставлен список пользователей и вариантов использования. Чтобы помочь паци- ентам и медицинскому работнику принимать обоснованные решения, те же самые данные о пациенте должны быть структурированы таким образом,
164 чтобы ними можно было пользоваться в зависимости от источника, пробле- мы или протокола – по мере необходимости. Необходимо сформировать авто- матические динамические подборки, отобранные по источнику (например, все данные гематологических анализов ретроспективно), по проблеме (например, субъективные и объективные данные, связанные с возникшей проблемой и со- поставленные со временем).
Степень защиты информации о пациентах.
Обеспечения конфиденциальности секретных медицинских сведений о па- циентах есть важной задачей при разработке информационных систем. Персонал, которому официально разрешено пользоваться информацией о пациентах, дол- жен иметь простой и оперативный доступ к данным, заложенным в компьютер.
С другой стороны, эти данные должны быть недоступны для посторонних поль- зователей.
Для обеспечения конфиденциальности информации применяют следующие действия:
1. Буквенно-цифровые пароли присваиваются с помощью компьютерного ал- горитма. Пользователь может в любое время получить новый пароль.
2. Каждый пароль меняется раз в шесть месяцев.
3. Заведующие отделениями выдают пароли и определяют уровень полномо- чий. Пароли для врачей выдаются в офисе исполнительного директора, когда врач получает больничные документы.
4. Всем пользователям сообщают о том, что пароль приравнивается к офици- альной подписи и что ни при каких обстоятельствах он не может разгла- шаться.
5. Группа обслуживания информационной системы выдает пароли заведующим отделениями и контролирует их использование.
6. Доступ может ограничиваться как паролем, так и местонахождением терми- нала.
7. Пользователи автоматически отключаются от системы при остановке рабо- ты терминала более чем на 5 минут.
8. Компьютерная система сохраняет в памяти каждый случай доступа к инфор- мации о пациентах, с фиксацией личности, профессиональной принадлежно- сти (врач, медицинская сестра, сотрудник, студент, и т.д.), места, типа полу- ченной информации, даты и времени.
9. Каждый сотрудник, который использует компьютерную систему, имеет воз- можность увидеть на дисплее имена всех лиц, которые просматривали опре- деленную личную электронную медицинскую карту.
10. Пациент может запросить список лиц, которые пересматривали его медицин- скую карту.
11. Терминалы блокируются в случае введения неверного пароля несколько раз.
12. Терминалы автоматически выводят на экран предупреждения, если пользо- ватель просматривает карту знаменитостей, сотрудников больницы и их родственников.
13. Терминалы по случайному принципу выводят на дисплей предупреждения о конфиденциальности информации приблизительно на каждый 500-й запрос.
165 14. Для доступа с домашнего телефона нужен второй пароль, основанный на встроенном в систему, специфическом относительно пользователя демогра- фическом факте (например, девичья фамилия матери).
Контрольные вопросы
1. Понятие медицинской карты, ее роль в медицине.
2. Перечислите типы медицинских карт.
3. Особенности электронной медицинской карты, ее отличия от бумажной.
4. Как организуется защита информации в электронной медицинской карте?
5. Перечислите функции и возможности электронных медицинских карт.
Список литературы
1.
McDonald C. J., Barnett G. O.Medical-record systemsMedical informatics.
Computer applications in health care. Eds.: E. H. Shortliffe, L. E. Perreault.
Addison-Wesley Publishing Company., Ch. 6. P. 181-218 2. Medical records and their keepers.
–
Режим доступа: http://blog.lib.umn.edu/moore144/ahcarchives/2007/09/medical_records_and_thei r_keep.html
3. Медицинская карта. Основные требования к оформлению медицинской кар- ты амбулаторного больного.
–
Режим доступа: http://zdrav.ru/library/publications/detail.php?ID=13947&phrase_id=946128 4. Электронная медицинская карта. – Режим доступа: http://medid.ru/.
5. Электронная медицинская карта.
–
Режим доступа: http://www.sparm.com/products/qms/emc
6. На россиян заведут электронные медкарты. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/health/
166
ТЕМА 15
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ. СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ИНТЕРНЕТ,
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ. ОСНОВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ
Передача информации – физический процесс, посредством которого осуществляется перемещение информации в пространстве. Данный процесс характеризуется наличием следующих компонентов:
Источник информации.
Приемник информации.
Носитель информации.
Среда передачи.
Наиболее распространенным и древним способом передачи информации между людьми является устная речь, с появлением письменности – книги. Для передачи информации на большое расстояние используется почта, телефон, телевидение.
В настоящее время для передачи информации используются сетевые информационные технологии.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Сетевые информационные технологии. Прогресс в сфере компьютер- ных технологий и постоянное повышение быстродействия вычислительных систем обозначил целый ряд задач, при решении которых возникает необходи- мость интегрирования воедино вычислительных мощностей многих компьюте- ров. С другой стороны, все нарастающие потребности информационного обме- на в человеческом обществе требуют соединения отдельных компьютеров с це- лью повышения скорости обмена информацией между ними. В связи с этим уже с 70-х годов возникли и начали интенсивно развиваться технологии ком- пьютерного объединения. Многокомпьютерные системы стали называть ком- пьютерными сетями, а технологии интеграции - сетевыми.
Компьютерная сеть – коммуникационная система (система обмена дан- ными), созданная с помощью физического соединения двух или более компью- теров с использованием сетевой архитектуры. Сетевая архитектура определяет полный набор стандартов на аппаратное обеспечение, программное обеспече- ние и кабельное оборудование в соответствии с проектом компьютерной сети.
Целью создания компьютерных сетей является:
обеспечение совместного использования аппаратных и программ- ных ресурсов сети;
обеспечение совместного доступа к ресурсам данных.
Например, все участники локальной сети могут совместно использовать одно общее устройство печати - сетевой принтер или, например, ресурсы жест- ких дисков одного выделенного компьютера - файлового сервера. Аналогично можно совместно использовать и программное обеспечение. Если в сети имеет- ся специальный компьютер, выделенный для совместного использования уча- стниками сети, он называется файловым сервером.
Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по группе признаков:
1)Территориальная распространенность;
167 2) Ведомственная принадлежность;
3) Скорость передачи информации;
4) Тип среды передачи;
5) Топология;
6) Организация взаимодействия компьютеров.
По территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными.
Локальная сеть (LAN - Local Area Network) - сеть в пределах предприятия, учреждения, одной организации.
Региональная сеть (MAN - Metropolitan Area Network) - сеть в пределах го- рода или области.
Глобальная сеть (WAN - Wide Area Network) – сеть на территории государ- ства или группы государств.
Термин "корпоративная сеть" также используется в литературе для обозначе- ния объединения нескольких сетей, каждая из которых может быть построена на различных технических, программных и информационных принципах.
Локальные сети являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешен только ограниченному кругу пользователей, для которых работа в такой сети непосредственно связана с их профессиональной деятельностью. Глобальные сети являются открытыми и ориентированы на обслуживание любых пользователей.
По ведомственной принадлежности различают ведомственные и госу-
дарственные сети. Ведомственные принадлежат одной организации и распола- гаются на ее территории. Государственные сети - сети, используемые в госу- дарственных структурах.
По типу среды передачи сети разделяются на:
проводные – с использованием кабелей: коаксиальных, на витой паре, оптоволоконных;
беспроводные – с передачей информации по радиоканалам, в инфракрас- ном диапазоне.
Геометрическая организация узлов и кабельных соединений в локальной компьютерной сети определяет различные сетевые топологии.
Классические топологии («кольцо» рис. 15.1, «звезда» рис. 15.2 , «шина» рис. 15.3) в чистом виде встречаются редко.
Рис. 15.1. Кольцевая топология
Рис. 15.2. Звездная топология