Файл: Медицинская информатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ции:
1. государственный (государственный и региональный);
2. территориальный (город, район);

150 3. учрежденческий (лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ),
Научно-исследовательские институты (НИИ), вузы и др.);
4. базовый.
Классификация МИС, определяемая спецификой решаемых ими задач:
1.
Административно-хозяйственные (офисные) медицинские сис-
темы:
 бухгалтерские системы;
 системы учета лекарственных препаратов;
 системы регистрации пациентов;
 системы регистрации медицинской документации;
 системы автоматизации делопроизводства;
 системы клинического обследования;
 системы контроля выполнения лечебных назначений и др.
Основная функция офисных медицинских систем – обеспечение инфор- мационной поддержки функционирования ЛПУ.
2.
Системы для лабораторных и диагностических исследований
(лабораторные системы микробиологии, радиологии, рентгенографии, компью- терной томографии, ультразвукового исследования и др.) - служат для автома- тизации ввода и сохранения результатов лабораторных исследований.
3.
Экспертные системы для диагностики, прогнозирования и мо-
ниторинга. Данные системы представляют собой программное обеспечение, анализирующее некоторую информацию на основе специальных механизмов представления знаний о предметной области и логического вывода.
4.
Системы информационного и библиографического поиска. В их функции входит создание и ведение электронных каталогов, подготовка рефе- ративной информации, создание и ведение профессионально ориентированных баз данных и др.
5.
Обучающие системы. Представляют собой различные комплексы тренировочных упражнений и практических методик.
6.
Интегрированные системы (больничные информационные сис-
темы) - объединяют в себе функциональные возможности информационных систем нескольких классов и предназначены для комплексного решения задач в зависимости от специфики конкретного учреждения.
Классификация МИС с точки зрения представления и обработки инфор-
мации: a. фактографические МИС - хранят сведения об объектах предметной области (подразделениях, сотрудниках, договорах, суммах, процентах и т. д.). Причём сведения о каждом объекте, например о сотруднике, могут поступать в систему из множества источников и разных доку- ментов. При размещении в системе этих сведений они преобразуются и хранятся в виде записей; b. документальные МИС (системы документооборота) - объект хране- ния - документы, так как именно документы накапливаются и обраба- тываются. Для обработки информации не важно, какие сведения со-


151 держатся в документах (например, о размере заработной платы или на- значенных пациенту лекарствах). c. МИС «рабочих потоков» - определяются как программные системы, обеспечивающие координацию выполнения производственных опера- ций (заданий, работ, функций), составляющих структурированные бизнес-процессы предприятия. При этом любой бизнес-процесс пред- приятия может быть представлен в виде «рабочих потоков», если он выделен, структурирован, выполняется по правилам, которые можно сформулировать, периодически повторяется.
Рассмотрим некоторые виды МИС различных уровней управления и ор- ганизации подробнее:
Медицинские
информационные
системы
уровня
лечебно-
профилактических учрежденийпредставлены следующими основными груп- пами:
 МИС консультативных центров;
 банки информации медицинских служб;
 персонифицированные регистры;
 скрининговые системы;
 информационные системы лечебно-профилактического учреждения
(ИС ЛПУ);
 информационные системамы НИИ и медицинских вузов.
ИС консультативных центров - предназначены для обеспечения функ- ционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений в неотложных состояниях.
Банки информации медицинских учреждений и служб - содержат свод- ные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и др.
Персонифицированные регистры (базы и банки данных) - это разновид- ность информационно-справочных систем, содержащих информацию о прикре- пленном или наблюдаемом контингенте на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты. Регистры обеспечивают участковым, семей- ным врачам, специалистам, ординаторам и т. п. возможность быстрого получе- ния необходимой информации о пациенте, контроль динамики состояния, ана- лиз качества лечебно-профилактических мероприятий, получение статистиче- ских отчетных форм.
Скрининговые системы - предназначены для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для врачебного скрининга с целью формирования групп риска и выявления больных, нуждающихся в помо- щи специалиста.
Информационные системы лечебно-профилактического учреждения (ИС
ЛПУ) - это информационные системы, основанные на объединении всех ин- формационных потоков в единую систему и обеспечивающие автоматизацию


152 различных видов деятельности учреждения. В соответствии с видами ЛПУ обычно различают программные комплексы информационных систем: «Ста- ционар», «Поликлиника», «Скорая помощь». Выходная информация таких сис- тем используется как для решения задач управления соответствующего ЛПУ, так и для решения задач системами вышестоящего уровня.
Информационные системы для НИИ и вузов. Решают три основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно- исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов. Реали- зация задач обеспечивается соответственно информационными системами ме- дико-биологических исследований, компьютерными системами обучения и ин- формационными системами НИИ и вузов.
Медицинские информационные системы территориального уровня –
это программные комплексы, обеспечивающие управление специа- лизированными и профильными медицинскими службами, поликлинической
(включая диспансеризацию), стационарной и скорой медицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики). На этом уров- не медицинские информационные системы представлены следующими основ- ными группами:
ГИС территориального органа здравоохранения. Содержат подсистемы:
 Административно-управленческие ИС предназначены для решения организационных задач руководителями территориальных медицинских служб, главными специалистами.
 Статистические информационные медицинские системы, осу- ществляющие сбор, обработку и получение на территории сводных данных основных медико-социальных показателей.
ГИС для решения медико-технологических задач. Обеспечивают инфор- мационной поддержкой деятельность медицинских работников специализиро- ванных медицинских направлений: взаиморасчетов в системе ОМС; скорой ме- дицинской помощи и ЧС; специализированной медицинской помощи, включая регистры (фтизиатрия, психиатрия, инфекционные болезни и др.); лекарствен- ного обеспечения.
Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети. Обеспечива- ют создание единого информационного пространства здравоохранения на уровне региона.
Наибольший интерес в решении проблем информатизации здравоохране- ния представляют МИС базового уровня - госпитальные информационные
системы. Системы этого класса предназначены для информационного обеспе- чения принятия решений в профессиональной деятельности врачей разных спе- циальностей. Основная их цель – компьютерная поддержка работы врача- клинициста, гигиениста, лаборанта и др. Они позволяют повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени и квалифицированных специа- листов.
По решаемым задачам ГИС можно разделить на следующие группы:


153
 информационно-справочные системы;
 консультативно-диагностические системы (вероятностные и экс- пертные системы);
 приборно-компьютерные системы;
 автоматизированные рабочие места специалистов (АРМы).
Медицинские информационно-справочные системы. Предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя. Инфор- мационные массивы таких систем содержат медицинскую справочную инфор- мацию различного характера.
Медицинские консультативно-диагностические системы (вероятност-
ные и экспертные системы). Предназначены для диагностики патологических состояний (включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения) при заболеваниях различного профиля и для разных категорий больных.
Медицинские приборно-компьютерные системы. Предназначены для ин- формационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом боль- ного (например, при регистрации физиологических параметров). Медицинские приборно-компьютерные системы являются особым и наиболее многочислен- ным классом медицинских информационных систем и выделены в отдельную группу.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача. Это компьютерная информационная система, предназначенная для автоматизации всего техноло- гического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических (ле- чебных, организационных и др.) врачебных решений. Под технологическим про- цессом здесь понимаются лечебно-профилактическая и отчетно-статистическая деятельность, ведение документации, планирование работы, получение справоч- ной информации разного рода.
Классификация АРМов врача, используемых в ЛПУ (лечебно- профилактических учреждениях):
 АРМ работника регистратуры поликлиники;
 АРМ врача амбулаторного приема;
 АРМ врача приемного отделения стационара;
 АРМ врача стационара;
 АРМ узкого специалиста (эндоскопист, уролог и т. д.);
 АРМ врача диагностической лаборатории;
 АРМ врача-рентгенолога;
 АРМ аптечной службы;
 АРМ врача-эпидемиолога службы иммунопрофилактики;
 АРМ врача клинико-экспертной комиссии ЛПУ;
 АРМ работника административно-хозяйственной службы.
Автоматизированное рабочее место позволяет вести централизованную базу данных пациентов, включая всю информацию об обследованиях и прово- димом лечении. При использовании АРМ и правильной организации системы


154 хранения данных карточка пациента никогда не потеряется, а поиск ее будет максимально упрощен. Кроме того, все заключения и результаты обследования и лечения могут быть в любой момент распечатаны на принтере и выданы на руки пациенту. Обслуживание пациентов становится более удобным как для них самих, так и для врачей.
АРМы применяются не только на базовом уровне здравоохранения – клиническом, но и для автоматизации рабочих мест на уровне управления ЛПУ.
АРМ врача может функционировать как в автономном режиме, так и вхо- дить в состав информационных систем ЛПУ.
Кратко рассмотрим отдельные автоматизированные рабочие места:

АРМ "Регистратура поликлиники". Предназначено для регистрации пациентов и ведения компьютерных историй болезни. Позволяет осуществлять:
 ввод паспортных данных пациента;
 организовывать выдачу талонов на прием к специалистам;
 группировать пациентов по выбранному признаку: принадлежности к участку, территории, последнему посещению.

АРМ "Средний медицинский персонал". Система предназначена для информационного обеспечения и оптимизации деятельности среднего ме- дицинского персонала. Позволяет осуществлять:
 информирование о назначениях и процедурах пациента;
 учет лекарственных средств;
 контроль заполнения койко-мест;
 составление графика работы персонала.

АРМ "Главный врач". Система предназначена для главных врачей.
Позволяет планировать лечебно-диагностические мероприятия, автоматизиро- вать отчетную деятельность. Функциональные возможности системы:
 контроль лечебного процесса и действий персонала;
 доступ к данным и отчетам подразделений учреждения (бухгалтерии, отдела кадров, склада, регистратуры и статистического отдела).

АРМ "Врач". Возможности системы:
 ведение электронной истории болезни пациента;
 мониторинг за больным в динамике;
 учет затрат на лечение;
 составление отчетной документации;
 доступ к справочной информации: препараты, диагностические проце- дуры, заболевания (работа с МКБ-10).

АРМ "Информационно-диагностическая система". Система пред- назначена для оснащения диагностических кабинетов и лабораторий. Функцио- нальные возможности системы:
 ввод, количественный и качественный анализ изображений;
 создание архивов изображений с привязкой к истории болезни, спра- вочных атласов;
 составление текстовых комментариев и заключений.
Архитектура госпитальных информационных систем (ГИС)