ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 453
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
155
Полный комплекс ГИС может включать в себя следующие подсистемы
(модули):
АРМы главного врача и его заместителей;
регистратура;
электронная медицинская карта;
поликлиника;
стационар;
лабораторные исследования;
операционная;
учет лечебных средств;
отчетность;
администратор;
учет медоборудования;
поиск;
лечебное питание.
Основные задачи повышения эффективности ГИС:
минимизация усилий пользователя при вводе информации в ГИС;
o повышение количества и качества производной информации, гене- рируемой автоматически;
o обеспечение диалога с ЭВМ на естественном языке;
o реализация интеллектуально-образной подсистемы ввода-вывода информации; o
построение информационного образа болезни;
o извлечение знаний из электронного архива медицинских карт;
o автоматическое распознавание проблемных ситуаций (нарушение стандарта обслуживания, снижение показателей в работе).
Для решения выше перечисленных задач разработан ряд интеллекту-
альных программных модулей:
Конструктор предметной области. Позволяет создавать шаблоны, описывающие различные объекты и процессы предметной области. Конструк- тор выполняет три основные функции: создание шаблона; создание документа на основе шаблона; визуализация документа, хранящегося в архиве.
Лексический процессор. Использует заготовки словоформ естест- венного (профессионального) языка для создания текстовых описаний характе- ристик объектов и процессов и формирования запросов к базе данных. Лекси- ческий процессор позволяет также определять факторы риска развития угро- жающих состояний.
Семантический процессор. Базовые конструкции процессора по- зволяют формировать заключения на основе семантических правил отображе- ния реальных значений факторов, фигурирующих в документе, на множество лингвистических переменных. Семантический процессор позволяет также вво- дить в документы вычисляемые поля и определять факторы риска развития уг- рожающих состояний.
156
Процессор биосигналов. Служит для ввода в систему, визуализации
(мониторирования), хранения и предварительной обработки биосигналов. Ре- зультаты предварительной обработки (параметры) передаются для анализа в
Семантический процессор.
Процессор изображений. Служит для ввода в систему, визуализа- ции (мониторирования), хранения и предварительной обработки медицинских изображений. Результаты предварительной обработки (параметры) передаются для анализа в Семантический процессор.
Исследовательский модуль. Выполняет запросы к БД с использова- нием лексики. Статистический анализ. Формирует БЗ.
Интеллектуальный решатель. Использует информацию, получен- ную от лексического и семантического процессоров (факторы риска), а также процессора биосигналов, для решения задач диагностики, прогнозирования и выбора такого уровня помощи, при котором минимизируется вероятность реа- лизации угрозы
Интеллектуально – образные (ИО) модули: ИО-отображение моде- ли функционального состояния человека; ИО-отображение эффективности ле- чения; ИО-отображение адекватности лечения; ИО-отображение динамики из- менения тяжести состояния больного; организация ввода первичной информа- ции о пациенте на основе ИО-представления данных; ИО-анализ эмпирических данных, хранящихся в историях болезни; ИО-представление информационного образа болезни.
Телемедицинский модуль. Управляет технологическим процессом проведения телемедицинских консультаций внутри лечебного учреждения. Ве- дет БД телеконсультаций. Обеспечивает e-связь любого врача ЛПУ со всеми лечебными учреждениями региона. Обеспечивает репликацию Интернет-базы консультаций и ЛПУ-базы консультаций.
Контрольные вопросы
1. Понятие медицинской информационной системы (МИС).
2. Цели создания МИС?
3. Какие Вам известны виды и классы МИС?
4. Что такое автоматизированное рабочее место врача (АРМ)?
5. Какие Вам известны разновидности АРМов врача?
6. Понятие и функции госпитальных информационных системы (ГИС).
7. Какие существуют разновидности ГИС?
8. Какова архитектура ГИС.
9. Основные задачи повышения эффективности ГИС?
10. Какие программные модули существуют для решения задач повышения эф- фективности ГИС?
Список литературы
1. Роль информационных технологий в организации лечебно-диагностического процесса / Н.В. Казаков, Ю.Е. Лях, О.А. Панченко, В.Г. Антонов // Психосо-
157 матические расстройства. Актуальные проблемы реабилитации: сб. науч. ра- бот. – Донецк, 2001. – С.7-12.
2. Принципи інформатизації системи охорони здоров’я України// Князевич
В.М., Слабкий Г.О., Коваленко О.С., Динник О.Б., Голубчиков М.В..- Здоро- вье женщины.- 2009.- №4 (40).- С.17-21;
3. Литвинов А.А., Коваленко А.С., Голубчиков М.В. Особенности проектиро- вания подсистемы „Статистика” госпитальной информационной системы.-
Управляющие системы и машины.- 2007.- №5.- С61-67.
4. Информационная система в медицине – концептуальная модель/ А.В. Гусев,
И.П. Дуданов, Ф.А. Романов. – Карельский научно-медицинский центр СЗО
РАН,2007. – Режим доступа: http://www/iskonpogoda.narod.ru/
5. Медицина и Интернет / О.А. Панченко, Ю.Е. Лях, В.Г. Антонов. Донецк,
2008. – 522с.
158
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
ТЕМА 14
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТОЧКИ
Медицинская карта - медицинский документ, в котором лечащими вра- чами ведётся запись истории болезни пациента и назначаемого ему лечения.
Медицинская карта амбулаторного больного является основным медицинским документом пациента, проходящего обследование и лечение в амбулаторно- поликлинических условиях. Она заполняется на каждого больного при первом обращении за медицинской помощью в ЛПУ.
Медицинская карта является основным документом, по которому мож- но судить, получил ли пациент надлежащее лечение. В ней нередко содер- жится информация о действиях медицинских работников и основания для этих действий.
Роль медицинской карты.
Правильное ведение истории болезни имеет для врача большое воспита- тельное значение, укрепляя в нем чувство ответственности.
Кроме того, медицинская карта служит основанием для ряда юридиче- ских действий. В частности, при страховании в случае временной потери здо- ровья застрахованного требуется выписка из карты развития ребёнка, медицин- ской карты или истории болезни, выданных медицинским учреждением.
Неточное заполнение или потеря медицинских карт могут привести к обоснованным претензиям пациентов. При недобросовестном отношении к должностным обязанностям в некоторых лечебных учреждениях встречается практика «потери медицинских карт» (при плохих клинических исходах — для сокрытия врачебных ошибок, ошибки в назначении (лекарств, процедур), на- значений препаратов, несовместимых с уже назначенными и пр.).
Одно из средств улучшения сохранности медицинских карт — ведение электронных медицинских карт.
Медицинская карта амбулаторного больного.
Медицинская карта амбулаторного больного помогает обеспе- чить последовательность лечения от одного визита пациента к другому.
Медицинская карта разрешает медицинским работникам пересматривать дан- ные, собранные за довольно большие промежутки времени и самим изучать течение проблем и заболеваний пациента.
Заводится на каждого состоящего на учете в амбулаторно- поликлиническом учреждении. В поликлинике (амбулатории, консультации) в карту больного заносятся краткие сведения о каждом посещении (с целью ле- чения, профилактического осмотра и др.). Медицинская карта амбулаторного больного заполняется во всех городских и сельских учреждениях, ведущих ам- булаторный прием, и имеет единую установленную форму (учётная форма № 0,25/у-04).
Медицинская карта амбулаторного больного состоит из бланков для дол- говременной информации и бланков для оперативной информации.
Бланки долговременной информации включают сигнальные отмет- ки, лист записи уточненных диагнозов, данные профилактических осмотров и
159 лист назначения наркотических лекарственных средств. Эти бланки прикрепле- ны к обложке карты.
Бланки оперативной информации содержат формализованные вкла- дыши для записи первого обращения пациента к специалистам, а также вкла- дыши для больного гриппом, острым респираторным заболеванием, ангиной, для записи консультации заведующего отделением, этапного эпикриза для вра- чебно-консультационной комиссии, вкладыш повторного посещения. Бланки оперативной информации, заполняемые по мере обращения пациента к специа- листам на амбулаторном приеме и на дому, подклеивают к корешку медицин- ской карты амбулаторного больного.
Медицинская карта стационарного больного
.
Составляется в стационаре на каждого поступающего независимо от цели поступления и срока нахождения в стационаре. Медицинская карта стационар- ного больного, называвшаяся ранее историей болезни, и её важнейшие моди- фикации — группа первичной медицинской документации, предназначенная для записи наблюдений за состоянием больного в течение всего периода пре- бывания в лечебно-профилактическом учреждении, проводимых лечебно- диагностических мероприятиях, данных объективных исследований, назначе- ний и результатов лечения.
Оформление карты осуществляется в определенной последовательности на специальном унифицированном бланке (форма № 003/у), состоящем из ти- тульного листа (обложки) и вкладных листов.
Первый раздел карты содержит паспортно-статистические данные;
Второй — жалобы больного, анамнез болезни и анамнез жизни, данные обследования при поступлении;
В третьем разделе (так называемый дневник) лечащий врач описы- вает (на вкладных листах) развитие болезни, план и результаты дальнейшего обследования, ежедневные наблюдения за больным, лечебные назначения, за- ключения консультантов.
Данные карты позволяют контролировать правильность организации ле- чебно-диагностического процесса, составлять рекомендации по дальнейшему обследованию и лечению больного и диспансерному наблюдению за ним, по- лучать информацию, необходимую для установления инвалидности, а также выдачи справочного материала по запросам ведомственных учреждений (суда, прокуратуры, медико-социальной экспертизы и др.).
Медицинская карта стационарного больного подлежит хранению в меди- цинском архиве в течение 25 лет.
При выписке из стационара каждый больной получает на руки выписной эпикриз или переводной эпикриз в случае перевода больного в другое отделе- ние или лечебное учреждение.
Типичным недостатком бумажной медицинской карты является ее недос- тупность, то есть с картой в определенный момент времени может работать лишь один медицинский работник. Если информация из медицинской карты сохра- няется в компьютере, то при наличии доступа к терминалу компьютера врач может получить эту информацию за несколько секунд, вместо того, чтобы
160 ждать минуты или часы, необходимые для поиска и доставки бумажной ме- дицинской карты. Сохранение записей в памяти компьютера разрешает обес- печить изъятый доступ, например, врач может пересматривать их дома. Также возможен одновременный доступ, например, в одном кабинете медицинская се- стра может пересматривать динамические изменения артериального давления у данного пациента, а в другом помещении врач может анализировать результаты выполненных для этого же пациента лабораторных анализов – ситуация, совсем невозможная при наличии только бумажной медицинской карты.
Медицинские записи, хранящиеся в памяти компьютера, могут быть представлены на разных носителях информации, начиная от экранов видео- терминалов до бумаги. Однако хранение медицинских записей в памяти компью- тера вовсе не означает отказ от бумажных документов. Кроме того, при использо- вании компьютеров одни и те же данные могут быть представлены в разных формах:
запись о визите пациента;
ответ врачу, направившему пациента на консультацию;
заключение врача и т.п.
Форма и содержание отчета, выданного компьютером, могут быть представлены в соответствии с определенным утвержденным образцом – тем самым снижается чрезмерность затрат ручной работы по переписыва- нию одних и тех же данных.
Сохранение записей в памяти компьютера имеет большое преимуще- ство, так как компьютер может автоматически принимать решение о дан- ных, которые он собирает и выдает. Система может спрашивать у пользова- теля важную отсутствующую информацию. Еще важнее то, что компьютер может анализировать данные, оказывать помощь медицинскому персоналу при постановке диагноза и принятии терапевтических решений.
Электронная медицинская карта.
Электронная медицинская карта пациента (ЭМК) - единое хранилище медицинской информации, предназначенное для ведения, хранения, поиска и выдачи по информационным запросам (в том числе и по электронным каналам связи) персональных медицинских записей по всем случаям обращения пациен- та за медицинской помощью в лечебное учреждение.
Электронная медицинская карта создается при первом обращении паци- ента в медицинское учреждение при его регистрации. Она создается один раз.
Внутри медицинской электронной карты создаются эпизоды по каждому слу- чаю обращения пациента в лечебное учреждение. В случае нахождения пациен- та на стационарном лечении формируется электронная история болезни. В слу- чае поликлинического лечения - амбулаторная карта пациента.
При закрытии эпизода, документы, сформированные в электронной исто- рии болезни, изменениям или дополнениям не подлежат.
Электронная карта – центральное звено в предоставлении медицин-
ских услуг населению.