Файл: Курсовая работа бакалавра по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция (030900. 62) Принцип равенства между мужчиной и женщиной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ИГУ»)

Юридический институт


КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

по направлению 40. 03. 01 «Юриспруденция» (030900.62)

Принцип равенства между мужчиной и женщиной




студента 1 курса очной формы обучения

гр. 09112м-ДБ

Дыкус Арины Владимировны





Руководитель: к.ю.н., доцент

Р. Ю. Хертуев





Работа защищена

“_____” ________________ 2022 г.
С оценкой ________________

Подпись__________________

Иркутск 2022


Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….………3
Глава 1. Понятие и сущность принципа равенства……………………………………………5
Глава 2. Реализация принципа равенства………………………………………………..……12
Глава 3. Закрепление и регулирование принципа равенства в международном праве……21
Заключение………………………………………………………………………………..…….26
Список литературы……………………………………………………………………………..28

Введение
Равенство полов закреплено как один из основополагающих принципов многих государств. Также, важно отметить, что в конституционном праве выделяют схожие понятия: «равенство» и «равноправие». Однако, существуют некоторые различия, равенство – понятие более широкое, оно означает одинаковое, равное положение граждан перед законом, соблюдение юридических прав и обязанностей. Когда мы говорим про равноправие, мы имеем в виду совпадение только прав. Однако, эти понятия употребляются как синонимы и даже при работе с английским языком переводятся одинаково, так как эти термины обозначаются одним (equality). По своей природе, эти понятия выражаются в запрете дискриминации по любым признакам и в любой форме. И, кроме того, в случае провозглашения прав и свобод человека и гражданина нужно, чтобы государство при любых условиях могло гарантировать равенство и равноправие, а также закрепить их в главе Конституции1.

Актуальность этой курсовой работы обусловлена тем, что принцип равенстве всех граждан закреплён в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция), так части 2 статьи 19 говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности и другим признакам. Также, гендерное равноправие закреплено в части 3 этой же статьи Конституции: установлено равенство прав и свобод мужчин и женщин, а также равенство возможностей для реализации данных прав и свобод
2.

Центральной проблемой юридических исследований, касающихся гендерного равенства, прежде всего, выступает дискриминация женщин. На протяжении всей истории, вплоть до конца XIX века женский вопрос не решался, хоть он и поднимался некоторыми движениями. Только в это время и в XX веке женщины стали приобретать те же права, что и мужчины: избирательное право, право на образование, права в трудовой сфере. Проделана огромная работа в области женских прав и в современном мире теперь равенство – считается той нормой, без которой общество казалось бы диким. Сейчас, когда эта цель, в большинстве своём, достигнута, нужно переключиться на вопрос общего равенства как женщин, так и мужчин.

Несмотря на такое всеобщее признание важности равенства обоих полов, до сих пор существуют государства, где некоторого рода дискриминация является нормой. Мировое сообщество борется с этим явлением, также выдвигая цели, рекомендации и различные нормы для предотвращения дискриминации по любым признакам, в том числе и полу.

Установление равенства между мужчиной и женщиной – один из основных принципов демократии, но каким образом обеспечить его? Можно полностью уровнять оба пола между собой, но разве это будет верно? Некоторые нормы могут касаться только относительно одного пола, например отпуск по беременности и родам. Такая норма может быть применена только к женщинам, исходя из биологических особенностей и было бы абсурдным применять данную норму по отношению лицам мужского пола. То есть необходимо установления не абсолютного равенства, иначе бы это было несправедливо, а такого равенства, в силу которого ни одна из сторон не принижалась за счёт повышения значимости другой.

Целью курсовой работы является выявление особенностей нормативно-правового обеспечения равенства и равноправия между мужчиной и женщиной.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

  • определение понятия и сущности принципа равенства;

  • изучение реализации принципа равенства;

  • анализ нормативных документов в области закрепления и регулирования принципа равенства в международном праве.

Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся впоследствии обеспечения равноправия мужчин и женщин.

Предметом курсовой работы служат правовые нормы, регулирующие правовое положение мужчин и женщин, различные сферы российского законодательства.



Глава 1. Понятие и сущность принципа равенства
Прежде чем делать анализ принципа равенства между мужчиной и женщиной, нужно сперва разобраться в равенстве как таковом: выявить понятие, определить сущность, изучить его суть. Тема равенства и равноправия на протяжении всей истории являлась неоднозначной и обсуждалась ещё с древности великими философами тех времён. Так, мысли о равенстве людей не зависимо от их происхождения, социального и материального положения высказали ещё софисты Древней Греции. Профессор Павел Иванович Новгородцев в своих работах по истории философии права отмечал это: «Эта мысль, что нет ни раба, ни свободного, но что все люди по природе равны, мелькала уже и раньше в учениях греческих софистов; но у стоиков она получает значение моральной идеи, становится универсальным, всемирным принципом»3.

Первыми же теоретическую разработку понятия «равенства» начали пифагорейцы, которые считали, что сущность мира есть число и все в мире имеет цифровую характеристику и выражение. Складывается такое представление, что равенство социальное вытекло из равенства математического, но академик Владик Сумбатович Нерсесянц считает иначе: в своих работах он пишет о том, что математическое равенство возникло позднее чем юридическое и является производным от концепции правового равенства, так как математическое равенство есть логически более абстрактное образование и поэтому является более поздним4. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное5. Они основывались на своей трактовке справедливости (т. е. права с его принципом равенства) как выражении числа четыре. Обосновывали они это тем, что четыре — это первый квадрат, т. е. первое число, умноженное на самого себя (число два), четвёрка выражает сущность справедливости, которая состоит в том, как говорилось выше, чтобы воздавать равным за равное6. Аристотель раскритиковал данную теорию, но несмотря на это продолжил рассматривать вопрос о равенстве через призму математических положений. Это ясно прослеживается, например, там, где Сократ, Платон и Аристотель, характеризуя равенство как принцип справедливости и права
, различают два вида равенства: равенство арифметическое и геометрическое. В учении Аристотеля они стали критериями и принципами двух видов справедливости: уравнивающей и распределяющей. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. В основе уравнивающей справедливости лежит принцип «уравнивания» людей во всём, в том числе и распределении благ, результат которого является чисто арифметическим, где происходит признание неотличимости людей друг от друга путем проявления к ним одинакового отношения или предоставления им благ в одинаковом количестве на душу населения. Но такое равенство следует считать несправедливым. Это так называемое «фактическое равенство», которое определяется полным равенством для всех. И наоборот, форма взаимодействия с другими людьми или распределение общих благ считается пропорциональным или сравнительно равным при обращении со всеми возможными лицами согласно их достижениям и заслуг. Справедливое арифметическое равенство — это всего лишь особая форма пропорционального равенства. Арифметическое равенство является справедливым только при некоторых ситуациях, например: если люди равны в определенных аспектах, равными являются и соответствующие пропорции7. Из пропорционального равенства вытекает же формальное равенство, которое, в свою очередь, является единственно верным и справедливым.

Основываясь на этом В. С. Нерсесянц вводит принцип формального равенства. Он отмечает, что правовое равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права и равенство в свободе, и в этом смысле В. С. Нерсесянц высказывает, что право – математика свободы. Социальное же равенство это и есть правовое равенство или формально-правовое равенство.

По вопросу определения сущности равенства возникают большие заблуждения, неверные трактовки и ошибки понимания. Так, некоторые путают истинное равенство с равенством фактическим, в то время как фактическое равенство противоречит самому принципу. Фактическое равенство В. С. Нерсесянц называет «уравниловкой» определяя как феномен, отрицающий формальное равенство и являющимся негативным во всех его проявлениях. С этой стороны и критикуется аспект социалистического строя, когда принцип равенства преподносится как полное уравнивание людей без определённых критерий и параметрам. Причём социалистическая «уравниловка» — это не просто тотальное отрицание самого принципа любого права (формального равенства), но отрицание как раз таки с точки зрения так называемого "фактического равенства". Этот принцип отнимает у субъектов права такую важную составляющую прав человека как свободу. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Свобода без равенства – это идеология элитарных привилегий, а равенство без свободы – идеология рабства и угнетённых. Оба эти обстоятельства противоречат демократическим идеалам и принципам, а также являются несправедливыми. Таким образом, можно сделать вывод, что равенство и свобода – равноценные компоненты справедливости. Как писал Олег Николаевич Полухин: «В системе ценностей “право – свобода - равенство” достаточно убрать хотя бы одно звено, и общепризнанное понимание справедливости распадётся»
8. Из этого следует, что необходимо их взаимодействие. Компонент «право» в этой цепочке значит формальное закрепление положений равенства и свобод в законе. О.Н. Полухин утверждает, что равенство бывает: юридическое (по правам); политическое (одинаковое право избирать и быть избранным); экономическое (право на экономическую инициативу и частную собственность); социальное (по критерию доходов). Он считает, что формой равенства и свободы людей может служить право, которое оценивает равенство правовым мерилом. Свобода и равенство должны быть представлены в «одеянии права». Основой для «одеяния» должно как раз таки и послужить формальное право, которое является единственной верной формой равенства и которое имеет правовую природу.

Принцип формального равенства подразумевает под собой, что получаемые субъектами права, будут отличаться в силу того, что люди отличаются. И впоследствии благодаря праву, эти отличия перерастают в справедливое равенство и справедливое неравенство, так как их возникновение обусловлено одной природой – принципу формального равенства. Признание различных индивидов формально равными – признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права. При формальном равенстве и равной правоспособности у различных людей будут и различные реальные, приобретённые права. В силу различных жизненных ситуаций, условий, обстоятельств и реальных возможностей людей это и является следствием неравенством в реальном распределении прав, но это соответствие не просто не нарушает принципы формального равенства, но и закрепляет его. Развитие этого принципа проходило через всю историю права.

История права — это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. В различные периоды исторического развития у общества были свои меры объёма справедливости, сущности равенства и уровня свободы. Так, можно сделать вывод, что формальное равенство – явление динамичное, постоянно меняющееся в различные периоды истории.

Первой точкой исторического обзора возьмём отражение равенства в религии, в христианстве: книге Нового Завета – «Послание к Галатам святого апостола Павла». Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе [Гал. 3, 28]