Файл: Курсовая работа бакалавра по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция (030900. 62) Принцип равенства между мужчиной и женщиной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28. Снова можно заметить гендерное неравенство, где мужчины уходят на пенсию позже женщин и опять же это всё обусловлено статусом матери у женщин и некую «дополнительную» защиту женщин. Однако, данный вопрос является достаточно спорным, учитывая среднюю продолжительность жизни: у мужчин она на 10 лет меньше, чем у женщин, а выход на пенсию осуществляется на 5 лет позже. Эта норма является несправедливой и у ряда стран пенсионный возраст наступает одновременно для обоих полов, например это Армения, Индия, Канада, Кипр, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и др. Итак, можно увидеть, что даже в сфере пенсионного законодательства наблюдается гендерное неравенство.

Таким образом, российское законодательство содержит в себе множество гендерно асимметричных норм, несмотря на закреплённый в конституции принцип равенства между мужчиной и женщиной. Иногда, такая асимметрия обусловлена биологическими факторами, равенство бы которых привело к абсурдным нормам, а в некоторых случаях, всё-таки, работают гендерные стереотипы, патриархальный взгляд общества и некоторые традиции. Однако, общество в настоящий момент, к сожалению, не готово к полному устранению подобного рода «неравных» норм. Как показал мировой опыт, мерами формально равного обращения невозможно достичь цели равенства полов, ибо, если существуют определенные барьеры в реальной жизни, то необходимы и специальные меры для компенсации возможностей для достижения равного результата29. Для такого равенство ещё необходимо время и внесение коррективов в российское законодательство.



Глава 3. Закрепление и регулирование принципа равенства в международном праве
Международное регулирование, направленное на обеспечение гендерного равенства, играет роль основных стандартов, к которым необходимо стремиться государствам в своей правовой деятельности. Под международными стандартами принято понимать конкретные международно-правовые предписания в области обеспечения гендерного равенства.

Международные нормативные акты, пакты, декларации, конвенции, включают две группы принципов в области защиты прав человека, такие как: права и свободы человека; ограничение прав. Самую большую группу международно-правовых стандартов составляют права и свободы человека и гражданина30.

После окончания Первой мировой войны, международное сообщество делало попытки выявления пути стабильного развития человечества и собственно в тот период признало равноправие мужчин и женщин как один из главных факторов стабильности в мире. После этого Организация Объединенных Наций (далее – ООН) приняла ряд документов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.

Так, впервые на международном уровне равноправие между женщинами и мужчинами было закреплено в Уставе ООН 1945 г., где устанавливалось, что народы объединенных наций должны вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин, создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам31. Данные положения установили базу для последующего развития принципов равенства и недопущения дискриминации.

В 1946 г. была создана Комиссия ООН по положению женщин, которая оказала значительное влияние на обеспечение гендерного равенства. Деятельность организации была направлена на обеспечение защиты женщин в сферах жизнедеятельности общества различных направленностей и, кроме того, ставила задачу надзора за соблюдением принципа гендерного равенства во всех странах мира. Таким образом, Комиссия по положению женщин добивалась обеспечения равенства между мужчиной и женщиной не только на международном, но и на национальном уровне, посредством принятия рекомендаций различного характера, нацеленных на достижение гендерного равенства.



В статье 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 года32, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия (в том числе и по половому признаку). В Преамбуле отмечается, что идеалы, закреплённые в Декларации, должны являться задачами, к выполнению которых должны стремиться все народы и государства. Так, положения Всеобщей декларации прав человека закрепляют принцип недопустимости гендерной дискриминации, согласно которому мужчины и женщины обладают всеми правами и свободами в равной степени.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.33, по аналогии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, таким же образом закрепляет запрет дискриминации по половому признаку, что указывается в статье 14 Конвенции34. Так, на основе положения данной статьи, можно сделать умозаключение, что мужчина и женщина не могут быть дискриминированы по каким-либо основаниям и должны обеспечиваться и пользоваться своими правами на равных основаниях.

Из этого следует, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, в истории формирования не только международно-правовых, но и национальных институтов прав человека, является существенным документом.

Следующим этапом формирования международно-правовых стандартов гендерного равенства является принятие в 1966 г. двух международных пактов: о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, которые закрепляют запрет дискриминации по признаку пола. Так, в статье 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах35 говорится, что государства-участники данного пакта обязаны обеспечить равенство мужчин и женщин. Статья 3 Международного пакта о гражданских и политических правах36 также предусматривает положение, направленное на обеспечение государствами-участниками равного для мужчин и женщин права пользования всеми гражданскими и политическими правами. Следовательно, оба международных пакта гарантируют женщинам и мужчинам равные гражданские права и политические, а также равенство в экономических, социальных и культурных правах.

Важно отметить, что такая обеспокоенность равными правами между полами, а также гарантиями равных возможностей и свобод, обусловлено тем, что незадолго раньше, на протяжении всей истории, женщины подвергались дискриминации. Направленность деятельности международных организаций была направлена на недопущение дискриминации на основе пола. Такое неравное положение было обусловлено гендерными стереотипами: женщина – это всегда мать, хранительница очага, жена,
которая беспрекословно подчиняется мужу, формировались модели поведения, где и сама женщина ставила себя ниже положения мужчины. В основном, женщины ограничивались в правах действующим национальным законодательством, например, в политической сфере, в трудовой сфере и других сферах.

В 1967 г. была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин37, статья 2 которой предусматривала обязанность государств-участников включить в свои национальные конституции и иные нормативно-правовые акты принцип равенства мужчин и женщин.

Кроме того, в статье 4 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается дискриминационным, так как их основной задачей является выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин. Также установлено, что такие временные специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели обеспечения равенства возможностей и равноправного положения мужчин и женщин. Из этого следует, что данные меры имеют ограниченный характер действия, они направлены на ликвидацию дискриминации, стереотипов и обычаев.

Чрезвычайно важной является работа Совета Европы в области формирования международных стандартов гендерного равенства. После III Всемирной конференции ООН по проблемам женщин (Найроби, 1985) впервые была принята Концепция комплексного подхода к проблемам гендерного равенства. Итогом конференции стал документ: «Перспективные Найробийские стратегии», в котором уточнялось понятие «равенство» мужчин и женщин: не только равенство прав, но и равенство возможностей. Кроме того отмечалось, что равенство способствует обеспечению мира, а неравенство приводит к несправедливости и обостряет конфликты всех видов. Из этого можно сделать вывод, что гендерное равенство определяется как один из критериев обеспечения демократии.

Комитетом министров Совета Европы была принята Рекомендация № R (98) 14 от 7 октября 1998 г. касательно применения комплексного подхода к проблеме равенства между мужчинами и женщинами. В Рекомендации было зафиксировано, что применение стратегии комплексного подхода к проблеме равенства между женщинами и мужчинами, по существу, не только способствует достижению равенства между женщинами и мужчинами, но и обеспечивает демократичность государства.


Исходя из этого, для того чтобы государство стало общепризнанным демократическим государством, необходимо, чтобы в нем обеспечивалось равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизни общества.

В 1996 г. Комиссия Евросоюза приняла Особое соглашение о внедрение равных возможностей для мужчин и женщин во всех направлениях деятельности Европейского союза. Эти положения были предусмотрены в Амстердамском договоре (2 октября 1997 г.), представляющем собой прорыв в понимании гендерных проблем на общественном уровне. Амстердамский договор признает равноправие женщин и мужчин как основной принцип права европейского сообщества38.

В статье 1 Декларации тысячелетия ООН, принятой резолюцией 55/2 Генеральной ассамблеи от 8 сентября 2000 года, говорится, что существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей, к которым относятся: свобода, равенство, солидарность, терпимость и другие. Равенство включает в себя определение, что ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития; должно быть гарантировано равенство прав и возможностей мужчин и женщин. В Декларации изложены определённые цели, в числе которых на одном из первых мест стоит способствование гендерному равенству, а также расширение прав и возможностей женщин39.

Важное место среди международных документов, касающихся прав женщин, занимают Конвенции и Рекомендации специализированного международного органа – Международный Организации Труда (далее – МОТ). Природа Конвенций и Рекомендаций МОТ другого происхождения, чем у Конвенций и Деклараций ООН. Во-первых, предмет Конвенций и Рекомендаций МОТ входит в границы только компетенции организации – вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства-участники Конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление международно-правовой ответственности. Государства-участники только обязуются придерживаться закрепленной в ратифицированной Конвенции политической линии, постепенно реализуя выраженные в Конвенции МОТ пожелания по определенным вопросам, в их числе применительно к труду женщин, способом издания соответствующих законов и ориентации правоприменительной практики.