Файл: Курсовая работа бакалавра по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция (030900. 62) Принцип равенства между мужчиной и женщиной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Несмотря на то, что перед богом все равны, но в мирской жизни всё-таки свободный отличается от раба и нужно это учитывать. Следующий, наиболее яркий этап развития мысли о равенства – это эпоха буржуазных революций в Англии XVII в. Требования равенства вызывало большой общественный резонанс, а продвигало их левое движение, участников которого называли левеллерами (англ. levellers – уравнители). Они выступали за создание республики, отстаивали идею народного суверенитета, ратовали за предоставление населению широких политических прав и свобод, в том числе проведение ежегодных выборов в палату общин и предоставление избирательных прав всем свободным мужчинам, защищали неприкосновенность частной собственности. В этой политической программе чётко прослеживается тенденция к уравниванию населения в некоторых правах на начальной стадии. Далее, война за независимость США , итогом которой стало принятие Декларации независимости США, где юридически было закреплено равенство: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью»10. Французская Декларация прав человека и гражданина в этом отношении точнее: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы». Конституция 1791 г. развивает эту мысль, устанавливая, что «нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни сословных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции…»11. Но всё же: «Прежде всего, объявляя, что люди рождаются и остаются свободными и равными во всех правах, никогда в 1789 г. Не думали утверждать принципа политического равенства, т.е. равного участия всех в публичной власти»12. Следовательно, речь идёт не о политическом равенстве граждан, а только подчёркивается то, что личность и собственность всех граждан должны быть охраняемы законом одинаковым образом и с одинаковой силой. Лишь якобинская Конституция 1793 г., которая фактически не применялась, предоставила каждому гражданину право избирать и участвовать в законодательном референдуме. И только потом, приблизительно спустя полвека, всеобщее и равное избирательное право было введено во Франции Декретом Временного правительства от 5 мая 1848 г. и подтверждено Конституцией того же года13.

Казалось бы, здесь равенство и приобрело современный вид, но это «полное» равенство было не для всех. Вплоть до ХХ в. ни в конституциях, ни в других законодательных актах женщинам не предоставлялось избирательное право. Это было естественным и исторически сложившемся явлением, аксиомой и традицией, так что такая дискриминация даже не требовала формального закрепления. И только в конце XIX - начале XX в., начался процесс обретения женщинами избирательных прав. Их получили женщины Австралии, Финляндии, Исландии, Новой Зеландии, Дании, Норвегии и России. Тогда женщины и стали активно вовлекаться в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь стран; получили своё развития различные движения за права женщин. Оглядываясь на прошлое, суфражистки проделали огромную работу, благодаря которой мы живём в обществе, где равенство имеет современное понимание и, более того, не перестаёт развиваться. Но было бы ошибочным считать, что осознание женщин своего положения и
ущемления гражданских и политических прав, а также восприятия данной проблемы только в начале ХХ в. с распространениями идей социализма. После оглашения Декларации прав и свобод гражданина 1789 г. француженка Олимпия де Гуж, возмущённая умалением прав и свобод женщин, опубликовала в 1791 г. свою Декларацию прав женщины и гражданки. «Женщина может взойти на эшафот, следовательно, она может взойти и на трибуну»14. К сожалению, вследствие взошла на эшафот сама Олимпия – она была казнена.

Первым же мысль о равноправии женщин и мужчин высказал Платон в своих сочинениях и размышлениях о идеальном государстве. Он писал, что несмотря на биологическое различие и мужчина, и женщина могут выполнять одни и те функции, даже заниматься военным делом. Он делит людей не по гендерному принципу, а по задаткам и предрасположенностям, но в обществе сложились определённые традиции и устои, поэтому эта идея и воспринимается как глупость15. Платон очень сильно опередил своё время в вопросе равенства между мужчиной и женщиной, но его концепция основывалась на его идеи идеального государства, где не существует семьи в нашем понимании, существует моногамия для воспроизводства «сильного» потомства, а также не существует института родительства: дети не знают кто их родители и наоборот, а дети отдаются на воспитание государству. Но всё же для своего времени это прогрессивный взгляд на равенство полов и на равенство в общем.

Равенство полов не означает их уподобление друг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущи мужчинам16.

В нашем вопросе важно разбираться в определениях и терминологии, которые могут в некоторых ввести в заблуждение.

Пол – набор биологических особенностей, которые отличают женщин и мужчин. К ним относятся: набор хромосом, гонады, гормоны, внутренние и наружные половые органы.

Гендер (gender-род) – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. То есть гендер относится к отношениям между мужчинами и женщинами как к роду. Это некие установки общества, которые определяют модель поведения каждого из полов. Гендер сопряжён с психологическими, социальными и культурными характеристиками. Таким образом, термин «гендер» должен относится как и к женщинам, так и к мужчинам.



Гендерные роли – модель поведения, при которой каждый из полов выполняет свои обязанности, функции, задачи. Сами гендерные роли не постоянны: они зависят от социальной культуры или могут меняться впоследствии исторического развития общества.

Гендерное равенство – это равная мера схожести и различием между женщинами и мужчинами, учётом различных социальных ролей; это обладание равными правами, и возможностями для их реализации.

Гендерная справедливость – это процесс справедливого отношения к женщинам и мужчинам, что предполагает применение специальных мер для устранения исторических и социальных упущений, невыгодных условий, которые препятствуют женщинам и мужчинам занимать равные позиции. Вот почему мы говорим, что гендерная справедливость ведет к равенству.

Таким образом, говоря о равенстве между женщиной и мужчиной мы опираемся на принцип формального равенства. Полное уравнивание в правах сводится к несправедливости, ведь не учитываются особенности индивидов, субъектов правоотношений. Хоть все люди разные, но они, к тому же, ещё и равные. Но несмотря на существующие биологические различия до сих пор существует проблема гендерного неравенства в различных сферах жизни: трудовое право, уголовное, в политике и т. д. Кроме того, коэффициент неравенства разнится от государства к государству и в некоторых странах этот уровень является ужасающим. Говоря о гендерном равенстве, имеется в виду не только положение женщин в обществе, но и мужчин в том числе. В российском праве тоже существует проблема равенства между полами, которую необходимо урегулировать.


Глава 2. Реализация принципа равенства
Принцип равенства является основополагающим принципом отношений между человеком и государством, запрещающий любую форму дискриминации и устанавливающий одинаковый уровень прав и свобод для каждого человека и гражданина. В Российской Федерации данный принцип закреплён в Конституции в статье 19: Конституция устанавливает равенство всех перед судом (часть 1); гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола расы, национальности и т. д., а также запрещает любую форму дискриминации (часть 2); устанавливает равенство прав и возможностей для их реализации между мужчиной и женщиной (часть 3). Именно в третьей части и содержится основной стандарт в сфере гендерного равноправия в законодательстве. Кроме того, дополнительно Конституция устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7), что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38), и каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (часть 1 статьи 39).

Также следует отметить, что в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин17 (страной-участницей которой являлся СССР, а Российская Федерация является правопреемником Союза ССР согласно Конституции части 1 статьи 671), в пункте 1 статьи 4 говорится, что принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчиной и женщиной, не является дискриминационным; соответственно во втором пункте этой же статьи указывается положение о принятии мер касательно материнства. В Конституции РФ можно заметить прямое отражение данных положений, но также можно заметить и некоторый дуализм: несмотря на то, что в России обеспечивается государственная поддержка и материнства, и отцовства, но почему-то, основываясь на Конституции, отцовство не находится под защитой государства. Этот факт умолчания остаётся непонятным в рамках составления закона, но возможно законодатель тем самым хотел почеркнуть «принятые меры касательно материнства», но тем самым произошла двоякость и условная легитимация поддержания стереотипов в преимущественной роли женщин в воспитании детей и умалению этой функции у мужчин.


Таким образом, с одной стороны Конституция – поддерживает симметричное равенство полов, формальная составляющая документа хорошо демонстрирует гендерное равенство, несмотря на некоторую «не идеальность», но фактически до полного равенства ещё далеко. Ключевое различие в конституции между «женским и мужским» являются репродуктивные функции женщины и следовательно её статус матери. На уровне Конституции это не ведёт к существенной гендерной асимметрии, но на уровне отраслевого законодательства и на практике его применения, эта асимметрия становится заметной. Для урегулирования данного вопроса необходимо акцентированное признание, как социально-правового явления, отцовства на конституционном и отраслевом уровне в том числе. Но необходимость закрепить положения материнства в конституции необходимо для защиты женщины в трудовом праве, чтобы независимо от того беременна женщина или является матерью малолетнего ребёнка, она имела равные возможности и права на осуществление их18. Как можно заметить, именно права и интересы женщин выделяются более явно чем мужские.

Помимо Конституции Российской Федерации права и интересы женщин затрагиваются во всех сферах жизни общества.

В Семейном Кодексе значительная содержательная часть является гендерно-нейтральной: основополагающий принцип – принцип равенства супругов, супруги признаются равными партнёрами, они свободны в выборе фамилии, места жительства, рода занятий, решения иных вопросов семьи, а также имеют равные права, возможности и обязательства, касательно детей19. Случаи, когда эта симметрия нарушается, она обусловлена физиологическими факторами и некоторыми, связанными с ними, социальными последствиями. Например, статья 17, где говорится об ограничении мужа без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и года после рождения ребёнка. Это положение является своего рода исключением относительно части второй статьи 16 Семейного Кодекса, где отмечено, что брак может быть расторгнут по заявлению одного из супругов в том числе. Статья 17 ограничивает только право мужа, но обеспечивается охрана здоровья матери. Это положение является справедливым, но всё-таки даёт всего лишь отсрочку до фактического развода. Также закон не делает никаких исключений, касательно тех случаев, когда муж не является биологическим отцом ребёнка, рождённого его женой и не предусматривает ход событий, когда ребёнок после рождения проживает с отцом, а мать не участвует в воспитании ребёнка. На счёт этого положения существует множество дискуссий, однако несмотря на критику в его адрес попытки отмены не были восприняты и прошли неудачно. Практическая полезность данной статьи не доказана: она является гендерно асимметричной и в то же время остаётся вопрос, относительно реальной психологической защиты матери, если развод всего лишь получит отсрочку, ведь переживания и настрой супругов не исчезнет. Поэтому для решения судьбы данного положения нужно провести социологические исследования, для доказывания практической полезности.