Файл: Курсовая работа бакалавра по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция (030900. 62) Принцип равенства между мужчиной и женщиной.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, ещё примером гендерной асимметрии в семейном законодательстве являются статьи 89-90 Семейного Кодекса. Статья 89 возлагает на мужа обязанность выплаты алиментов жене в период беременности и в течении трёх лет со дня рождения общего ребёнка, и аналогичная обязанность закреплена в статье 90: те же самые установки при условии, что супруги в разводе. Подобная норма объясняется материальной заботой женщины, находящейся в состоянии беременности и осуществляющей уход за ребёнком. В первом случае (статья 89) обуславливается физиологическими факторами и её нужно принять как данность, в то время второй случай может быть предпринят относительно обоих полов. Ребёнок также может проживать с отцом, а мать не будет принимать участие в воспитании ребёнка, тогда выплата алиментов будет полезна отцу ребёнка. Скорее всего, данная статья обусловлена тем фактом, что в суде при разводе ребёнка в подавляющем большинстве оставляют с матерью, относительно устоявшихся стереотипов всё понятно, но сейчас время меняется, а отец тоже может попасть в ситуацию, где он воспитывает ребёнка, поэтому справедливым было ввести подобную норму и для отцов в том числе. Между тем, и в трудовом праве, и в праве социального обеспечения вместо термина «мать» с каждым разом всё чаще приходит термин «лицо с семейными обязанностями» и говорится о лицах, «фактически осуществляющих уход за ребенком». Это соответствует и принципу формального равенства мужчины и женщины, и обеспечивает каждому из родителей, независимо от пола, равные возможности по осуществлению ими родительских прав.
Прежде чем переходить к трудовому законодательству, необходимо отметить, что дискриминация (различиям в обращении, основанным на индивидуальных характеристиках человека, например, расе или поле, независимо от того, соответствует ли данный индивид требованиям определённой работы20), в гендерном контексте, может быть выделена по двум основаниям: по признаку пола (независимо от наличия семейных обязанностей) и по наличию семейных обязанностей (для лиц обоего пола). Формы же дискриминации могут быть: прямой и косвенной (прямая – закреплённое в законодательстве неравенство и указанное предпочтении на практике относительно пола; косвенная – носит скрытый характер, её сложнее отследить и урегулировать, а также доказать), внутрисекторная и межсекторная (гендерная дискриминация имеет преимущественно внутрисекторный характер, т. е. в рамках одной отрасли хозяйства, сферы деятельности и др.), вертикальная и горизонтальная (вертикальная может выражаться в ущемлении прав подчинённых по гендерному признаку, а горизонтальная в негативном воздействии со стороны коллег). Кроме того, существуют и разнообразные виды дискриминации, основные среди них: дискриминация при приёме на работу; дискриминация в образовании, профессиональной подготовке и повышении квалификации; дискриминация в продвижении по работе (в карьерном росте), неравные отношения на работе (так называемый «стеклянный потолок» – предел должностного повышения женщин); дискриминация в заработной плате (вознаграждении);
дискриминация в выборе профессии; дискриминация при увольнении с работы.
В Трудовом кодексе Российской Федерации ( - далее ТК РФ) глава 41 посвящена особенностям регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. Ниже будут проанализированы некоторые статьи данной главы21.
Статья 253 ТК РФ ограничивает женщину в выборе некоторых работ, которые являются с вредными и (или) опасными условиями труда – их перечень указан в Приказе Минтруда России22. Тем самым законодатель «заботится о репродуктивном здоровье женщины», но на деле эта норма наследие советской эпохи для поддержания демографической политики без больших потерь на рынке труда. Несмотря на сокращение с 456 позиции до 100 эта норма является устаревшей: ряд стран бывшего СССР отменили эти списки; нет научных доказательств вреда женскому здоровью почти всех этих деятельностей; а также репродуктивное здоровье женщин – это личная забота самих женщин. Кроме того, репродуктивное здоровье мужчин тоже может пострадать в ряде профессий, но тут мужчинам даётся выбор. Этот перечень необходимо устранить для гендерной симметрии, ведь это положение является дискриминационным и противоречит принципу равенства без веских на то причин.
В статье 258 ТК РФ предоставляется право работающим женщинам на перерывы для кормления ребёнка в возрасте до полутора лет. Эта норма тоже является асимметричной, ведь не всегда осуществляется грудное вскармливание, существуют также различные смеси и такое кормление могут осуществлять оба пола. Также существуют отцы-одиночки, тогда эту функцию мать выполнять не может. Из этого вытекает, что данная статья нарушает принцип гендерного равенства.
Статья 264 ТК РФ устанавливает, что гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, также распространяются и на отцов, воспитывающих детей без матери. Эта норма указывает признание законодателем важности гендерного равноправия, что оно закреплено в нормативных актах и гарантирована государством. Эта и остальные статьи в ТК РФ соответствуют принципу равенства полов, а существующие различия вызваны биологическими особенностями (беременность, роды) и не противоречат принципу.
В уголовном законодательстве находится единственное определение дискриминации в национальном законодательстве в статье 136 Уголовного Кодекса Российской Федерации (- далее УК РФ), где дискриминация – нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности и принадлежности к другим социальным группам
23. Эта статья является основополагающей для всей главы, а также закрепляет принципы, содержащиеся в статье 19 Конституции.
Гендерная асимметрия также содержится в уголовном праве, однако она не так часто попадает в поле зрения граждан, так как нечасто обычные граждане сталкиваются с данным вопросом. Но всё-таки в уголовном праве содержатся некоторые спорные положения.
Несмотря на то, что на статью 59 УК РФ действует мораторий, смертная казнь устанавливается только в отношении мужчин определённой возрастной группы, в то время как женщинам она назначаться не может, ограничение меры наказания для женщин также содержится в статье 57 относительно пожизненного лишения свободы. Исходя из статей 56, 58 УК РФ самым суровым наказанием для женщины в РФ, вне зависимости от степени и характера общественной опасности совершенного деяния, является лишение свободы на срок до 30 лет (при сложении приговоров) с отбыванием наказания в колонии общего режима. Эти положения создают гендерную диспропорцию в законодательстве: ведь в зависимости от пола деяние не перестаёт быть более или менее общественно опасным. Также если следовать представлениям, что женщина имеет «особые» психические характеристики, а также социальные функции матери, жены, то это будет патриархальными установками, которые в наше время считаются устаревшими. И опять же какого ребёнка может воспитать мать, которая в теории может быть осуждена на пожизненный срок или быть казнена. Кроме того, вводя такой формальный критерий, как юридический пол, законодатель фактически признает, что вышеперечисленных мер наказания можно избежать путем юридической смены пола24. То есть, исходя из данного положения, степень общественной опасности в том числе определяется по полу преступника.
Также в УК РФ существуют статьи, посвящённые изнасилованию (статья 131) насильственным действиям сексуального характера (статья 132). Интересно, что при изнасиловании потерпевшей может быть только женщина, но статья 132 компенсирует это и уравнивает гендерное соотношение в законодательстве: в этом положении потерпевшим может быть лицом любого пола. Самостоятельная ответственность за лесбиянство или насильственные действия сексуального характера, совершенные женщиной в отношении мужчины, до УК РФ установлена не была. Такие деяния на практике определялись как преступления против здоровья (ст.103, 109, 112 УК РСФСР 1960 г.) или как хулиганство (ст.206 УК РСФСР). Отсутствие же в уголовном законодательстве специальной нормы об ответственности за насильственные сексуальные действия, совершенные женщиной в отношении мужчины, в доктрине уголовного права оценивалось как один из пробелов в системе составов половых преступлений
25.
Представляется крайне актуальным анализ избирательного законодательства с позиции гендерной симметрии. Законодательный процесс должен быть частью общего процесса по реализации конституционного принципа равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин. В избирательном праве он преобразовывается в нормативные стандарты прав: избирать и быть избранным. Равенство стандартов для двух полов в избирательном законодательстве является абсолютной, но равенство возможностей весьма проблематично. Де-юре положение политических прав российских женщин обеспечивается в полной мере, де-факто выявляются отрицательные тенденции. На юридически-нормативном уровне политические права мужчин и женщин выглядят симметричными, но реальная практика российских выборов заставляет задуматься в действительности данных положений. К сожалению, российская политика конца XX – начала XXI века практически «исключила» женщин из её состава, почти все политические должности занимались мужчинами. В настоящее время, по данным ежегодного рейтинга гендерного равенства ВЭФ (Всемирный Экономический Форум) за 2020 год, Российская Федерация занимает 122 место из 152 в рейтинге гендерного равенства в политической сфере и находится между Сьерра-Леоне и Марокко26. Для страны, у которой принцип гендерного равенства закреплён на законодательном уровне, это очень низкий результат. На деле такое явление происходит скорее из-за укоренившихся стереотипов, что политика – это исключительно мужское дело. Такое представление складывается даже у самого женского населения, что в корне неверно. Примерно равное соотношение без подавляющего большинства, в сфере политике необходимо для политического разнообразия. То есть: как парламент, где почти все его члены являются мужчины могут полноценно обратить внимание на вопросы, относящиеся к женскому населению? И тем самым, группа, которая составляет больше половины населения России является менее заметной. Кроме того, на более низких должностях, чаще всего в муниципальном управлении, женщин как раз-таки на много больше. Это тоже проявление «стеклянного потолка», женщины просто не могут подняться выше определённых должностей, но случаи, конечно, есть. Это явление называется «гендерная пирамида»: чем больше власть, тем меньше женщин. Из этого можно сделать выводы, что политическая сфера нуждается в дополнительном законодательном урегулировании.
Россия ратифицировала ряд международных документов, Пекинскую декларацию и платформу действий 1995 года, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, значимость гендерного равенства отмечена в ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, координируемого Комиссаром ООН по правам человека, а также приняла Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017−2022 годы, но уровень представленности женщин, принимающих решения, остается низким.
Учёные-юристы современности считают, что единственное решение реального обеспечения равного доступа к власти обоих полов - это введение квот. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предполагает установление «во всех областях, и в частности в политической ... все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами» (ст. 3). К подобным мерам с очевидностью относится и введение квот, так как согласно Конвенции «принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным» (ст. 4). Введение квот гарантирует в ситуациях, если квоты не соблюдаются, защищать права и возможности в судебном порядке. Конвенция ратифицирована, но рекомендации не соблюдаются. Отношение к установлению гендерных квот отрицательное27.
По оценкам ООН, «критическая масса» женщин должна достигать 30% — этот уровень представительства женщин на должностях директивного уровня также был установлен Пекинской платформой действий 1995 года.
Таким образом, для урегулирования практического вопроса о гендерном равноправии в сфере политики, необходимо введение квот, а также создание в России единого органа, который должен заниматься вопросом о продвижения прав женщин и улучшением их положения, для предотвращения дискриминации, а также чтобы в видимости находились случаи нарушения равноправия. Ведь если проблема будет на государственном уровне видна и зарегистрирована, то это уже начало на пути к её решению.
Российское пенсионное законодательство определяло пенсионный возраст граждан в зависимости от половой принадлежности со дня создания института пенсионного обеспечения по старости. В настоящее время это лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)