Файл: Перечень вопросов к зачету по Конституционному праву рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свобод человека и гражданина независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация и общественное движение. (ФЗ "Об общественных объединениях")
Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем, а митинги и пикетирование – профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, касающихся в особенности улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.
Порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который под публичным мероприятием понимает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Законодательство РФ содержит также дефиниции отдельных видов публичных мероприятий.
Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей. Данное право подразумевает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в политические отношения.
Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в осуществлении народовластия – опосредованная, т.е. через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти (Государственную Думу, законодательный орган субъекта РФ и др.), органы местного самоуправления.
Право на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства раскрывается через систему конкретных прав. В Конституции РФ непосредственно сформулировано, что граждане Российской Федерации имеют следующие права:
а) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32);
б) участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);
в) равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32);
г) участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к государственной службе. (ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".)
Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих. Реализация этого права зависит, таким образом, не от указанных выше обстоятельств, а от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе предусмотрено проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей.
Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Данное право реализуется, прежде всего, через институты присяжных и арбитражных заседателей. (ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".)
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией. (ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".)
Выделяется три вида обращений: предложение, заявление и жалоба.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, реализуя право на обращение свободно и добровольно.
15. Экономические права и свободы в соответствии с Конституцией РФ
Экономические права человека - это неотчуждаемые, естественные возможности в сфере экономики, предоставляемые гражданину от рождения, соблюдаемые и охраняемые государством.
Согласно Конституции РФ, основными экономическими правами человека, присущими ему от рождения, являются: право частной собственности (статья 35 Конституции РФ) и право человека на владение, пользование и распоряжение частной собственностью (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).
К экономическим правам, которыми государство наделяет граждан Российской Федерации, относятся следующие:
· право граждан на свободное использование своего имущества и способностей при осуществлении предпринимательской деятельности
· право граждан на наследование частной собственности;
· право граждан свободно распоряжаться принадлежащими ему способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
· право на землю, находящуюся в частной собственности гражданина;
· право трудиться в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности;
· право граждан на отдых;
· запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ);
· право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ);
· право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).
Свободное использование своего имущества и способностей при осуществлении предпринимательской деятельности. (часть 1 статьи 34 Конституции РФ). Само понятие предпринимательской деятельности дает ст. 2 Гражданского кодекса РФ, раскрывая ее как самостоятельную деятельность, которая осуществляется на свой риск и страх с целью систематического получения прибыли.
Наследование частной собственности. (часть 4 статья 35 Конституции РФ). Наследование состоит в переходе имущественных и других личных прав, не являющихся имущественными, а также обязанностей наследодателя (умершего лица) к наследникам (другим лицам) в порядке, который устанавливает закон.
Свободное распоряжение принадлежащими гражданину способностями к труду, выбора профессии и рода деятельности. (часть 1 статьи 37 Конституции РФ). Данное право вводит запрет на принудительный труд, на дискриминацию в сфере труда, а также на защиту от безработицы. Закон предусмотрел также некие гарантии, например, установление выходных и праздничных дней, отпуска.
Право на землю, находящуюся в частной собственности гражданина. (статья 36 Конституции РФ). Частная собственность граждан на землю включает в себя три правомочия - владение, пользование и распоряжение (ст. 209 ГК РФ). Большая часть прав собственников земли закреплена в Земельном кодексе РФ в ст. 40.
Труд в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности. Данное право содержат положения Конституции РФ (ч.3 ст. 37), а также ТК РФ (ст. 219): соответствующее правилам охраны труда рабочее место, достоверная информация, социальное страхование, невыполнение работ при опасных для жизни и здоровья ситуациях, средства коллективной и индивидуальной защиты; профессиональная переподготовка и др.
Право граждан на отдых. Свое отражение право на отдых нашло в ч.5 ст. 37 Конституции РФ. Оно является для граждан неотъемлемым, но лишь для тех, кто работает по трудовому договору. Отдых состоит из следующих позиций: перерывов в ходе рабочего времени, ежедневного отдыха (между сменами), выходных дней, нерабочих праздничных дней, а также отпусков.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация и общественное движение. (ФЗ "Об общественных объединениях")
Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем, а митинги и пикетирование – профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, касающихся в особенности улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.
Порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который под публичным мероприятием понимает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Законодательство РФ содержит также дефиниции отдельных видов публичных мероприятий.
Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей. Данное право подразумевает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в политические отношения.
Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в осуществлении народовластия – опосредованная, т.е. через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти (Государственную Думу, законодательный орган субъекта РФ и др.), органы местного самоуправления.
Право на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства раскрывается через систему конкретных прав. В Конституции РФ непосредственно сформулировано, что граждане Российской Федерации имеют следующие права:
а) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32);
б) участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);
в) равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32);
г) участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к государственной службе. (ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".)
Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих. Реализация этого права зависит, таким образом, не от указанных выше обстоятельств, а от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе предусмотрено проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей.
Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Данное право реализуется, прежде всего, через институты присяжных и арбитражных заседателей. (ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".)
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией. (ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".)
Выделяется три вида обращений: предложение, заявление и жалоба.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, реализуя право на обращение свободно и добровольно.
15. Экономические права и свободы в соответствии с Конституцией РФ
Экономические права человека - это неотчуждаемые, естественные возможности в сфере экономики, предоставляемые гражданину от рождения, соблюдаемые и охраняемые государством.
Согласно Конституции РФ, основными экономическими правами человека, присущими ему от рождения, являются: право частной собственности (статья 35 Конституции РФ) и право человека на владение, пользование и распоряжение частной собственностью (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).
К экономическим правам, которыми государство наделяет граждан Российской Федерации, относятся следующие:
· право граждан на свободное использование своего имущества и способностей при осуществлении предпринимательской деятельности
· право граждан на наследование частной собственности;
· право граждан свободно распоряжаться принадлежащими ему способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
· право на землю, находящуюся в частной собственности гражданина;
· право трудиться в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности;
· право граждан на отдых;
· запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ);
· право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ);
· право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).
Свободное использование своего имущества и способностей при осуществлении предпринимательской деятельности. (часть 1 статьи 34 Конституции РФ). Само понятие предпринимательской деятельности дает ст. 2 Гражданского кодекса РФ, раскрывая ее как самостоятельную деятельность, которая осуществляется на свой риск и страх с целью систематического получения прибыли.
Наследование частной собственности. (часть 4 статья 35 Конституции РФ). Наследование состоит в переходе имущественных и других личных прав, не являющихся имущественными, а также обязанностей наследодателя (умершего лица) к наследникам (другим лицам) в порядке, который устанавливает закон.
Свободное распоряжение принадлежащими гражданину способностями к труду, выбора профессии и рода деятельности. (часть 1 статьи 37 Конституции РФ). Данное право вводит запрет на принудительный труд, на дискриминацию в сфере труда, а также на защиту от безработицы. Закон предусмотрел также некие гарантии, например, установление выходных и праздничных дней, отпуска.
Право на землю, находящуюся в частной собственности гражданина. (статья 36 Конституции РФ). Частная собственность граждан на землю включает в себя три правомочия - владение, пользование и распоряжение (ст. 209 ГК РФ). Большая часть прав собственников земли закреплена в Земельном кодексе РФ в ст. 40.
Труд в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности. Данное право содержат положения Конституции РФ (ч.3 ст. 37), а также ТК РФ (ст. 219): соответствующее правилам охраны труда рабочее место, достоверная информация, социальное страхование, невыполнение работ при опасных для жизни и здоровья ситуациях, средства коллективной и индивидуальной защиты; профессиональная переподготовка и др.
Право граждан на отдых. Свое отражение право на отдых нашло в ч.5 ст. 37 Конституции РФ. Оно является для граждан неотъемлемым, но лишь для тех, кто работает по трудовому договору. Отдых состоит из следующих позиций: перерывов в ходе рабочего времени, ежедневного отдыха (между сменами), выходных дней, нерабочих праздничных дней, а также отпусков.