Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет начального образования
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Начальное образование
Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся
Выполнила:
студентка 4 курса
очной формы обучения
Поготовская Алёна Витальевна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Дружинина Н.Н
Оценка_____________________
Орехово-Зуево
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя с родителями младших школьников………………………………………………………..9
1.1. Традиционные формы работы учителя начальных классов с семьями обучающихся………………………………………………………..9
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС…………………………………………19
1.3. Инновационные формы взаимодействия учителя с родителями начальных классов……………………………………………………………29
1.4. Стратегия и пути улучшения работы взаимодействия учителя с семьями обучающихся………………………………………………………….35Глава 2. Эмпирическое исследование организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся ………………………45
2.1. Описание процедуры и методик исследования…………………..45
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. Констатирующий этап…………………………………………………………46
2.3. Проведение работы по организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся. Формирующий этап….……57
2.4. Контрольный этап – итоговая диагностика……………………...63
Заключение………………………………………………………………72
Список использованной литературы…………………………………..78
Приложения……………………………………………………………..86
ВВЕДЕНИЕ
Основными институтами воспитания младшего школьника являются семья и школа. Но ни семья, ни школа в отдельности не исчерпывают те факторы, которые влияют на личность ребенка. Поэтому процесс воспитания и обучения предполагает объединение усилий всех заинтересованных сторон, которое возможно при организации взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие понимается как целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания. И эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Актуальность. Взаимодействие родителей и учителя – одна из проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу, повышая качество обучения и воспитания класса. В условиях введения ФГОС важна роль родителей. С одной стороны, родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны, педагог и родитель – партнеры по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта.
Актуальность темы обусловлена выводами множества исследований, посвященных взаимодействию учителей начальных классов с родителями, указывающих на лучшую успеваемость и социальный успех, лучшее эмоциональное здоровье детей, родители которых активно участвуют в учебной и школьной жизни. В противном случае наблюдается снижение у детей желания учиться. Со стороны родителей оправданием данной ситуации является часто негативное отношение к школе, отсутствие сил и времени, а также вектора приложения сил в школьной жизни младших школьников.
Особое место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Важно, чтобы информация носила предупреждающий характер, была основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся».
Анализ психолого-педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать цель исследования: Изучить современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся и сформулировать пути улучшения работы по взаимодействию с родителями младших школьников.
Объектом исследования является процесс взаимодействия между двумя субъектами образовательного процесса – семьей и школой.
Предметом исследования является особенности инновационных форм взаимодействия учителя с родителями младших школьников.
Несмотря на разработанность исследуемого вопроса, в теории и практике российского образования возникает необходимость в преодолении противоречий между имеющимся опытом взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования, нередко характеризующимся отчуждением родителей от школы, и необходимым, заданным потребностью общества в построении эффективной модели взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Актуальность темы и выделенные противоречия определили проблемуисследования: эффективные педагогические условия организации взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов.
Гипотеза: Работа классного руководителя будет эффективна и продуктивна, если подобрать действенные и индивидуальные методы и формы работы с родителями младших школьников:
- согласованность целей семьи и школы в воспитании учащихся; единство требований всех субъектов воспитания;
- формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятной эмоциональной атмосферы;
- личностно-ориентированный подход к воспитанию со стороны всех участников взаимодействия (школы, родителей);
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
- организация совместной деятельности всех участников воспитательного процесса (школы, родителей, детей);
- налаживание информационной связи между школой и семьей.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования были определены задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать традиционные формы работы учителя начальных классов с семьями обучающихся.
3. Рассмотреть современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС.
4. Проанализировать инновационные формы взаимодействия учителя с родителями начальных классов.
5. Определить стратегия и выявить пути улучшения работы взаимодействия учителя с семьями обучающихся.
6. Провести опытно-экспериментальную работу и сделать выводы по обозначенным вопросам.
Степень научной разработанности. Проблема взаимодействия учителя с родителями в процессе развития личности отражена в трудах выдающихся советских педагогов и психологов (К.Д. Ушинский, В.П. Кащенко и др.). Специфические черты общения учителя с родителями рассматривали в своих исследованиях А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др. Пути обучения учителей технике общения исследовали М.Г. Демидова, Л.Н. Левашова, Н.И. Якименко и др. Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется в документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в общих программах, в законе просвещения и т.д.), в трудах известных педагогов: А.Е. Рябова, В.А. Гейко, Н.И. Семенистых.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Современным вопросам теории и практики развития взаимодействия педагога и родителя посвящены исследования В.Р. Кисловской, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, И.А. Мусиной, В.М. Астапова, В.М. Брюхова, Л.Н. Давыдова, В.А. Караковского, М.И. Маленковой, М.Н. Недвецкой, Х.Т. Загладиной, Н.Ф. Родионовой, И.А. Хоменко. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы. Основная идея этих работ – без совместной работы семьи и педагога невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, найти свое дело. Для школы актуальна проблема углубления имеющихся знаний о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Эта проблема рассматривается в работах Быковой В.Г., Нечаева М.П., Павловой Т.В., Щекиной О.А. Вопросы взаимодействия семьи и школы находятся в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков, эта проблема раскрыта отечественными учеными-психологами А.А. Бодалевым, М.О. Ермихиной, В.И. Гарбузовым, А.В. Петровским, Т.А. Марковой, Г.Г. Филипповой, Р.В. Овчаровой; учеными-педагогами В.М. Минияровым, Н.Е. Щурковой, А.Г. Харчевым, О.А. Щекиной и др. Взаимодействие семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования:
- теоретические методы исследования: а) теоретико-методологический анализ (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования) позволил определить исходное положение исследования; б) системный анализ являлся основой рассмотрения проблемы исследования;
- эмпирические методы исследования: а) анализ, беседа, опрос, анкета, тесты; методика организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся; б) диагностические методы исследования; в) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент); анализ результатов экспериментального исследования, интерпретация данных.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось в начальных классах Средней общеобразовательной школы № 17 (г. Орехово-Зуево,пр. Беляцкого, 17).
Теоретическая значимость исследования состоит в накоплении и обобщении теоретического материала по проблеме взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся, проанализированы взгляды различных авторов на его природу, представлены все основные компоненты современных подходов к организации взаимодействия школы и семьи.
Практическая значимость: экспериментально получить данные, которые важны для разработки инновационных методов взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся. В процессе исследования рассмотрены методы и формы работы классного руководителя с родителями как в индивидуальном порядке, так и с родительским коллективом. Практическая значимость заключается также в выведении наилучших методов и форм взаимодействия учителя с родителями младших школьников. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами начальных классов для построения взаимно доверительных отношений с родителями учеников в практике работы общеобразовательных и специализированных учебных заведений.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность работы; сформулированы предмет, объект, цель и задачи исследования; обозначена проблема исследования; выдвинута гипотеза, раскрыты теоретико-методологические основания; основы теоретической и практической значимости.