Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллективно-творческая работа «Без друзей меня чуть-чуть»


Коллективно-творческая работа – это родительское собрание в нетрадиционной форме, включающее диагностические методики, упражнения для развития определенных качеств и способностей как у учеников, так и у родителей, информационный блок.

Цели:

– выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

– способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха;

– содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, учащиеся.

Подготовительная работа:

1. Анкетирование учащихся по вопросам:

1) Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2) Какие черты характера, качества ты больше всего ценишь?

З) Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

4) Какие поступки ты мог бы простить другу?

5) Чего не смог бы простить ему?

6) Всегда ли ты говоришь правду?

7) Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?

8) Помогает ли тебе дружба в жизни? учебе?

9) На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?

10) Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

2. Анкетирование родителей (проводиться на предыдущем собрании или родители заполняют анкеты дома и в конвертах передают учителю):

1) Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причинами этого? Кто виноват в том, что друзей у ребенка нет?

2) Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

З) Как вы встречаете друзей вашего ребенка:

а) всегда доброжелательно;

б) в зависимости от настроения;

в) с недовольным видом, сухо?

4) Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5) Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка:

а) только отличника;

б) хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;

в) вам все равно, как он учится, какая у него семья; вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.

6) Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?


7) Дружите ли вы семьями?

8) Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие – то обязательства по отношению к другу?

9) Как вы считаете, ваш ребенок хороший друг? Почему?

10) Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

З. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся и их родителей.

4. Подбор заданий для коллективно-творческой работы.

Оборудование и инвентарь:

1) карточки с заданиями для проведения коллективно-творческой работы;

2) бумага, фломастеры для проведения конкурсов:

3) нарисованный на листе ватмана макет планеты дружбы;

4) запись на доске темы собрания и эпиграфа:

«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Аристотель

Ход собрания

1. Организационная часть.

В классной комнате оборудуются рабочие места для трех микрогрупп. В каждую группу входят: один из членов родительского комитета, родители и учащиеся класса. Они образуют три команды.

2. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся на волшебную планету под названием «дружба». Девиз нашего путешествия:

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет через года.

Дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Именно оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, утешит и поддержит в трудную минуту, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Уже в далекие времена люди задавали вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого, и в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?». С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.

Понимание друга как другого Я предполагает принцип сходства; люди, расходящиеся между собой в существенных качествах, не могут быть особенно близки.



Большинство предпочитает дружить с людьми примерно одного с ними возраста, социального положения, образования. Так же желательно совпадение или близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера. Дружба предполагает определенные нравственные принципы: верность, постоянство, честность и т.д.

Потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

3. Коллективно-творческая работа «Без друзей меня чуть-чуть».

1). Выбор командами названия.

Учитель: Путешествовать мы будем тремя командами. Предлагаю каждой команде обсудить и выбрать себе название.

Посовещавшись, члены каждой команды представляют свое название.

2) Конкурс «Пословицы о дружбе».

Учитель: Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Чтобы попасть на планету Дружбы, вы должны назвать пословицы об этом замечательном явлении в жизни человека.

Команды называют пословицы:

* Старый друг лучше новых двух.

* Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

* Друга ищи, а найдешь, береги.

* С другом веселее при удаче, легче в беде.

* Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.

* Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

* В недруге стрела, что в пне, а в друге, что во мне.

* Друзья познаются в беде.

* Недруг поддакивает, а друг спорит.

3) Блиц-опрос.

Учитель: Вот мы с вами и прибыли на планету Дружбы (вывешивает плакат с ее изображением).

Нас ждут вопросы:

а) Что же такое дружба?

б) Зачем человеку друг и как его найти?

в) Кто такой друг, и какими качествами он должен обладать?

Представители каждой команды после обсуждения дают ответы на вопросы.

4) Работа в микрогруппах по обсуждению проблемы.

Учитель: Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим. Честным. Прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это!». А каковы же «законы дружбы»?

Каждая микрогруппа получает по тексту для коллективного чтения и обсуждения.

Учитель: Вам, уважаемые участники, надо сформулировать и записать на бумаге правила дружбы, о которых говорится в выданных вам рассказах.

Предлагаем следующие варианты текстов:

1-я микрогруппа – О. Буцень «Так или не так?»;


2-я микрогруппа – В. Осеева «До первого дождя»;

3-я микрогруппа – Е. Пермяк «Бумажный змей».
Тексты для работы в микрогруппах

Так или не так? О. Буцень

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Все присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как – то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

– ТЫ еще ни с кем не дружишь?

– Нет, – отвечала Нюра.

– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе де – почки: Ленка задавала, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ирка – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

– Не волнуйся, ответила Нюра. С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

Так ИЛИ не так?

До первого дождя. В. Осеева

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.

Девочки побежали.

– Сними свой плащ, МЫ накроемся вместе! крикнула на бегу Таня.

– Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.

– Так вы могли бы укрыться одним, плащом, – сказала учительница и, взгляi4ув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Бумажный змей. Е. Пермяк

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер только змей пускать. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Задумал Боря свой змей сделать. Бумага у него была. И дранки он выстрогал. Недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. Нитки были у Семы. Целый моток. Ему бы лист бумаги да мочала на хвост достать – тоже бы свой змей запустил. Мочало у Пети было. Он его давно для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.


У всех все есть, а у каждого чего – нибудь да не хватает. Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижал. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змей в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже Лучше. Только чему – то они еще не научились, вот в чем беда.

5) Защита разработанных правил.

Каждая группа кратко излагает содержание своего текста, зачитывает правило дружбы, которое она составила, прикрепляет лист с его записью на доску.

6) Подведение итогов.

– На планете дружбы не может быть побежденных. Все мы победители, так как сегодня мы стали настоящими друзьями. И чтобы дом дружбы на нашей планете не был пуст, пусть каждый из вас нарисует своего друга в нем. А ваши рисунки с друзьями мы затем «поселим» в этот дом.

Под песню «Когда мои друзья со мной...» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича); дети и родители рисуют портреты своих друзей.

4. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме свода правил: ежедневно жить по правилам дружбы.

3. Рефлексия.

Учитель: Уважаемые родители! Для нас важно ваше мнение о нашей встрече. Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы. Ваши ответы помогут при организации дальнейших наших встреч. (Анкеты заполняются анонимно. По результатам анкетирования можно организовать дальнейшую работу с родителями.)

1. Встреча была

a. полезной, полученная информация для меня очень ценна;

b. интересной, я приятно провел(а) время;

c. время потрачено зря.

2. Подобная работа с детьми и педагогом

a. очень важна для меня;

b. дает мало полезного;

c. мне ничего не дает.

3. Я готов(а) посещать родительские встречи и тренинги

a. один раз в месяц;

b. один раз в два месяца;

c. достаточно один раз в год;

d. такие встречи не нужны.

4. Мне необходима индивидуальная консультация (да, нет).

Учитель: Какие у вас возникли вопросы по ходу нашей работы, вы можете задать их сейчас или прийти на индивидуальную консультацию. Большое всем спасибо за сегодняшнюю работу. До новых встреч!


1 Сухомлинский В.А. О воспитании. С. 61.

2 Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. С. 19—20.