Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первая глава «Теоретические основы взаимодействия учителя с родителями младших школьников» содержит анализ литературы и выводы по исследуемой проблеме. Дана характеристика основных особенностей традиционных формы работы учителя начальных классов с семьями обучающихся и современных подходов к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС; проанализированы инновационные формы взаимодействия учителя с родителями начальных классов. Изучены аспекты и направления работы по улучшению работы взаимодействия учителя с семьями обучающихся, намечена стратегия.
Во второй главе «Эмпирическое исследование организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся» проведены диагностика и эксперимент по исследуемой теме, сделаны выводы экспериментальному исследованию.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, содержащий 95 источников литературы, из них 8 – электронных ресурсов, приложения.
Объем работы: общее число страниц составило 85 страниц (без приложений), в работе содержится 11 рисунков и 2 таблицы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Традиционные формы работы учителя начальных классов с семьями обучающихся
Взаимодействие с родителями – ключевой момент в построении воспитательной работы школы. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи принадлежит педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями важное место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Информация должна носить превентивный характер, основываться на практической целесообразности, демонстрировать опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания и форм организации педагогического просвещения.
На период обучения в школе приходится большая часть физиологических, психологических процессов развития ребенка. Взаимодействие школы и семьи – это двусторонний процесс, объединенный общей целью. От того, какими будут отношения между родителями и учителями школы, зависит не только физическое и умственное, но и духовно-эстетическое развитие ребенка. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения»
1. Такой концепции стоит придерживаться классному руководителю при организации общения с родителями.
Распространенными проблемами семьи и школы, считает Нечаев, это:
- дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей;
- чрезмерная занятость родителей на работе;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;
- увеличение числа расторгнутых браков;
- недостаточное внимание к образованию и нежелание участвовать в школьных делах;
- низкий уровень доверия школе и негативное отношение к школьному воспитанию;
- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей2.
Все эти проблемы ведут к ухудшению качества образования и к усложнению задач педагога в работе не только с детьми, но и с родителями.
В.А. Сластенин отмечает, что часто родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны3.
При разработке методов воспитания важно учитывать множество факторов: состав семьи, ее социальный статус, бытовые условия, традиции и обычаи, взаимоотношения между членами семьи. В условиях современности, мы можем видеть, что «родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов». Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям – растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования». Поэтому в литературе все чаще встречается словосочетание «воспитание родителей» – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от отношения родителей к школе, от их роли в организации воспитательной работы в школе и классе, от семейного воспитания ребенка в семье, от их различного интеллектуального уровня. Поэтому необходимо дифференцировать работу с семьей и родителями, ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания. Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. Существуют и проблемы, которые волнуют всех родителей и которые имеют отношение ко всему классу.
М.Б. Западаева выделяет типы взаимодействия педагогов с родителями учащихся:
-
родители пытаются действовать с педагогом сообща, понимают его позицию, готовы помогать в осуществлении педагогических моментов; -
родители равнодушны к деятельности педагога; -
родители не хотят сотрудничать с педагогом, постоянно идут на конфликт4.
Ш.А. Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода: учителя и родители должны взаимодействовать между собой, создавая оптимальные условия для развития личности ребенка. Взаимодействие между учителем и учеником, учителем и родителем предусматривает развитие всех сфер жизни: взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию. Если у родителей будет сформировано в достаточной мере желание принять ребенка таким, какой он есть, помочь ему на пути социализации, это приведет к установлению доверительных отношений между ними и ребенком, к сформированности эмоциональной сферы.
И.П. Подласый основными организационными формами взаимодействия учителя и родителей выделяет:
а) взаимоупорядочение планов работы всего педагогического коллектива школы в целом, родительского комитета, советов общественности;
б) образовательное учреждение должно познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы с детьми, в особенности с подростками, т. к. подростковый возраст является наиболее сложным;
в) подведение итогов результатов исследования проделанной работы, выявление причин обнаруженных недостатков и принятие совместных мер по их устранению5.
Сотрудничество учителя с семьями детей – требование времени: происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей, а для учителя – это стимул к творческой деятельности. Активные методы взаимодействия будут способствовать раскрытию потенциала семьи.
По словам В.А. Сухомлинского, «педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей». Семья и школа – это два общественных института, которые зависят друг от друга в процессе воспитания ребенка. От того, насколько продуманной и организованной будет система сотрудничества с родителями, зависят положительные результаты работы классного руководителя с учащимися. Поэтому работу с родителями нужно, по возможности, организовывать схожую с той работой, которая проводиться с их детьми, т.к. интересы, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.
Мы живем в век информационных технологий. И главным является подача информационного потока. «Информационный поток – это социально-педагогическая информация, циркулирующая между семьей и школой, как источниками и потребителями информации»6.
О.А.Щекина выделяет проблемы взаимодействия школы и семьи, для решения которых необходим специальный подход:
♦ незнание и неиспользование в процессе взаимодействия реальных и потенциальных возможностей семьи и школы как субъектов социальной жизни;
♦ рассогласование целей и ценностей семейного и школьного воспитания;
♦ отсутствие субъектов в субъектной позиции педагогов и родителей из-за недостаточных знаний в нормативно-правовой базе взаимодействия и неумения использования в решении вопросов воспитания и обучения ребенка;
♦ неумение эффективно подбирать средства социально-культурной среды района и города в решении проблем ребенка;
♦ низкий уровень коммуникативной культуры субъектов взаимодействия и неумение находить адекватные способы решения проблемных ситуаций ребенка7.
В помощь педагогу приходят традиционные, нетрадиционные, и, с развитием новых технологий, инновационные формы работы классного руководителя с родителями.
По мнению М.И. Рожкого и Л.В. Байбородовой, в своей практической деятельности классный руководитель использует сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия8. В обоих случаях реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
К традиционным формам работы относят:
● родительские собрания;
● родительский лекторий;
● конференции по обмену опытом;
● вечер вопросов и ответов;
● общеклассные и общешкольные конференции;
● групповые и индивидуальные консультации педагога;
● посещения на дому.
Универсальной формой считается родительское собрание – это возможность продемонстрировать достигнутые ребенком успехи. Родительское собрание это и отчет о выполненном учебном плане, и выставки творческих работ учащихся. При проведении собрания учитель готовит и различного рода анкеты, тестирования психолого-педагогического характера. Такая форма работы помогает педагогу составить более полное представление о ребенке и о его семье. Немаловажным является подготовка наглядности: карточки-памятки родителям с полезными советами; плакаты с афоризмами известных педагогов или психологов.
Классные родительские собрания проводят один раз в четверть (при необходимости – чаще). На родительском собрании происходит процесс просвещения родителей, расширения их педагогического кругозора, стимулирования желания быть педагогически подкованными. В конце учебного года проводится итоговое родительское собрание, где классный руководитель представляет примерное планирование групповой работы с семьей на новый учебный год, в котором указаны темы будущих встреч и формы их проведения. Родители отмечают наиболее интересные темы и формы, в которых они могли бы реализовать себя. Заместитель директора по воспитательной работе проводит анализ ответов и планирует участие родителей в жизни школы в новом учебном году.
Родительский лекторий – форма взаимодействия с родителями с целью их педагогического просвещения. Название «лекторий» используется условно. Это не только лекция, но и активное, творческое участие в обсуждении вопросов воспитания. На встречах такого рода используются диалог, групповые обсуждения, разработка путей решения. Темы для лектория выбирают родители. Классный руководитель выступает наставником: он может, с точки зрения компетенции, проконсультировать родителей по интересующим вопросам, предоставить литературу и полезные публикации, подготовить печатный материал с рекомендациями и советами по предлагаемо проблеме.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год. Темой служит отчет о работе школы за определенный период времени. На собрании выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Для демонстрации положительного опыта воспитания в семье возможно проведение церемонии награждения семей, которые достигли положительного результата в воспитания детей.
На вечере вопросов и ответов обсуждаются вопросы, возникшие в ходе проведения опроса среди родителей. В таком мероприятии есть особенности: например, если на одни вопросы может ответить педагог, то для ответа на вопросы, связанные с половым развитием или психологическими особенностями, следует пригласить специалиста. Некоторые вопросы могут стать основой для организации диспута.
Эффективной формой педагогического просвещения родителей являются родительские конференции. Они могут быть общеклассными и общешкольными. Их задача – проведение социологических и психологических исследований по заданным проблемам, анализ участниками конференции результатов исследований.