Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) откажитесь от карьеры ради воспитания ребенка

б) полагаете, что одно другому не мешает и можно совмещать работу и воспитание ребенка

в) наймете ему няню, отдадите ребенка в группу продленного дня или бабушке и выйдете на работу. Вдруг больше такой возможности не будет.

21. Какие успехи и достижения своего ребенка вы заметили в последние две недели_______________________________________________

22. Какой вид деятельности должен преобладать при взаимодействии взрослого с ребенком младшего школьного возраста (подчеркните)

а) игры б)развлечения

в) прогулки г) совместный труд

д) обучение письму, чтению е) чтение книг

ж) рисование з) экскурсии

23. Считаете ли вы, что отвечаете на вопросы и просьбы ребенка терпеливо

а) да

б) не всегда хватает терпения

в) не хватает терпения

24. Ваш ребенок выполняет задание по рисованию, но у него не очень аккуратно получается. Вы:

а) позволю ему нарисовать самостоятельно, при этом обязательно похвалю его;

б) не буду ничего говорить, лучше отдохну пока он занят;

в) обязательно отмечу неаккуратность и сама сделаю все за него.

25. Вам тяжело понять желания вашего ребенка

а) тяжело

б) иногда тяжело

в) совсем не тяжело

26. Как вы полагаете, ответственность за ребенка лежит

а) в основном на родителях

б) в равной степени на родителях и педагогах

в) на педагогах в большей степени

27. Как вы относитесь к родительскому образованию? Готовы ли вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий семейного клуба

а) да, считаю, что мне это необходимо

б) не совсем готова

в) я не нуждаюсь в посещении различного рода таких мероприятий

Приложение 2.
Мини-тренинг

Занятие 1. Знакомство

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга.

Вступление: Здравствуйте, я рада вас всех видеть вместе. Наша встреча посвящена особой теме. Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как сделать так, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов, найти общий язык.

Правила группы:

- общение по принципу «здесь и теперь»;

- конфиденциальность всего происходящего в группе;

- персонификация высказываний;

- правило «стоп» для участников группы;


- правило «вето» для руководителя группы.

Упражнение «Имя»

Цель: знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя.

Упражнение «Семейный герб»

С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребенок» предлагается придумать и нарисовать свой герб: это не обязательно должно быть что-то конкретное, это может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. Затем все рисунки выкладываются в центр круга и ведущий просит каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. Рядом с гербом надо написать жизненный девиз: он должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

Вопросы для обсуждения:

• что нового узнали участники группы о себе и других;

• какие чувства они испытывают сейчас,

• чем бы хотели поделиться друг с другом.

Упражнение «Зеркало»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

Упражнение «Любящие родители»

Участникам предлагается сначала роль «родителя», а затем они меняются ролями со своими детьми: исполняют роль «ребенка», а дети – роль «родителя». Упражнение выполняем под лиричную музыку, сидя на ковре. Участники сами выбирают, что именно они будут делать.

Обсуждение: кому из участников какая роль больше понравилась и чем?

Упражнение «Игра без правил»

Цель: развитие навыков общения, создание атмосферы принятия и понимания, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Родитель и ребенок садятся рядом и беседуют, начиная с фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое утверждение. Возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок – родителю «обратную связь».



Обсуждение: какие чувства испытывали во время упражнения.

Занятие 2.

Цель: Закрепить уверенность родителей и детей в том, что они любимы.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Участники встают в круг и здороваются друг с другом по кругу с каждым разными способами: словами, улыбкой, спиной, локтем, коленом, бедром, лбом.

Обсуждение домашнего задания: дети и родители отвечают на вопросы.

• Удалось ли найти в поступках детей такие стороны поведения, которые вызывают радость, удовольствие, воодушевление?

• Какие индивидуальные особенности ребенка выявляются этими поступками?

Возможность высказаться предоставляется всем – и родителям и детям.

Упражнение «Паровозик»

Цель: развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.

Под веселую музыку участники встают друг за другом. Первый человек – «паровозик», остальные – «вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. «Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался, а вагончикам было комфортно перемещаться. Каждый участник должен побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».

Обсуждение: • Какая роль понравилась больше и почему? • Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?

Упражнение «Неваляшка»

Участников трое (родители и ребенок). Родители встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Третий участник (ребенок) с закрытыми или завязанными глазами стоит между ними. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!». Выставленные руки подхватывают «падающего» и направляют падение вперед, там, где ребенок встречает снова выставленные руки. Такое покачивание продолжается в течение 2–3 минут, амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Упражнение «Ежик»

Цель: принятие друг друга, эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, тактильный контакт.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубок и сохраняет это положение. Задача второго – развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Силовые приемы, щекотка, уговаривание словами запрещены. Затем участники меняются ролями.


Обсуждение: • Какая роль понравилась больше и почему? • Как вы себя чувствуете? • Где можно использовать такие прикосновения?

Упражнение «Игра без правил»

Начиная фразой «Я люблю, когда ты...», дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, предпочтение в увлечениях и еде, черты характера и т.д.).

Занятие 3.

Цель: анализ и осознание каждым участником положительных изменений, произошедших за время тренинга; подведение итогов. Отработка навыков сотрудничества.

Упражнение «Рисунок-подарок»

Каждый участник рисует «подарок» по своему усмотрению. Потом «подарки» дарятся друг другу, но так, чтобы никто не остался с пустыми руками.

Упражнение «Распускающийся бутон»

Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.

Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать, плавно, одновременно, не опуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (все отклоняются назад, держа крепко друг друга за руки) и качаться «на ветру».

Обсуждение: какие чувства испытывали во время упражнения?

Упражнение «Волшебный камень»

Это волшебный камень, с помощью которого можно узнать много хорошего о себе… Со словами «Я даю тебе волшебный камень, потому, что ты самый (самая)…» родитель передает волшебный камень ребенку. Затем с теми же словами ребенок передает волшебный камень родителю.

Учитель: Приятно было слышать о себе хорошие слова? Волшебный камень помог вам сказать много хорошего и доброго друг другу. Давайте с большей любовью и вниманием относиться друг к другу.

Упражнение «Общий рисунок»

Участники все вместе на большом листе бумаги рисуют один рисунок на свободную выбранную тему.

Обсуждение: •какие чувства испытывали во время упражнения; •что вызвало затруднения.

4. Подведение итогов. Заключительная рефлексия. Ритуал прощания.

На тренинге мы ближе узнали друг друга, наш зал наполнился улыбками, радостью, любовью. Давайте все запомним этот день. Сегодняшняя встреча подходит к концу, и я хотела бы услышать, что вам больше всего понравилось, с какими чувствами вы уйдете домой сегодня.


• Изменились ли ваши взаимоотношения?

• Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?

• Что вы сами приобрели в процессе тренинга?

• Что бы вы пожелали друг другу и себе?

Приложение 3.