Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов с семьями обучающихся.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Групповые формы работы с семьей з носят практический характер, направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков. Отсутствие связи между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умениями применять их на практике является наиболее характерным недостатком родительской культуры. Для искоренения практических ошибок в воспитании используются тренинги, деловые игры.
Деловые игры в работе с родителями приближают участников игры к реальной обстановке воспитания, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку. Цели деловых игр – выработка и закрепление определенных навыков, умений семейного взаимодействия, отработка методов контроля, поощрения и наказания и т.п. В играх участвуют классные руководители, социальные педагоги, психологи, родители и др.
Открытые уроки организуются с целью ознакомления родителей с предметом, методикой преподавания, требованиями учителя. Педагог проводит уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Индивидуальная работа носит характер педагогических консультаций родителей и предоставления им практических советов по улучшению семейного воспитания. К ним относятся: посещение семьи ребенка, беседы; консультации на психолого-педагогические темы; участие родителей в воспитательных мероприятиях (беседы, утренники); индивидуальное педагогическое поручение; работа с неблагополучными семьями, переписка с родителями и др.
Некоторые формы взаимодействия могут носить вариативный характер: семинар для родителей может быть как коллективным, так и групповым. В первом случае семинар предполагает обсуждение ряда общих для всех родителей вопросов воспитания и развития личности ребенка. Как групповая работа семинар предполагает обсуждение ряда проблем, существующих в нескольких семьях одновременно со схожими негативными проявлениями. Основная задача этой формы работы – расширение знаний родителей о психологии воспитания, педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания.
В процессе работы с родителями могут быть использованы методы:
► общение с приглашенными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками, дефектологами и т.п.) по отдельным вопросам. Разговор должен проходить на языке, понятном родителям, с образными примерами ситуаций;
► дискуссии: конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Цель: нахождение причины возникшей проблемы, совместная выработка оптимального подхода к решению жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;
► анализ педагогического опыта, суть которого – в обсуждении содержания специально подобранных к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.
Консультирование также может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Консультация предполагает этапы: позитивный контакт с родителями; диагностирование существующей проблемы; разработка программы действий для педагога, родителей и самого ребенка; реализация программы; анализ эффективности проделанной работы.
Такую форму взаимодействия используют для совершенствования родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимодействия, осознания ценности воспитания в семье, оптимизации форм родительского воздействия на детей и т.п. Групповое консультирование рекомендуется родителям, дети которых имеют особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д.
Комплексное и систематическое использование педагогами в работе с семьей разнообразных форм и методов взаимодействия позволяет родителям освоить необходимые для воспитании ребенка знания, сформировать умения анализировать и разрешать часто встречающиеся в повседневной жизни проблемные ситуации с детьми, выработать способность педагогически грамотно строить взаимоотношения с собственными детьми, контролировать свою речь и действия по отношению к ним.
Использование групповых форм обусловлено привлечением родителей определенных детей, которые испытают трудности в учебном процессе. При планировании урока учитель делает акцент именно на этих детях. После проведения занятия педагог вместе с родителями находят способы оказать помощь детям. Индивидуальные консультации – важная форма взаимодействия. Она необходима на начальном этапе: при знакомстве педагога с классом; для преодоления психологического барьера родителей в разговоре о своем ребенке. Индивидуальные консультации проводятся в виде собеседования с родителями.
Нередко, родительская оценка поступков и оценка личности ученика не совпадают с оценкой учителя. Педагогу нужно создать неофициальную атмосферу для каждого родителя, чтобы наладить доверительные отношения, выявить трудности и точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Родитель же должен раскрыться и рассказать то, что он считает необходимым учителю в его профессиональной работе с ребенком: особенности его здоровья; увлечения, интересы; предпочтения в общении, в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.
Классный руководитель имеет право использовать такую форму взаимодействия, как посещение ученика на дому. Но посещение возможно только после получения разрешения родителей. Перед тем как «нанести визит», учитель должен подготовиться: узнать состав семьи, материальное положение, выяснить сферу деятельности родителей, продумать ход беседы, возможные вопросы членов семьи и ответы на них, определить, какую информацию о ребенке хочет получить педагог.
Как отмечает Толочко Т.И.: «…направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей, учитель влияет и на перестройку внутрисемейных отношений …»9. Поэтому педагогу в ходе проведения работ с родителями важно уметь найти подход к каждой семье в отдельности, не переходя на нравоучения.
В настоящее время наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители определяют направления работы образовательных учреждений, содействуют воспитательным и образовательным процессам и являются активными участниками этого образовательного процесса.
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС
Использование нетрадиционных форм взаимодействия дает для родителей и ребенка намного больше, чем традиционные формы родительских собраний. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело раскрывает в родителях потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить усилия родителей.
Родители являются сегодня полноценными участниками образовательного процесса. Образовательное учреждение – важный социальный институт, осуществляющий воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательных целей школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям и закрепленным в ФГОС.
К таким требованиям относятся: научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей. На учителя возлагается ответственность за их реализацию. Между педагогами и родителями должно быть взаимодействие, сотрудничество, т.к. перед ними стоит общая цель – воспитание гармоничной личности.
Взаимодействие семьи и школы – проблема современного образования. Она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями». Но с течением времени меняются взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. То есть и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. Многие родители не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, поэтому в выборе методов воспитания классный руководитель должен совместно с родителями найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Учитель организует родителей и направляет процесс воспитания в семье. Это закреплено в нормативных документах: Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) – установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Сегодня стоит вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей этого возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребенка отводится не только школе, но и семье.
Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей10. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся»11.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране, обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей. Педагогу трудно находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
В.А. Сухомлинский для успешной работы с родителями в воспитании детей и совершенствования личностных качеств школьника отмечал: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей…»