Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 555

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Биология»
10 класс
(естественно-математическое направление)
Нур-Султан, 2019

2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Биология» для обучающихся 10 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................... 4
Суммативное оценивание за раздел 10.1А «Молекулярная биология и биохимия» .............. 4
Суммативное оценивание за раздел 10.1B «Клеточная биология» ......................................... 10
Суммативное оценивание за раздел 10.1С «Питание» ............................................................. 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 21
Суммативное оценивание за раздел 10.2А «Транспорт веществ» .......................................... 21
Суммативное оценивание за раздел 10.2В «Дыхание» ............................................................ 27
Суммативное оценивание за раздел 10.2С «Выделение» ........................................................ 33
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 38
Суммативное оценивание за раздел 10.3А «Клеточный цикл» ............................................... 38
Суммативное оценивание за раздел 10.3В «Закономерности наследственности и изменчивости» .............................................................................................................................. 43
Суммативное оценивание за раздел 10.3C «Эволюционное развитие и основы селекции и
Многообразие живых организмов» ............................................................................................ 48
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 54
Суммативное оценивание за раздел 10.4А «Координация и регуляция» .............................. 54
Суммативное оценивание за раздел 10.4В «Движение» .......................................................... 60
Суммативное оценивание за раздел 10.4C «Биомедицина и биоинформатика» и 10.4 D
«Биотехнология» .......................................................................................................................... 64


4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 10.1А «Молекулярная биология и биохимия»
Цель обучения
10.4.1.1 объяснять фундаментальное значение воды для жизни на Земле
10.4.1.2 классифицировать углеводы по их структуре, составу и функциям
10.4.1.4 описывать химическое строение и функции жиров
10.4.1.5 классифицировать белки по их структуре, составу и функциям
10.4.1.8 устанавливать связь между структурой ДНК и её функцией
10.4.1.9 описывать процесс репликации ДНК на основе правил Чаргаффа
10.4.1.10 различать строение и функции типов РНК
10.4.1.11 сравнивать строение молекул РНК и ДНК
Критерий оценивания
Обучающийся

Характеризует фундаментальное значение воды для жизни на Земле

Определяет углеводы по их структуре, составу и функциям

Соотносит химическое строение жиров с их выполняемой функцией

Соотносит структуру ДНК с выполняемой функцией

Объясняет процесс репликации ДНК на основе правила Чаргаффа

Определяет типы РНК по строению и функции

Соотносит строение молекулы ДНК со строением молекулы РНК
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. На рис. 1.1 показано разложение сахарозы.
Рис. 1.1
(а) Назовите связь, обозначенную буквой Т.
_________________________________________________________________________

5
(b) Дайте название углеводам, которые образуются в результате разложения сахарозы.
_________________________________________________________________________
(с) Укажите две другие роли воды внутри растительных клеток, кроме участия в реакциях распада.
1___________________________________________________________________
2___________________________________________________________________
(d) Ферменты — это глобулярные белки.
Сформулируйте определение термину «глобулярные белки».
2. Какова роль основных жирных кислот в организме?
A) часть гликопротеинов в составе клеточной мембраны
B) часть фосфолипидов в составе клеточной мембраны
C) используются при образовании ферментов
D) используются при образовании РНК
3. На рис. 3.1 изображен процесс репликации ДНК.
Рис. 3.1
(а) Назовите азотные основания, обозначенные М и О на рис. 3.1
М__________________________________________________________________
О__________________________________________________________________
(b) В молекуле ДНК тимидиновых нуклеотидов 30, что составляет 15% от общего количества нуклеотидов. Определите количество других видов нуклеотидов в данной молекуле ДНК.
(c) Используя рис. 3.1, назовите два отличия молекулы РНК от молекулы ДНК.
1___________________________________________________________________
2___________________________________________________________________


6 4. Какие утверждения о строении т-РНК являются верными?
1) в составе молекулы есть один конец для присоединения определенных аминокислот, а также другой конец для присоединения к рибосомам, чтобы обеспечить возможность трансляции
2) в составе молекулы есть рибулозо-фосфатный скелет с сильными ковалентными связями и области внутри полинуклеотидной цепи, где происходит образование пар оснований путем водородной связи
3) в составе молекулы есть конец известный как антикодон, содержащий тот же триплет оснований, что и триплет оснований ДНК, который был транскрибирован для получения и-РНК кодонов
A) только 1
B) только 1 и 2
C) только 2 и 3
D) 1, 2 и 3 5. Заполните таблицу, указав галочку «V», если утверждение применимо или крест «Х», если утверждение неприменимо к белкам, фосфолипидам, ДНК или и-РНК.
Утверждения
Белки
Фосфолипиды ДНК и-РНК
Водородные связи стабилизируют молекулу
Субъединицы соединены пептидной связью
Содержат растворимую и нерастворимую в воде части
Содержит урацил

7
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Характеризует фундаментальное значение воды для жизни на Земле
1 называет роль воды внутри растительных клеток;
1 называет роль воды внутри растительных клеток;
1
Определяет углеводы по их структуре, составу и функциям определяет связь, обозначенную буквой
«Т»;
1 указывает углеводы, образующиеся при разложении сахарозы;
1
Определяет белки по их структуре, составу и функциям формулирует определение «глобулярные белки»;
1
Соотносит химическое строение жиров с их выполняемой функцией
2 определяет роль жирных кислот в организме;
1
Соотносит структуру
ДНК с выполняемой функцией
3 называет основания, обозначенные «М» и
«О»;
1
Объясняет процесс репликации ДНК на основе правила
Чаргаффа определяет количество оснований на основании правила Чаргаффа;
1
Соотносит строение молекулы ДНК со строением молекулы
РНК определяет первое отличие молекулы
РНК от ДНК;
1 определяет второе отличие молекулы
РНК от ДНК;
1
Определяет типы РНК по строению и функции
4 описывает строение молекулы т-РНК;
1
Определяет белки по их структуре, составу и функциям
5 соотносит утверждение о строении молекулы с белками;
1
Соотносит химическое строение жиров с их выполняемой функцией соотносит утверждение о строении молекулы с фосфолипидами;
1
Соотносит структуру
ДНК с выполняемой функцией соотносит утверждение о строении молекулы с ДНК;
1
Определяет типы РНК по строению и функции соотносит утверждение о строении молекулы с и-РНК.
1
Всего баллов
15


8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.1А «Молекулярная биология и биохимия»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет углеводы по их структуре, составу и функциям
Характеризует фундаментальное значение воды для жизни на Земле
Определяет белки по их структуре, составу и функциям
Затрудняется при определении роли воды для жизни на Земле
Допускает ошибки при определении связи, обозначенной буквой
«Т»/ определении углеводов, образующихся при разложении сахарозы/ формулировании первой роли воды /второй роли воды внутри растительных клеток/ при определении белков по их структуре/ соотнесении утверждения с определением белков по их составу и функциям
Описывает роль воды для жизни на Земле.
Затрудняется при определении углеводов по их структуре/составу/ функциям
Распознает углеводы по их структуре/ составу/ фукциям
Затрудняется при определении белков по их структуре/составу/ функциям
Определяет белки по их структуре/ составу/ функциям
Соотносит химическое строение жиров с их выполняемой функцией
Затрудняется при соотнесении химического строения жиров с их выполняемой функцией
Допускает ошибки при описании химического строения жиров и функции жиров/ соотнесении утверждения со строением жиров
Описывает химическое строение и функции жиров

9
Соотносит структуру ДНК с выполняемой функцией
Объясняет процесс репликации ДНК на основе правила Чаргаффа
Определяет типы РНК по строению и функции
Затрудняется при соотнесении структуры ДНК с выполняемой функцией
Допускает ошибки при определении оснований/ определении утверждения о строении молекулы ДНК/ при использовании правила
Чаргаффа/ при определении тпов
РНК / соотнесении утверждения с типом РНК
Определяет связь между структурой
ДНК и выполняемой функцией
Затрудняется при объяснении
«полуконсервативного» механизма репликации ДНК на основе правила Чаргаффа
Объясняет механизм репликации ДНК на основе правила Чаргаффа
Затрудняется при определении типов РНК
Описывает типы РНК по строению и функциям
Соотносит строение молекулы ДНК со строением молекулы РНК
Затрудняется при сравнении строения молекулы ДНК и молекулы РНК
Допускает ошибки при определении первого / второго отличия строения молекулы РНК от строения молекулы ДНК
Сравнивает строение молекулы ДНК со строением молекулы РНК


10
Суммативное оценивание за раздел 10.1B «Клеточная биология»
Цель обучения
10.4.2.1 объяснять особенности строения и функции органоидов клетки, видимые под электронным микроскопом
10.4.2.2 устанавливать связь между структурой, свойствами и функциями клеточной мембраны, используя жидкокристаллическую модель
10.4.2.3 сравнивать особенности структуры и функции клеток прокариот и эукариот
Критерий оценивания
Обучающийся

Определяет особенности строения и функции органоидов клетки, видимые под электронным микроскопом

Соотносит структуру, свойства и функции клеточной мембраны, используя жидкокристаллическую модель

Различает прокариотическую и эукариотическую клетки по особенностям структуры и функциям
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Все нижеследующие органоиды входят в состав эукариотических клеток
1 хлоропласт
2 эндопламатическая сеть
3 лизосома
3 митохондрия
4 ядро
Какие из этих органоидов являются двумембранными?
A) 1, 2, 3
B) 1, 3, 4
C) 1, 4, 5
D) 2, 3, 4 2. Диаграмма показывает сходство между хлоропластом, митохондрией и типичной прокариотической клеткой.
Выберите, какой ответ является правильным?
1 2
3 4
5
A хлоропласты кольцевая ДНК митохондрии 80S рибосома прокариоты
B хлоропласты
80S рибосома митохондрии кольцевая
ДНК прокариоты
C прокариоты кольцевая ДНК митохондрии кольцевая
ДНК хлоропласты
D прокариоты
70S рибосома хлоропласты 70S рибосома митохондрии

11 3. Какая структура всегда присутствует в прокариотической клетке?
A) капсула
B) жгутик
C) пили
D) рибосома
4. На рисунке ниже представлен электронный микрофотоснимок клетки печени животного.
Заполните таблицу, указав название структур от В до G и одну функцию каждой из них.
Первая строка (А) заполнена для вас.
Название органеллы Функция
A клеточная мембрана контролирует движение веществ в клетку и из клетки
B
C
D
E
F
5. а рисунке ниже показана часть поверхности клеточной мембраны.
(i) Назовите молекулы А и В.
А_______________________________________________________________________
В_______________________________________________________________________
(ii) Объясните, какие особенности молекул А способствуют тому, что они образовывают слой в мембране, как видно на рисунке.
(iii) Опишите особенности «жидкокристаллической модели» клеточной мембраны.