Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 559
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.4А «Координация и регуляция»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет и разъясняет инициацию и трансмиссию потенциала действия в миелинизированных аксонах нейронов
Затрудняется при описании и объяснении инициации и трансмиссии потенциала действия в миелинизированных аксонах нейронов
Допускает ошибки при определении названия части С/ описании функции части С миелинизированного нервного волокна/ определении места возникновения/причины возникновения потенциала действия/ названии фазы распространения потенциала действия в миелинизированном нервном волокне/ описании фазы распространения потенциала действия в миелинизированном нервном волокне
Описывает и объясняет инициацию и трансмиссию потенциала действия в миелинизированных аксонах нейронов
Определяет значение рефракторного периода и миелиновой оболочки
Затрудняется при определении значения рефракторного периода и миелиновой оболочки
Допускает ошибки при при определении значения рефракторного периода/ определяет причину возникновения рефракторного периода
Описывает значение рефракторного периода и миелиновой оболочки
Описывает строение и функции спинного и головного мозга
Затрудняется при описании строения и функции спинного и головного мозга
Допускает ошибки при определении названия и функции отдела головного мозга / описании функции серого вещества
Описывает строение и функции спинного и головного мозга
59
Объясняет, как механорецепторы реагируют на изменения раздражителя
(тельца
Пачини)
Затрудняется при определении изменения раздражителей на воздействие механорецепторов
Допускает ошибки при определении части тельца пачини, обозначенной цифрой 1 / цифрой 2 / описывает функции части тельца
Пачини, обозначенной цифрой 2
Объясняет, как механорецепторы реагируют на изменения раздражителя
(тельца Пачини)
Соотносит строение холинергического синапса с его функциями
Затрудняется при установлении взаимосвязи между строением и функциями холинергического синапса
Допускает ошибки при установлении взаимосвязи между строением и функциями холинергического синапса/ определнии органеллы/ определении функции этой органеллы
Определяет взаисмосвязь между взаимосвязи между строением и функциями холинергического синапса
60
1 2 3 4 5
Суммативное оценивание за раздел 10.4В «Движение»
Цель обучения
10.1.6.1 исследовать ультраструктуру поперечнополосатых мышц
10.1.6.2 объяснять механизм мышечного сокращения
10.1.6.3 установить связь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон
Критерий оценивания
Обучающийся
Объясняет ультраструктуру поперечнополосатых мышц
Описывает механизм мышечного сокращения
Определяет взаимосвязь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Изменениями конформации какого белка обеспечивается скольжение актиновых и миозиновых нитей друг относительно друга?
A. актина
B. миозина
C. тропонина
D. тропомиозина
2. Какие ионы высвобождаются из саркопламатического ретикулума при сокращении?
A. натрия
B. калия
C. хлора
D. кальция
3. На рисунке ниже диаграмма строения мышечного волокна. а) Обозначьте на рисунке миофибрилл. в) Опишите строение миофибрилла.
4. На рисунках ниже изображены механизмы сокращения и расслабления мышц.
Цель обучения
10.1.6.1 исследовать ультраструктуру поперечнополосатых мышц
10.1.6.2 объяснять механизм мышечного сокращения
10.1.6.3 установить связь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон
Критерий оценивания
Обучающийся
Объясняет ультраструктуру поперечнополосатых мышц
Описывает механизм мышечного сокращения
Определяет взаимосвязь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Изменениями конформации какого белка обеспечивается скольжение актиновых и миозиновых нитей друг относительно друга?
A. актина
B. миозина
C. тропонина
D. тропомиозина
2. Какие ионы высвобождаются из саркопламатического ретикулума при сокращении?
A. натрия
B. калия
C. хлора
D. кальция
3. На рисунке ниже диаграмма строения мышечного волокна. а) Обозначьте на рисунке миофибрилл. в) Опишите строение миофибрилла.
4. На рисунках ниже изображены механизмы сокращения и расслабления мышц.
61
(а) Обозначьте на диаграмме А актин и миозин.
(b) Опишите функции миозина.
(с) Объясните механизм мышечного сокращения, используя теорию «скользящих нитей».
5.Заполните таблицу сравнив типы скелетных мышц.
№
Медленные мышечные волокна
Быстрые мышечные волокна
1 2
3
62
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Описывает механизм мышечного сокращения
1 называет белки, участвующие в сокращении мышечного волокна;
1
Описывает механизм мышечного сокращения
2 называет ионы участвующие при мышечном сокращении;
1
Объясняет ультраструктуру поперечнополосатых мышц
3 указывает на рисунке миофибрилл;
1 описывает первую особенность строения миофибрилла;
1 описывает вторую особенность строения миофибрилла;
1
Описывает механизм мышечного сокращения
4 указывает на рисунке актин;
1 указывает на рисунке миозин;
1 описывает первую функцию миозина;
1 описывает вторую функцию миозина;
1 описывает механизм мышечного сокращения;
1 описывает механизм мышечного сокращения;
1 описывает механизм мышечного сокращения;
1
Определяет взаимосвязь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон
5 называет первую сравнительную характеристику медленных и быстрых мышечных волокон;
1 называет вторую сравнительную характеристику медленных и быстрых мышечных волокон;
1 называет третью сравнительную характеристику медленных и быстрых мышечных волокон.
1
Всего баллов
15
63
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.4В «Движение»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает механизм мышечного сокращения волокон
Затрудняется при описании механизма мышечного сокращения
Допускает ошибки при определении белка, участвующего в сокращении мышечного волокна/ при определении ионов при мышечном сокращении
Описывает механизма мышечного сокращения
Затрудняется при описании механизма мышечного сокращения
Описывает механизма мышечного сокращения
Объясняет ультраструктуру поперечнополосатых мышц
Затрудняется при описании ультраструктуры поперечнополосатых мышц
Допускает ошибки при определении по рисунку миофибрилла / определении первой особенности строения миофибрилла/ определении второй особенности строения миофибрилла
Определяет ультраструктуру поперечнополосатых мышц
Описывает механизм мышечного сокращения
Затрудняется при описании механизма мышечного сокращения
Допускает ошибки при определении по рисунку актина/миозина/ определении первой функции миозина / второй функции миозина/ описывает механизм мышечного сокращения/ описании механизма мышечного сокращения/ описании механизма мышечного сокращения
Описывает механизма мышечного сокращения
Определяет взаимосвязь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных волокон
Затрудняется при определении взаимосвязи строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных
Допускает ошибки приопределении первой
/второй/ третьей сравнительной характеристики медленных и быстрых мышечных волокон
Определяет взаимосвязь строения, локализации и общих свойств быстрых и медленных мышечных
64
Суммативное оценивание за раздел 10.4C «Биомедицина и биоинформатика» и 10.4 D
«Биотехнология»
Цель обучения
10.4.4.1 исследовать применение биомеханики в робототехнике
10.4.4.2 объяснять механизм автоматии сердца с использованием электрокардиограммы
10.4.3.1 обсуждать преимущества и недостатки живых организмов, используемых в биотехнологии
10.4.3.2 описывать значение полимеразной цепной реакции в таксономии, медицине и криминалистике
10.4.3.3 объяснять этапы генно-инженерных манипуляций
Критерий оценивания
Обучающийся
Определяет области применения биомеханики в роботехнике
Описывает механизм автоматии сердца с использованием электрокардиограмм
Определяет преимущества и недостатки живых организмов, используемых в биотехнологии
Объясняет значение ПЦР в таксономии, медицине и криминалистике
Описывает этапы генно-инженерных манипуляций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Объясните, почему законы биомеханики используются в робототехнике.
2. Объясните роли синусового узла (SAN), атриовентрикулярного узла (AVN) и волокна
Пуркинье во время одного сердечного ритма.
Синусовый узел
Атриовентрикулярный узел
Волокна Пуркинье
3. Что происходит во время систолы желудочков в сердце млекопитающих?
A давление аорты увеличивается
В атриовентрикулярные клапаны открыты
С полулунные клапаны закрыть
D давление в желудочке уменьшается
4. На рисунке 4.1 показаны изменения артериального давления в левом предсердии, левом желудочке и аорте во время одного полного сердечного цикла.
65
Заполните таблицу ниже, используя соответствующую букву от A до H, чтобы сопоставить точки из графика с правильным утверждением.
Вы должны помещать только одну букву в каждую ячейку. Вы можете использовать каждую букву один раз, более одного раза или совсем не использовать.
Утверждение
Буква левый атриовентрикулярный
(двустворчатый) клапан, начинает открываться левый атриовентрикулярный
(двустворчатый) клапан, начинает закрываться левый желудочек начинает сокращаться минимальное количество крови, оставшееся в левом желудочке
5. Генным инженерам удалось превратить бактерии в микроскопические фабрики по выработке человеческого инсулина. Укажите одно преимущество и один недостаток использования бактерий при производстве инсулина.
Преимущество ______________________________________________________________
Недостаток _________________________________________________________________
6. В настоящее время полимеразно - цепная реакция широко используется во многих областях.
(а) Что лежит в основе метода ПЦР?
(b) Укажите роль ПЦР как метод диагностики в медицине.
66 7. На рисунке ниже упрощенная схема получения рекомбинантного инсулина.
Опишите основные этапы получения рекомбинантного инсулина.
67
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет области применения биомеханики в роботехнике
1 определяет первую причину использования биомеханики в робототехнике;
1 определяет вторую причину использования биомеханики в робототехнике;
1
Описывает механизм автоматии сердца с использованием электрокардиограмм
2 определяет роль синусового узла
(SAN) во время одного сердечного ритма;
1 определяет роль атриовентрикулярного узла (AVN) во время одного сердечного ритма;
1 определяет роль волокон Пуркинье во время одного сердечного ритма;
1
Описывает механизм автоматии сердца с использованием электрокардиограмм
3 называет процессы во время систолы желудочков;
1
Описывает механизм автоматии сердца с использованием электрокардиограмм
4 указывает букву, когда левый атриовентрикулярный
(двустворчатый) клапан, начинает открываться;
1 указывает букву, когда левый атриовентрикулярный
(двустворчатый) клапан, начинает закрываться;
1 указывает букву, когда левый желудочек сокращается;
1 указывает букву, когда в левом желудочке остается минимальное количество крови;
1
Определяет преимущества и недостатки живых организмов, используемых в биотехнологии
5 называет одно преимущество использования бактерий при производстве инсулина;
1 называет один недостаток использования бактерий при производстве инсулина;
1
Объясняет значение ПЦР в таксономии, медицине и криминалистике
6 описывает
ПЦР как метод диагностики;
1 определяет роль ПЦР в медицине;
1
Описывает этапы генно- инженерных манипуляций
7 называет первый этап генно- инженерных манипуляций;
1 называет второй этап генно- инженерных манипуляций;
1 называет третий этап генно- инженерных манипуляций.
1
Всего баллов
17