Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 557

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всего баллов
15

46
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.3В «Закономерности наследственности и изменчивости»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает закономерности модификационной изменчивости
Затрудняется при описании закономерностей модификационной изменчивости
Допускает ошибки при объяснении первой/ второй закономерностей модификационной изменчивости
Описывает закономерности модификационной изменчивости
Решает генетические задачи по дигибридному скрещиванию, наследованию, сцепленному с полом и множественный аллелизм
Затрудняется при решении генетических задач по дигибридному скрещиванию, наследованию, сцепленному с полом и множественный аллелизм
Допускает ошибки при определении причин множественного аллелизма/ определении генотипов и фенотипов родителей/ гамет/ фенотипов потомков/ генотипов потомков
Решает генетические задачи по дигибридному скрещиванию, наследованию, сцепленному с полом и множественный аллелизм
Определяет аллельное и неаллельное взаимодействие генов
Затрудняется при определении аллельного и неаллельного взаимодействия генов
Допускает ошибки при определении процентного соотношения альбиносов в потомстве/ типа неаллельного взаимодействия генов
Указывает аллельное и неаллельное взаимодействие генов
Описывает теорию мутаций
Хуго де Фриза, причины мутагенеза и типы мутаций
Затрудняется при описании теории мутаций Хуго де Фриза
Допускает ошибки при соотнесении генной
/геномнй/хромосомной мутаций с их характеристиками
Описывает теорию мутаций
Хуго де Фриза

47
Изучает хромосомные заболевания человека, связанные с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)
Затрудняется при описании хромосомных заболеваний человека, связанных с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)
Допускает ошибки при определении мутаций
/при определении хромосомных заболеваний человека, связанных с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)/ при описании хромосомных заболеваний человека, связанных с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)
Определяет по описанию хромосомные заболевания человека, связанные с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)


48
Суммативное оценивание за раздел 10.3C «Эволюционное развитие и основы
селекции и Многообразие живых организмов»
Цель обучения
10.2.6.1 объяснять взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией
10.2.6.2 анализировать факторы, влияющие на процесс эволюции
10.2.6.3 анализировать доказательства эволюции
10.1.1.1 описывать схему и этапы формирования жизни на
Земле
10.1.1.2 составлять и интерпретировать филогенетические карты (кладограммы и филогенетические дерева)
10.2.6.4 называть способы видообразования
10.2.6.5 классифицировать основные механизмы видообразования
10.2.5.1 изучать способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции
10.2.6.6 называть этапы антропогенеза
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией

Объясняет факторы, влияющие на процесс эволюции

Описывает доказательства эволюции

Объясняет схему и этапы формирования жизни на
Земле

Составляет и описывает филогенетические карты
(кладограммы и филогенетические дерева)

Описывает способы видообразования

Определяет основные механизмы видообразования

Описывает способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции

Описывает этапы антропогенеза
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Недавнее исследование домашних мышей на острове Мадейра показало следующие результаты:

существует шесть отдельных популяций на острове

популяции мышей связаны с населенными пунктами людей

популяции населяют различные долины, разделенные крутыми горами

каждая популяция имеет диплоидный набор хромосом
В результате этого наблюдения было высказано предположение о том, что происходит видообразование. На рис. 1.1 карта распределения популяций мышей на острове Мадейра.

49
Рис. 1.1
(а) Используя информацию рис.1.1, укажите возможный механизм изоляции и назовите какой тип видообразования происхолит в популяциях мышей. механизм изоляции ___________________________________________________ тип видообразования _________________________________________________
(b) Объясните роль механизмов изоляции в эволюции новых видов.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(с) Назовите какие факторы эволюции могут повлиять на образование новых видов.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Методом внутривидовой гибридизации в Казахстане выведены следующие сорта озимой пшеницы: Стекловидная 24, Наз, Карасай.
(а) Объясните, в чем преимущество сортов, выведеных методом межвидовой гибридизации.
_________________________________________________________________________ b) Перечислите и опишите три типа селективного отбора, которые возникают при развитии полигенных признаков.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Объясните доказательства эволюции.
1) ископаемые остатки ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
2) рудименты _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3) атавизмы ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4.
(а)
Используя диаграмму филогенетического древа, назовите наиболее близкородственные организмы.


50
(b) Объясните свой ответ.
5.
(а) Установите правильную последовательность этапов эволюции человека.
1. древний человек
2. человек современного типа
3. человек умелый
4. человек прямоходящий
5. австралопитек
A. 1, 2, 3, 4, 5
B. 1, 3, 4, 5, 2
C. 5, 1, 3, 4, 2
D. 5, 2,3,1,2
(b) Опишите, чем человек умелый отличался от человека прямоходящего.

51
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Описывает способы видообразования
1 называет механизм видообразования;
1 называет тип видообразования;
1
Определяет основные механизмы видообразования определяет роль механизмов изоляции в видообразовании;
1
Объясняет факторы, влияющие на процесс эволюции называет первый фактор, влияющий на эволюцию новых видов;
1 называет второй фактор, влияющий на эволюцию новых видов;
1
Описывает способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции
2 объясняет преимущество способов улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции;
1
Описывает взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией называет и определяет три типа селективного отбора, которые возникают при развитии полигенных признаков;
1
Описывает доказательства эволюции
3 определяет ископаемые остатки как доказательство эволюции ;
1 определяет рудименты как доказательство эволюции;
1 определяет атавизмы как доказательство эволюции;
1
Составляет и описывает филогенетические карты
(кладограммы и филогенетические дерева)
4 определяет по кладограмме наиболее близкородственные виды;
1 объясняет свой выбор;
1
Перечисляет этапы антропогенеза
5 определяет последовательность этапов антропогенеза;
1 называет особенности человека умелого;
1 называет особенности человека умелого.
1
Всего баллов
15

52
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10. 3C «Эволюционное развитие и основы селекции и Многообразие живых организмов»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает способы видообразования
Определяет основные механизмы видообразования
Объясняет факторы, влияющие на процесс эволюции
Затрудняется при описании способов видообразования
Затрудняется при описании основных механизмов видообразования
Затрудняется при определении факторов, влияющих на процесс эволюции
Допускает ошибки при определении типа видообразования/ механизма видообразования/ роли механизмов изоляции в видообразовании/ определении первого/ второго факторов эволюции видов
Формулирует способы видообразования
Описывает механизмы видообразования
Определяет факторы, влияющие на процесс эволюции
Описывает способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции
Описывает взаимосвязь между наследственной изменчивостью и эволюцией
Затрудняется при описании способов улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции
Допускает ошибки при описании способов улучшения сельскохозяйственных растений с помощью методов селекции / описании взаимосвязи между наследственной изменчивостью и эволюцией/ при описании взаимосвязи между наследственной изменчивостью и эволюцией
Описывает способы улучшения сельскохозяйственных растений и животных с помощью методов селекции


53
Затрудняется при описании взаимосвязи между наследственной изменчивостью и эволюцией
Определяет взаимосвязь междй наследсвтенной изменчивочтью и эволюцией
Описывает доказательства эволюции
Затрудняется при определении доказательств эволюции
Допускает ошибки при определении ископаемых остатков/рудиментов/атавизмов как доказательств эволюции
Определяет доказательсвта эволюции
Составляет и описывает филогенетические карты
(кладограммы и филогенетические дерева)
Затрудняется при составлении и описании филогенетических карт
(кладограмм и филогенетических дерев)
Допускает ошибки при определении по кладограмме наиболее близкоролственных видов / объяснении своего выбора
Составляет и описывает филогенетические карты
(кладограммы и филогенетические дерева
Перечисляет этапы антропогенеза
Затрудняется при определении последовательности этапов антропогенеза
Допускает ошибки при определении этапов антропогенеза / определении особенностей человека умелого/ определении особенностей человека умелого
Определяет этапы антропогенеза

54
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 10.4А «Координация и регуляция»
Цель обучения
10.1.7.1 описывать и объяснять инициацию и трансмиссию потенциала действия в миелинизированных аксонов нейронов
10.1.7.2 объяснять значение рефрактерного периода и миелиновой оболочки
10.1.7.3 изучать строение и функции спинного и головного мозга
10.1.7.4 описывать, как механорецепторы реагируют на изменения раздражителя (тельца Пачини)
10.1.7.5 устанавливать взаимосвязь строения и функции холинергического синапса
Критерий оценивания
Обучающийся

Определяет и разъясняет инициацию и трансмиссию потенциала действия в миелинизированных аксонах нейронов

Определяет значение рефракторного периода и миелиновой оболочки

Описывает строение и функции спинного и головного мозга

Объясняет, как механорецепторы реагируют на изменения раздражителя (тельца Пачини)

Соотносит строение холинергического синапса с его функциями
Уровень
мыслительных
навыков
Применение/
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1 На рисунке ниже показано строение миелинизированного нервного волокна.
(а) Назовите часть С и опишите его функцию.
(b) Где и когда возникает потенциал действия в миелинизированной нервной клетке?
(с) Назовите причину возникновения потенциала действия.
_________________________________________________________________________
(d) Опишите фазы возникновения и распространения потенциала действия в


55
миелинизированном нервном волокне.
2. На рисунке ниже изображена схема передачи потенциала действия в миелинизированном нервном волокне.
(а) Объясните значение рефракторного периода при передаче потенциала действия по миелинизированному нервному волокну.
(b) Назовите причину возникновения рефракторного периода.
3. На рисунке ниже строение головного мозга.
(а) Укажите название и функцию отдела головного мозга под цифрой 1.
(b) Укажите функцию серого вещества головного мозга?

56 2. На рисунке ниже показано строение тельца Пачини.
(а) Определите название частей тельца Пачини, обозначенных на рисунке цифрами 1 и 2.
1 __________________________________________________________________
2 __________________________________________________________________
(b) Назовите функцию части, обозначенной цифрой 2.
5. На рисунке ниже схема холинергического синапса.
(а) Укажите благодаря чему происходит выброс молекул медиатора в синаптическую щель.
(b) (i) Пре - синаптическая мембрана содержит много органелл. Предложите органеллу, которую можно найти в пре - синаптической мембране в большом количестве.
(ii) Укажите функцию этой органеллы.

57
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет и разъясняет инициацию и трансмиссию потенциала действия в миелинизированных аксонах нейронов
1 называет часть С миелинизированного нервного волокна;
1 описывает функции части
С миелинизированного нервного волокна;
1 указывает место возникновения потенциала действия;
1 указывает причину возникновения потенциала действия;
1 определяет фазу возникновения и распространения потенциала действия в миелинизированном нервном волокне;
1 описывает фазу распространения потенциала действия в миелинизированном нервном волокне;
1
Определяет значение рефракторного периода и миелиновой оболочки
2 описывает значение рефракторного периода при передаче потенциала действия по миелинизированному нервному волокну;
1 указывает причину возникновения рефракторного периода;
1
Описывает строение и функции спинного и головного мозга
3 указывает название и функцию отдела головного мозга ;
1 называет функцию серого вещества головного мозга;
1
Объясняет, как механорецепторы реагируют на изменения раздражителя (тельца
Пачини)
4 называет часть тельца
Пачини, обозначенную на рисунке цифрой 1;
1 называет часть тельца
Пачини, обозначенную на рисунке цифрой 2;
1 определяет функцию части, обозначенную цифрой 2;
1
Соотносит строение холинергического синапса с его функциями
5 устанавливает взаимосвязь между строением и функциями холинергического синапса;
1 называет органеллу пре-синаптической мембраны;
1 называет соответствующую функцию этой органеллы.
1
Всего баллов
16