Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
ниже амеба и парамеция - протисты, которые являются гетеротрофными, не имеют клеточной стенки и в несколько раз больше, чем большинство клеток человека.
Почему эти одноклеточные организмы имеют более крупные клетки, чем клетки с похожими чертами (гетеротрофные, без клеточных стенок) в многоклеточных организмах?
(d) В многоклеточных организмах некоторые клетки должны быть большими из-за функций, которые они выполняют (например, нервные клетки, мышечные клетки).
Какая форма была бы наиболее желательной для таких клеток?
4. Каковы особенности облегченной диффузии?
1) используются белковые каналы клеточной мембраны и энергию от АТФ
2) транспортируются молекулы из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией и используется кинетическая энергия
3) молекул, которые диффундируют
4) используются белковые каналы клеточной мембраны, а максимальная скорость диффузии зависит от числа этих каналов
A 1 и 2
B 1 и 3
C 2 и 3
D 1, 2, 3 5. Растения поглощают (адсорбируют) воду с помощью корневых волосков.
Назовите этот процесс и опишите особенности этого процесса.

24
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Описывает кривые диссоциации кислорода для гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и эмбриона
1 указывает изменение сродства гемоглобина к кислороду при сдвиге кривой диссоциации вправо;
1
Описывает кривые диссоциации кислорода для гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и эмбриона
2 указывает клетки, которые переносят гемоглобин;
1 определяет по графику процент диссоциации миоглобина при парциальном давлении кислорода равном 3кПа;
1 определяет по графику процент диссоциации взрослого гемоглобина при парциальном давлении кислорода равном
3кПа;
1 указывает тип транспорта веществ;
1
Вычисляет значение отношения величины поверхности к объему и описывает их значение по отношению к транспорту веществ
3 определяет отношение площади поверхности к объему для всех размеров цилиндров;
1 указывает какое значение отношения площади поверхности к объему более желательно для клетки;
1 объясняет причину своего выбора
1 объясняет первую причину почему протисты имеют большие размеры клеток, чем клетки многоклеточных организмов;
1 объясняет вторую причину почему протисты имеют большие размеры клеток, чем клетки многоклеточных организмов;
1 указывает форму для больших клеток многоклеточных организмов;
1
Описывает механизм пассивного транспорта
4 называет особенности облегченной диффузии;
1
Описывает механизм пассивного транспорта
5 называет процесс движения воды из почвы в корневые волоски;
1 определяет первую особенность процесса;
1 определяет вторую особенность процесса.
1
Всего баллов
15


25
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.2А «Транспорт веществ»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает кривые диссоциации кислорода для гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и эмбриона
Затрудняется при определении изменения сродства гемоглобина к кислороду при сдвиге кривой диссоциации
Допускает ошибки при определении изменения сродства гемоглобина к кислороду при сдвиге кривой диссоциации/ при определении клеток, переносящих гемоглобин/ определении процента диссоциации миоглобина/ гемоглобина у взрослых / определении типа транспорта
Определяет изменение сродства гемоглобина к кислороду при сдвиге кривой диссоциации
Затрудняется при описании кривых диссоциации кислорода для гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и эмбриона
Описывает кривые диссоциации кислорода для гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и эмбриона

26
Вычисляет значение отношения величины поверхности к объему и описывает их значение по отношению к транспорту веществ
Затрудняется при вычислении значения отношения величины поверхности к объему и описывает их значение по отношению к транспорту веществ
Допускает ошибки при вычислении значения отношения величины поверхности к объему для всех цилиндров/указывает желательное для клетки отношение площади поверхности к объему/ формулирует первую/ вторую причину выбора/ объясняет разницу между размерами клеток протистов и многоклеточных организмов/ называет форму для больших клеток многоклеточных
Определяет значение отношения величины поверхности к объему и описывает их значение по отношению к транспорту веществ
Описывает механизм пассивного транспорта
Затрудняется при описании механизма пассивного транспорта
Допускает ошибки при описании механизма пассивного транспорта/ при определении процесса движения воды/ определениипервой
/второй особенностей пассивного транспорта
Описывает механизм пассивного транспорта
Затрудняется при описании механизма пассивного транспорта
Описывает механизм пассивного транспорта

27
Суммативное оценивание за раздел 10.2В «Дыхание»
Цель обучения
10.1.4.1 описывать строение и функции АТФ
10.1.4.2 сравнивать синтез АТФ в аэробном и анаэробном дыхании
10.1.4.3 называть виды метаболизма
10.1.4.4 описывать этапы энергетического обмена
10.1.4.5 устанавливать взаимосвязь структуры митохондрий и процессов клеточного дыхания
10.1.4.6 описывать цикл Кребса
Критерий оценивания
Обучающийся

Соотносит строение АТФ с выполняемой функцией

Определяет количество молекул АТФ в аэробном и анаэробном дыхании

Описывает виды метаболизма

Объясняет этапы энергетического обмена

Определяет взаимосвязь между структурой митохондрий и процессов клеточного дыхания

Характеризует этапы цикла Кребса
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Клетка гидролизует АТФ для получения энергии.
(а) Опишите как АТФ повторно синтезируется в клетке.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(b) Укажите два способа использования гидролиза АТФ в клетке.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Аэробное дыхание молекул глюкозы считается более эффективным, чем анаэробное.
Сколько молекул АТФ образуется на каждую молекулу глюкозы при аэробном и анаэробном дыхании.
_____________________________________________________________________________
3. Метаболичсекий путь, при котором шестиуглеродный сахар, подобный глюкозе, разлагается при дыхании в клетках начинается с гликолиза. На рис. 3.1 показаны основные стадии гликолиза.


28
(а) Укажите, где в клетке происходит гликолиз.
_________________________________________________________________________
(b) Назовите вещество «А».
_________________________________________________________________________
(с) Объясните. почему молекула гексозы преобразуется в вещество «А».
_________________________________________________________________________
4. На рис. 4.1 изображен электронный микроснимок митохондрии.
Рис. 4.1
Две стадии дыхания происходят в митохондриях: цикл Кребса и окислительное фосфорилирование.

29
(а) Заполните таблицу, указав название структур, обозначенных «А» и «В» и назвав какая стадия дыхания происходит в них.
Название структуры
Стадии дыхания
А
В
(b) Опишите как строение митохондрий приспособлено для осуществления стадии дыхания структуры «А».
_________________________________________________________________________
1) Цикл Кребса происходит в матриксе митохондрий. На рис. 5.1 представлены стадии цикла Кребса.
Рис. 5.1
(а) Используя обозначения на рис.5.1, назовите процессы происходящие под цифрами: i) 1 и 3 ______________________________________________________________ ii) 2, 4, 6 ____________________________________________________________
(b) Назовите компоненты «К» и «L» на диаграмме.
К___________________________________________________________________
L___________________________________________________________________

30
1   2   3   4   5

Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Соотносит строение АТФ с выполняемой функцией
1 характеризует процесс синтеза АТФ в клетке;
1 называет первый способ использования
АТФ в клетке;
1 называет второй способ использования
АТФ в клетке;
1
Определяет количество молекул АТФ в аэробном и анаэробном дыхании
2 называет количество молекул АТФ, образующееся при аэробном дыхании;
1 называет количество молекул АТФ, образующееся при анаэробном дыхании;
1
Описывает виды метаболизма
3 определяет части клетки, где происходят виды метаболизма;
1 называет вещество «А»;
1
Объясняет этапы энергетического обмена объясняет причину образования вещества «А»;
1
Определяет взаимосвязь между структурой митохондрий и процессов клеточного дыхания
4 называет структуру «А» и указывает стадию дыхания;
1 называет структуру «В» и указывает стадию дыхания;
1 указывает особенности строения митохондрий для осуществления структурами «А» стадии дыхания;
1
Характеризует этапы цикла Кребса
5 называет процессы, происходящие под цифрами 1 и 3;
1 называет процессы, происходящие под цифрами 2,4 и 6;
1 распознает компонент
«К» на диаграмме;
1 распознает компонент
«L» на диаграмме.
1
Всего баллов
15

31
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.2В «Дыхание»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Соотносит строение АТФ с выполняемой функцией
Затрудняется при соотнесении строения АТФ с выполняемой функцией
Допускает ошибки при описании процесса синтеза АТФ в клетке/ определении первого способа синтеза АТФ в клетке/ второго способа синтеза АТФ в клетке
Соотносит строение АТФ с выполняемой функцией
Определяет количество молекул АТФ в аэробном и анаэробном дыхании
Затрудняется при сравнении аэробного и анаэробного дыхания
Допускает ошибки при опредлении количества молекул
АТФ при аэробном/ анаэробном в клетке
Сравнивает количество АТФ при аэробнм и анаэробном дыхании
Описывает виды метаболизма
Объясняет этапы энергетического обмена
Затрудняется при описании вида метаболизма
Допускает ошибки при определении частей клетки с определенными видами метаболизма/ при определении вещества
«А»/ объяснении причины образования вещества
«А»
Описывает виды метаболизма
Затрудняется при характеристике этапов энергетического обмена
Характеризует этапы энергетического обмена


32
Определяет взаимосвязь между структурой митохондрий и процессов клеточного дыхания
Затрудняется при определении взаимосвязи между структурой митохондрий и процессов клеточного дыхания
Допускает ошибки при определении структуры «А» и стадии дыхания / определении структуры
«В» и стадии дыхания/ называет особенности строения митохондрий для осуществления структурой «А» стадии дыхания
Описывает взаимосвязь между структурой митохондрий и процессов клеточного дыхания
Характеризует этапы цикла
Кребса
Затрудняется при описании эиапов цикла Кребса
Допускает ошибки при определении процессов, происходящих под цифрами 1 и
3 / процессов, происходящих под цифрами 2,4 и 6 / определении компонента «К»/ определении компонента «L» на диаграмме
Описывает этапы цикла
Кребса

33
Суммативное оценивание за раздел 10.2С «Выделение»
Цель обучения
10.1.5.1 объяснять механизм фильтрации и образования мочи
10.1.5.2 объяснять роль антидиуретического гормона (АДГ) в контроле воды
10.1.5.4 обсуждать преимущества и недостатки трансплантации почек и диализа
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает механизм фильтрации и образования мочи

Определяет роль антидиуретического гормона в контроле воды

Называет преимущества и недостатки трансплантации почек и диализа
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Что из нижеследующего не реабсорбируется во время образования мочи?
A. клетки крови
B. аминокислоты
C. глюкоза
D. вода
2. Расположить части нефрона в последовательности, в которой фильтрат проходит через них.
1) петля Генле
2) капсула Боумена
3) дистальный извитой каналец
4) проксимальный извитой каналец
A. 1,2,3,4
B. 4,2,1,3
C. 2,4,3,1
D. 2,4,1,3 3. У животных водный потенциал в крови регулируется осморегулирующими клетками гипоталамуса. Когда водный потенциал в крови понижается АДГ образуется в гипоталамусе и реализуется в кровь с помощью эндокринных желез.
(а) Укажите точно, где АДГ высвобождается в крови?
(b) Опишите действие АДГ на почки.
4. Основная часть реарбсорбции многих веществ проходит в проксимальном извитом канальце нефрона. Проксимальный каналец выстлан однослойным кубическим эпителием. а) Опишите, как эпителиальные клетки проксимального извитого канальца приспособлены к процессу реабсорбции в них.