Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 556
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет особенности строения и функции органоидов клетки, видимые под электронным микроскопом
1 называет двумембранные органоиды клетки;
1
Различает прокариотическую и эукариотическую клетки по особенностям структуры и функциям
2 определяет сходство между хлоропластом, митохондрией и типичной прокариотической клеткой;
1
Различает прокариотическую и эукариотическую клетки по особенностям структуры и функциям
3 называет постоянные органоиды прокариотической клетки;
1
Определяет особенности строения и функции органоидов клетки, видимые под электронным микроскопом
4 называет органоид «В» и указывает ее функцию;
1 называет органоид «С» и указывает ее функцию;
1 называет органоид «D» и указывает ее функцию;
1 называет органоид «E» и указывает ее функцию;
1 называет органоид «F» и указывает ее функцию;
1
Соотносит структуру, свойства и функции клеточной мембраны, используя жидкокристаллическую модель
5 называет молекулу «А»;
1 называет молекулу «В»;
1 характеризует особенности молекул
«А», необходимые для образования слоя в мембране;
1 называет первую особенность
«жидкокристаллической модели» клеточной мембраны.
1 называет вторую особенность
«жидкокристаллической модели» клеточной мембраны.
1
Всего баллов
13
13
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.1В «Клеточная биология»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет особенности строения и функции органоидов клетки, видимые под электронным микроскопом
Затрудняется при определении особенностей строения и функции органоидов клетки, видимых под электронным микроскопом
Допускает ошибки при определении особенностей строения и функции органоидов клетки, видимых под электронным микроскопом/ при определении органоида B/ C/ D/ E/ F и определении их функций
Описывает особенности строения и функции органоидов клетки, видимых под электронным микроскопом
Различает прокариотическую и эукариотическую клетки по особенностям структуры и функциям
Затрудняется при сравнении особенностей структуры и функций прокариотической и эукариотической клеток
Допускает ошибки при сравнении особенностей структуры и функций прокариотической и эукариотической клеток/ при особенностей структуры и функций прокариотической клетки
Объясняет особенности структуры и функций прокариотической и эукариотической клеток
Затрудняется при сравнении особенностей структуры и функций прокариотической и эукариотической клеток
Объясняет особенности структуры и функций прокариотической и эукариотической клеток
14
Соотносит структуру, свойства и функции клеточной мембраны, используя жидкокристаллическую модель
Затрудняется при соотнесении структуры и свойств, и функций клеточной мембраны, используя жидкокристаллическую модель
Допускает ошибки при определении молекул А/ В/ описании особенностей молекулы
А, необходимых для образования двойного слоя мембраны
/ описывает первую/ вторую особенность жидкокристаллической модели клеточной мембраны
Объясняет структуру, свойства и функции клеточной мембраны, используя жидкокристаллическую модель
15
Суммативное оценивание за раздел 10.1С «Питание»
Цель обучения
10.1.2.1 Исследовать воздействия различных условий
(температуры, pH, концентрации субстрата, ингибитора) на активность ферментов
Критерий оценивания
Обучающийся
Составляет план эксперимента влияния рН среды на активность амилазы слюны
Определяет переменные: зависимую, независимую
Иллюстрирует полученные данные в виде графика
Интерпретирует данные таблицы и графика
Указывает контролируемые переменные
Определяет пути улучшения эксперимента
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
30 минут
Задания
1. Во время пищеварения фермент амилаза разлагает крахмал до мальтозы. Опишите эксперимент, который вы можете безопасно провести, чтобы показать влияние рН среды на активность амилазы при разложении крахмала в растворе.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Несколько учащихся исследовали влияние активность амилазы на разложение крахмала в растворах с различными значениями рН среды. Их результаты, таблица 1.1, показывают время в минутах, затраченное на разложение крахмала амилазой в растворах с различной рН средой.
Таблица 1.1 рН время/минутах
3.0 4.1 4.0 0.5 5.0 0.8 6.0 1.5 7.0 3.5 8.0 4.8
(a) Укажите зависимую и независимую переменные в данном эксперименте. зависимая________________________________________________________________ независимая______________________________________________________________
(b) Используя данные таблицы 1.1, нарисуйте график, иллюстрирующий зависимость рН среды раствора от времени разложения крахмала амилазой.
16 3.
(а) Укажите оптимальную рН активности амилазы.
_________________________________________________________________________
(b) Опишите и объясните влияние рН на активность амилазы.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Укажите две переменные, которые должны контролироваться в ходе эксперимента.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Объясните два способа, которыми это исследование можно было бы улучшить.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Во время пищеварения фермент амилаза разлагает крахмал до мальтозы.
Опишите эксперимент, который вы можете безопасно провести, чтобы показать влияние рН среды на активность амилазы при разложении крахмала в растворе.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Несколько учащихся исследовали влияние активность амилазы на разложение крахмала в растворах с различными значениями рН среды. Их результаты, таблица 1.1, показывают время в минутах, затраченное на разложение крахмала амилазой в растворах с различной рН средой.
Таблица 1.1 рН время/минутах
17 3.0 4.1 4.0 0.5 5.0 0.8 6.0 1.5 7.0 3.5 8.0 4.8
(a) Укажите зависимую и независимую переменные в данном эксперименте. зависимая___________________________________________________________ независимая_________________________________________________________
(b) Используя данные таблицы 1.1, нарисуйте график, иллюстрирующий зависимость рН среды раствора от времени разложения крахмала амилазой.
8.
(а) Укажите оптимальную рН активности амилазы.
(b) Опишите и объясните влияние рН на активность амилазы.
9. Укажите две переменные, которые должны контролироваться в ходе эксперимента.
10. Объясните два способа, которыми это исследование можно было бы улучшить.
18
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Составляет план эксперимента влияния рН среды на активность амилазы слюны
1 определяет реактивы и объясняет необходимость выбранных реактивов;
1 описывает и объясняет количество выбранных значений рН;
1 объясняет необходимость соблюдения одинакового интервала между несколькими значениями рН;
1
Определяет переменные: зависимую, независимую
2 называет зависимую и независимую переменные;
1 определяет ось «Х» как независимую, ось
«У» как зависимую переменные с указанием единиц измерения;
1
Иллюстрирует полученные данные в виде графика правильно устанавливает масштаб на оси
«Х» и оси «У»;
1 правильно находит и обозначает все точки на кривой;
1 рисует непрерывную линию, соединяя все точки;
1
Интерпретирует данные таблицы и графика
3 указывает оптимальное значение рН активности амилазы;
1 описывает график зависимости активности амилазы от рН;
1 объясняет график зависимости активности амилазы от рН;
1
Определяет контролируемые переменные
4 называет первую контролируемую переменную;
1 называет вторую контролируемую переменную;
1
Определяет пути улучшения эксперимента
5 формулирует первый путь улучшения данного эксперимента;
1 формулирует второй путь улучшения данного эксперимента.
1
Всего баллов
15
19
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.1С «Питание»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Составляет план эксперимента влияния рН среды на активность амилазы слюны
Затрудняется при составлении плана эксперимента влияния рН среды на активность амилазы слюны
Допускает ошибки при определении и объяснении выбора необходимых реактивов/ объяснении выбора нескольких значений рН / объяснении соблюдения одинаковых интервалов между несколькими значениями рН
Описывает план эксперимента влияния рН среды на активность амилазы слюны
Определяет переменные: зависимую, независимую
Затрудняется при определении зависимой и независимой переменных
Допускает ошибки при определении переменных: заивисимой
/ независимой/ определении оси «Х» как независимой, оси «У» как зависимой переменных с указанием единиц измерения
Называет зависимую и независимую переменные
Иллюстрирует полученные данные в виде графика
Затрудняется при иллюстрации полученных данных в виде графика
Допускает ошибки определении масштаба на оси «Х» и оси «У»/ изображении непрерывной линии при соединении всех точек
Рисует график зависимости активности фермента от рН среды
20
Интерпретирует данные таблицы и графика
Затрудняется при описании и объяснении данных таблицы и графика
Допускает ошибки при определении оптимального значения рН активности амилазы
/ описании графика зависимости активности амилазы от рН / объяснении графика зависимости активности амилазы от рН
Описывает и объясняет данные таблицы и графика
Определяет контролируемые переменные
Затрудняется при определении контролируемых переменных
Допускает ошибки при определении первой/ второй контролируемых переменных
Называет контролируемые переменные
Определяет пути улучшения эксперимента
Затрудняется при определении путей улучшения экспермента
Допускает ошибки при указании первого/ второго пути улучшения эксперимента
Указывает пути улучшения эксперимента
21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 10.2А «Транспорт веществ»
Цель обучения
10.1.3.1 объяснять кривые диссоциации кислорода для гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и эмбриона
10.1.3.2 рассчитывать значение отношения величины поверхности к объему и объяснить их значение по отношению к транспорту веществ
10.1.3.3 объяснять механизм пассивного транспорта
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает кривые диссоциации кислорода для гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и эмбриона
Вычисляет значение отношения величины поверхности к объему и описывает их значение по отношению к транспорту веществ
Описывает механизм пассивного транспорта
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. На графике изображена кривая диссоциации гемоглобина.
Парциальное давление кислорода, мм.рт.ст.
Как изменится сродство гемоглобина к кислороду при сдвиге кривой диссоциации вправо?
A уменьшится
B увеличиться
C не измениться
D могут быть равнонаправленные изменения
2. У животных гемоглобин используется для транспорта кислорода и миоглобин для запасания кислорода в мышцах.
Окси ге м
оглоби н,
%
22
Диаграмма показывает кривые диссоциации для миоглобина, фетального гемоглобина и гемоглобина у взрослого.
Парциальное давление кислорода, кПа
(a) Назовите клетки, в которых находится гемоглобин.
(b) Используя рисунке укажите процент диссоцоации миоглобина и взрослого гемоглобина, когда парциальное давление кислорода равно 3кПа.
(с) Назовите процесс с помощью которого, кислород переносится из легких в капилляры, и из капилляров в ткани.
3. На рисунке ниже изображены цилиндры разных размеров.
(а) Рассчитайте отношение площади поверхности к объему для всех размеров цилиндров, результаты своих расчетов занесите в таблицу.
Диаметр × Высота
1 см × 1 см
1 см × 2 см
1 см × 4 см
Площадь поверхности
4.7 см
2 7.9 см
2 14 см
2
Объем
0.8 см3 1.6 см3 3.1 см3
Отношение площади поверхности к объему
(b) Что более желательно, чтобы клетка, имела небольшое отношение площади поверхности к объему или большое отношение площади поверхности к объему?
Объясните свой ответ с точки зрения функции клетки.
(с) Среди одноклеточных эукариот размеры клеток сильно различаются. На рисунке
Проц ен т н ас ыще ни я к ис лородом