Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 560

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
b) Назовите в каой части нефрона происходит процесс фильтрации. с) Укажите особенности фильтрации.
5. На рисунке ниже изображен один из видов диализа почек.
(а) Укажите какой это тип диализа
(b) Назовите одно преимущество и два недостатка этого типа диализа.
Преимущество____________________________________________________________
Недостатки_______________________________________________________________

35
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Описывает механизм фильтрации и образования мочи
1 определяет состав мочи;
1
Описывает механизм фильтрации и образования мочи
2 характеризует механизм фильтрации;
1
Определяет роль антидиуретического гормона в контроле воды
3 называет место высвобождения
АДГ;
1 характеризует первое действие гормона АДГ на почки;
1 характеризует второе действие гормона АДГ на почки;
1
Описывает механизм фильтрации и образования мочи
4 соотносит строение частей нефрона с выполняемой функцией;
1 характеризует первую особенность строения частей нефрона;
1 характеризует вторую особенность строения частей нефрона;
1 называет в какой части происходит фильтрация;
1 указывает первую особенность фильтрации;
1 указывает вторую особенность фильтрации;
1
Называет преимущества и недостатки трансплантации почек и диализа
5 называет тип диализа;
1 называет одно преимущество этого типа диализа;
1 называет первый недостаток этого типа диализа;
1 называет второй недостаток этого типа диализа.
1
Всего баллов
15

36
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.2С «Выделение
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает механизм фильтрации и образования мочи
Затрудняется при описании механизма фильтрации и образования мочи
Допускает ошибки при определении состава мочи/ при характеристике механизма фильтрации
Характеризует механизм фильтрации и образования мочи
Затрудняется при описании механизма фильтрации и образования мочи
Характеризует механизм фильтрации и образования мочи
Определяет роль антидиуретического гормона в контроле воды
Затрудняется при формулировании роли АДГ
Допускает ошибки при указании места высвобождения
АДГ/ формулировании первой роли
АДГ на почки/ формулировании второй роли АДГ на почки
Характеризует роль АДГ в контроле воды
Описывает механизм фильтрации и образования мочи
Затрудняется при описании механизма фильтрации и образования мочи
Допускает ошибки при соотнесении частей нефрона с выполняемой фугкцией
/ описании первой / второй / называет часть нефрона, где происходит фильтрация
/ указывает первую/вторую осбенность фильтрации
Характеризует механизм фильтрации и образования мочи
Называет преимущества и недостатки трансплантации почек и диализа
Затрудняется при формулировании преимуществ и недостатков трансплантации
Допускает ошибки при определении типа диализа по рисунку / указании одного
Указывает преимущества и недостатки трансплантации почек и диализа


37
почек и диализа преимущества типа диализа/ указании первого недостатка/ указании второго недостатка типадиализа

38
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 10.3А «Клеточный цикл»
Цель обучения
10.2.2.1 исследовать фазы митоза с помощью готовых микропрепаратов
10.2.2.2 объяснять особенности формирования гамет у растений и животных
10.2.2.3 объяснять возникновение онкологических новообразований неконтролируемым делением клеток
10.2.2.4 объяснять процесс старения
Критерий оценивания
Обучающийся

Определяет фазы митоза с помощью готовых микропрепаратов

Сравнивает особенности формирования гамет у растений и животных

Описывает возникновение онкологических новообразований неконтролируемым делением клеток

Описывает процесс старения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. а) На какой диаграмме изображена метафаза митоза? b) Опишите стадию следующую за метафазой митоза.
2. Какое из следующих утверждений точно описывает гаметогенез?
A. в результате гаметогенеза всегда образуются гаплоидные клетки
B. гаметогенез не нужен млекопитающим
C. гаметогенез всегда начинается с диплоидных клеток
D. гаметогенез встречается только у растений
3.
(а) Объясните почему так важно, чтобы дочерние клетки, образующиеся во время митоза были идентичными.

39
(b) Назовите два фактора, которые увеличивают шанс развития раковых клеток.
(с) Рис.3.1 показывает раковую клетку во время клеточного деления.
Рис. 3.1
Используя данные рисунка 3.1:
(i) Определите стадию клеточного цикла
(ii) Опишите, что происходит в клетке во время этой стадии клеточного деления.
(iii) Опишите, как из этих клеток развиваются опухолевые клетки.
5. На рис. 4.1 изображены стадии сперматогенеза млекопитающих.
Рис. 4.1
(а) Укажите буквы, где происходит митоз ____________________________________
(b) Назовите клетки, обозначенные W, X и Y
W__________________________________________________________________
X __________________________________________________________________
Y __________________________________________________________________
6. Биологическая теория старения использует генетическую перспективу и предполагает, что старение является запрограммированным процессом. Приведите доказательства, поддерживающие запрограммированную теорию старения? сперматид


40
Критерии

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет фазы митоза с помощью готовых микропрепаратов
1 называет фазу митоза по рисунку;
1 описывают фазу митоза;
1
Сравнивает особенности формирования гамет у растений и животных
2 указывает описание гаметогенеза;
1
Описывает возникновение онкологических новообразований неконтролируемым делением клеток
3 характеризует митоз;
1 называет первый фактор, влияющий на образование раковых клеток;
1 называет второй фактор, влияющий на образование раковых клеток;
1 определяет стадию клеточного цикла по рисунку;
1
Определяет фазы митоза с помощью готовых микропрепаратов описывает стадию клеточного цикла;
1 описывает развитие опухолевых клеток;
1 описывает развитие опухолевых клеток;
1
Сравнивает особенности формирования гамет у растений и животных
4 называет, где происходит митоз;
1 называет клетку, обозначенную W;
1 называет клетку, обозначенную X;
1 называет клетку, обозначенную Y;
1
Описывает процесс старения
5 указывает первое доказательство теории старения;
1 указывает второе доказательство теории старения.
1
Всего баллов
16

41
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 10.3А «Клеточный цикл»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет фазы митоза с помощью готовых микропрепаратов
Затрудняется при определении фазы митоза
Допускает ошибки при определении фазы митоза по рисунку/ описании фазы митоза
Распознает по рисунку фазу митоза
Сравнивает особенности формирования гамет у растений и животных
Затрудняется при определении гаметогенеза
Допускает ошибки при описании гаметогенеза
Описывает гаметогенез
Описывает возникновение онкологических новообразований неконтролируемым делением клеток
Определяет фазы митоза с помощью готовых микропрепаратов
Затрудняется при описании возникновения онкологических заболеваний
Допускает ошибки при характеристике митоза/ определении первого/ второго факторов, влияющих на образование опухолевых клеток/ определении по рисунку стадии клеточного цикла/ описании стадии клеточного цикла/описании образования опухолевых клеток
Описывает возникновение онкологических новобразований
Затрудняется при определении фазы митоза
Распознает по рисунку фазу митоза
Определяет фазы митоза с помощью готовых микропрепаратов
Затрудняется при описании фаз митоза
Допускает ошибки при определении фаз митоза
Определяет фазы митоза


42
Сравнивает особенности формирования гамет у растений и животных
Затрудняется при определении особенностей формирования гамет
Допускает ошибки при определении клетки W/ клетки
X/ клетки Y
Описывает особенности формирования гамет
Описывает процесс старения
Затрудняется при описании процесса старения
Допускает ошибки при определении первого/ второго доказательства теории старения
Описывает процесс старения

43
Суммативное оценивание за раздел 10.3В «Закономерности наследственности и
изменчивости»
Цель обучения
10.2.4.1 исследовать закономерности модификационной изменчивости
10.2.4.2 применять цитологические основы дигибридного скрещивания; наследования, сцепленного с полом и множественный аллелизм при решении задач
10.2.4.4 сравнивать взаимодействие аллельных и неаллельных генов
10.2.4.5 изучать теорию мутации Хуго де Фриза, причины мутагенеза и типы мутаций
10.2.4.6 описывать хромосомные заболевания человека, связанные с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает закономерности модификационной изменчивости

Решает генетические задачи по дигибридному скрещиванию, наследованию, сцепленному с полом и множественный аллелизм

Определяет аллельное и неаллельное взаимодействие генов

Описывает теорию мутаций Хуго де Фриза, причины мутагенеза и типы мутаций

Изучает хромосомные заболевания человека, связанные с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Если надземную часть стебля картофеля искусственно лишить доступа света, то на ней разовьются стебли, висящие в воздухе.
Используя пример выше, объясните закономерности модификационной изменчивости.

44 2. У мышей интенсивность пигментации окраски меха контролируется множественными аллелями одного гена.
Ниже перечислены аллели в порядке доминирования, при этом аллель «C» наиболее доминирующая.

С – нормальная (полная) окраска

С
ch
– шиншилла

С
h
– гималайский

С
p
- платиновая окраска

С
a
– альбинос
(а) Объясните, как множественный аллелизм возникает.
(b) Цвет глаз у мышей контролируется двумя аллелями единственного гена, B/b.
Аллель B кодирует черный цвет глаз, аллель b кодирует красный цвет глаз. Мышь с нормальной окраской и черными глазами была скрещена с мышью с гималайской окраской и черными глазами. Один из потомков родился альбиносом с красными глазами. Используя символы приведенные выше нарисуйте генетическую диаграмму скрещивания, указав генотипы и фенотипы потомков.
3. Ниже приведена схема неаллельного взаимодействия генов. В приведенной ниже схеме признак альбинизма наследуется геном A.
(а) Каковы шансы того, что две мыши ниже будут иметь в потомстве альбиноса?
(b) Укажите тип неаллельного взаимодействия генов
4. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее видом.
A. изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
1) генная,
2) хромосомная,
3) геномная
B. изменение строения хромосом
C.
D. изменение числа хромосом в ядре
E. полиплоидия
F. изменение последовательности расположения генов
7. Мутации могут иногда приводить к образованию новых аллелей.
(а) Дайте определние мутациям?
(b) Назовите одно хромосомное заболевание человека, связанное с изменением числа половых хромосом.
(c) Опишите характерные особенности этого хромосомного заболевания человека, связанного с изменением числа половых хромосом.


45
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Описывает закономерности модификационной изменчивости
1 объясняет первую закономерность модификационной изменчивости;
1 объясняет вторую закономерность модификационной изменчивости;
1
Решает генетические задачи по дигибридному скрещиванию, наследованию, сцепленному с полом и множественный аллелизм
2 определяет причины множественного аллелизма;
1 указывает генотипы и фенотипы родителей;
1 указывает гаметы;
1 указывает генотипы потомков;
1 указывает фенотипы потомков;
1
Определяет аллельное и неаллельное взаимодействие генов
3 называет процентное соотношение альбиносов в потомстве;
1 указывает тип неаллельного взаимодействия генов;
1
Описывает теорию мутаций
Хуго де Фриза, причины мутагенеза и типы мутаций
4 соотносит генную мутацию с ее характеристикой;
1 соотносит геномную мутацию с ее характеристикой;
1 соотносит хромосомную мутацию с ее характеристикой;
1
Изучает хромосомные заболевания человека, связанные с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)
5 дает определение термину мутации;
1 называет хромосомное заболевание, связанное с изменением числа половых хромосом;
1 описывает характерные особенности хромосомного заболевания, связанного с изменением числа половых хромосом.
1
1   2   3   4   5