Файл: Содержание Введение Гражданин как субъект административного права общие положения.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Гражданин как субъект административного права: общие положения
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
. Административно-правовые гарантии прав граждан
. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Гражданство Российской Федерации
гражданин административный правоспособность дееспособность
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
4. Административно-правовые гарантии прав граждан
5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
государству - это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством.
Конституция РФ, закрепив институт гражданства РФ, включила его в содержание первой главы, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.
Под гражданством понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть, как в пределах данного государства, так и вне его границ. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству - это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством.
В ст. 6 Конституции РФ установлено: "1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его". В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству.
Конституционные основы института гражданства развиваются и конкретизируются в Законе о гражданстве. Наличие гражданства ведет за собой защиту и покровительство со стороны государства, как на его территории, так и за его пределами. Данный принцип, закрепленный в ст. 61 Конституции РФ, развивается в ст. 7 Закона о гражданстве, в которой устанавливается, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы
, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.
Впервые в истории конституционного законодательства России в Конституции РФ закреплен институт двойного гражданства. В ст. 62 Конституции РФ устанавливается: "Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации". В ст. 6 Закона о гражданстве указано, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Однако наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 62 Конституции РФ).
Статья 11 Закона о гражданстве устанавливает основания приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления гражданства; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором РФ. В Законе о гражданстве (ст. 18) установлены и основания для прекращения гражданства: выход из гражданства; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором РФ. Закон о гражданстве подробно регулирует также систему и полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве РФ; порядок производства по делам о гражданстве; исполнения решений по делам о гражданстве; обжалование решений по вопросам гражданства РФ.
В ст. 4 Закона о гражданстве сформулированы принципы российского гражданства:
1. Недискриминации. Сущность этого принципа состоит в том, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Равенство и единство гражданства. Равенство гражданства как принцип также закреплено в ст. 6 Конституции РФ и включено в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.
Единство гражданства. Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Статья 71 п. "в" Конституции РФ относит гражданство РФ к ведению РФ. Обязательным условием для приобретения гражданства субъекта федераций является постоянное или преимущественное проживание на его территории.
3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.
. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. Данный принцип включен в содержание основ конституционного строя, что влечет за собой повышенную правовую защиту этого принципа. Советские законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.
5. Недопустимость выдачи или высылки гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип сформулирован также в ст. 61 Конституции РФ. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.
6. Сокращение безгражданства. На территории РФ проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства, п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Итак, гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом. Основной особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление предполагает различные условия и характер взаимодействия с системой исполнительной власти.
Именно на органы исполнительной власти государством возложены разнообразные функции, в частности управление государственным имуществом, осуществление контроля и надзора, принятие нормативных правовых актов и оказание государственных услуг. Центральной задачей органов исполнительной власти является реализация законодательных положений, направленных на защиту прав гражданина и создание необходимых условий для реализации последним своих прав и законных интересов. При этом характерной особенностью отношений гражданина и исполнительной власти является возможность использования принудительной силы (государственного принуждения) соответствующим властным органом. В свою очередь, гражданин обладает определенным кругом прав и обязанностей по отношению к исполнительной власти, уравновешивающим его положение в отношениях с государственно-властными субъектами.
Отношения между гражданином и органами исполнительной власти весьма разнообразны. К ним относятся и отношения положительного свойства, то есть реализация предоставленных законом прав и свобод, а также обязанности гражданина перед государством. Эти отношения включают и явления негативного характера, то есть совершение правонарушений. Реализацию права гражданин может осуществить самостоятельно либо при содействии органов исполнительной власти, обязанных помочь ему в этом, но при нарушении требований законодательства вмешательство исполнительных органов власти неизбежно и необходимо.
Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы: а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не
Конституция РФ, закрепив институт гражданства РФ, включила его в содержание первой главы, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.
Под гражданством понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть, как в пределах данного государства, так и вне его границ. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству - это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством.
В ст. 6 Конституции РФ установлено: "1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его". В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству.
Конституционные основы института гражданства развиваются и конкретизируются в Законе о гражданстве. Наличие гражданства ведет за собой защиту и покровительство со стороны государства, как на его территории, так и за его пределами. Данный принцип, закрепленный в ст. 61 Конституции РФ, развивается в ст. 7 Закона о гражданстве, в которой устанавливается, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы
, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.
Впервые в истории конституционного законодательства России в Конституции РФ закреплен институт двойного гражданства. В ст. 62 Конституции РФ устанавливается: "Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации". В ст. 6 Закона о гражданстве указано, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Однако наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 62 Конституции РФ).
Статья 11 Закона о гражданстве устанавливает основания приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления гражданства; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором РФ. В Законе о гражданстве (ст. 18) установлены и основания для прекращения гражданства: выход из гражданства; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором РФ. Закон о гражданстве подробно регулирует также систему и полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве РФ; порядок производства по делам о гражданстве; исполнения решений по делам о гражданстве; обжалование решений по вопросам гражданства РФ.
В ст. 4 Закона о гражданстве сформулированы принципы российского гражданства:
1. Недискриминации. Сущность этого принципа состоит в том, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Равенство и единство гражданства. Равенство гражданства как принцип также закреплено в ст. 6 Конституции РФ и включено в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.
Единство гражданства. Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Статья 71 п. "в" Конституции РФ относит гражданство РФ к ведению РФ. Обязательным условием для приобретения гражданства субъекта федераций является постоянное или преимущественное проживание на его территории.
3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.
. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. Данный принцип включен в содержание основ конституционного строя, что влечет за собой повышенную правовую защиту этого принципа. Советские законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.
5. Недопустимость выдачи или высылки гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип сформулирован также в ст. 61 Конституции РФ. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.
6. Сокращение безгражданства. На территории РФ проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства, п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Итак, гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
гражданин административный правоспособность дееспособность
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом. Основной особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление предполагает различные условия и характер взаимодействия с системой исполнительной власти.
Именно на органы исполнительной власти государством возложены разнообразные функции, в частности управление государственным имуществом, осуществление контроля и надзора, принятие нормативных правовых актов и оказание государственных услуг. Центральной задачей органов исполнительной власти является реализация законодательных положений, направленных на защиту прав гражданина и создание необходимых условий для реализации последним своих прав и законных интересов. При этом характерной особенностью отношений гражданина и исполнительной власти является возможность использования принудительной силы (государственного принуждения) соответствующим властным органом. В свою очередь, гражданин обладает определенным кругом прав и обязанностей по отношению к исполнительной власти, уравновешивающим его положение в отношениях с государственно-властными субъектами.
Отношения между гражданином и органами исполнительной власти весьма разнообразны. К ним относятся и отношения положительного свойства, то есть реализация предоставленных законом прав и свобод, а также обязанности гражданина перед государством. Эти отношения включают и явления негативного характера, то есть совершение правонарушений. Реализацию права гражданин может осуществить самостоятельно либо при содействии органов исполнительной власти, обязанных помочь ему в этом, но при нарушении требований законодательства вмешательство исполнительных органов власти неизбежно и необходимо.
Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы: а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не