Файл: Сборников вариантов О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой егэ 2023 Источники вопросов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 7650

Скачиваний: 223

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
46
25. 1) Обоснуйте необходимость системы социальных ценностей для формирования личности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в
нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать
причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: Система социальных ценностей (моральных, политических, религиозных и др.) составляет основу мировоззрения любой личности, влияя на её формирование и развитие.
Социальные ценности служат ориентирами в повседневной деятельности людей, помогают оценивать свое поведение и поведение других людей, происходящие в обществе события. На основе системы социальных ценностей человек вырабатывает собственные ценностные ориентации, которые станут основой его жизни и деятельности и помогут интегрироваться в общество.
2) Кто является агентами вторичной социализации? (Назовите любых трёх агентов вторичной социализации.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему социализирующую роль каждого из указанных в пункте 2 агентов вторичной социализации. (Каждый пример должен быть
сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по
содержанию.)
Ответ: 2) Агенты вторичной социализации:
1. Армия.
2. СМИ.
3. Политическая партия.
3) Примеры, иллюстрирующее социализирующую роль указанных агентов:
1. Армия. За время службы в армии Иван освоил военную специальность. Приобретенный профессиональный опыт пригодился Ивану и в гражданской жизни - он помог быстро найти работу. (Усвоение профессиональных навыков)
2. СМИ. Вячеслав посмотрел на известном сайте видеоролик, как правильно завязывать и носить галстук. Теперь Вячеслав правильно носит галстук и выглядит не хуже, чем его коллеги по работе. (Приобретение новых знаний).
3. Политическая партия. Студент первого курса ВШЭ Дмитрий на лето устроился на подработку в качестве промоутера в предвыборный штаб партии “Зеленая альтернатива”.
Регулярно раздавая листовки и общаясь с местными жителями, Дмитрий стал убежденным сторонником экологичного поведения, что в дальнейшем заставило его отказаться от полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок. (Формирование социально-ответственного поведения)


Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
47
Вариант 20
18. – укажите не менее трёх основных признаков семьи, отличающих её от других малых групп;
– объясните связь авторского суждения о невоспроизводимости личности с сущностью процессов социализации. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или
нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки семьи, отличающие её от других малых групп, например:
– общность быта
– брачные и/или родственные связи между ее членами
– взаимная моральная ответственность супругов за здоровье детей и их воспитание
– особые морально-психологические и правовые отношения
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Социализация не сводится к превращению человека в «исполнителя социальных ролей», поэтому многие качества личности формируются оригинальными, неповторимыми. К тому же, с развитием истории наблюдаются изменения в самих процессах социализации: в образцах поведения, образе жизни, в исполнении старых ролей, а значит «воспроизвести, скопировать личности» невозможно.
24. Познавательная деятельность (Многообразие форм познания)
1. Познание как процесс получения знаний о мире.
2. Этапы (ступени) познания: а) чувственное (ощущение, восприятие, представление); б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 2 достаточно двух подпунктов.)
3. Основные виды ненаучного познания мира: а) мифологическое познание; б) обыденное познание; в) искусство; г) паранаука и др.
4. Научное познание мира и его особенности: а) эмпирический и теоретический уровни; б) стремление к объективности; в) доказательность; г) системность и др.
5. Особенности социального познания: а) совпадение субъекта и объекта познания; б) уникальность и неповторимость социальных явлений; в) высокая доля субъективизма в изучении социальных явлений, связь с интересами субъекта и др.
(тюменская аналитика
2021
)
В 2022 году пятый пункт, судя по всему, не являлся «обязательным».
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2022


Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
48
25. 1) Обоснуйте сложность достижения истинного знания как результата познания.
(Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких
связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-
следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: Люди стремятся к идеалу - абсолютной истине, но достигнуть его невозможно, так наши органы чувств несовершенны, а мир безграничен и постоянно меняется. Кроме того, сложность познания заключается в несовершенстве человеческого разума и рационального познания. Мышление человека подвержено влиянию субъективного опыта и убеждений, что приводит к искажению знания об объекте познания.
2) Какие науки относят к естественным? (Назовите любые три науки.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 естественных наук приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции науки в жизни общества. (Каждый
пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны
иллюстрировать три различные функции.)
Ответ: 2) К естественным относят науки, объектом изучения которых является природа, например:
1. Физика
2. Химия
3. Экология.
3) Примеры, иллюстрирующие реализацию функции науки в жизни общества:
1. Познавательная функция. Выдающийся физик-теоретик Стивен Хокинг описал и объяснил природу чёрных дыр, их происхождение и свойства.
2. Производственная функция. Нобелевская премия по химии в 2021 году была присуждена за разработку метода органического синтеза, который позволяет создавать новые лекарства более дешево и продуктивно.
3. Прогностическая функция. Ученые-экологи предупредили международное сообщество об опасных темпах глобального потепления. Согласно ряду исследований, к концу 21 века среднегодовая температура в ряде регионов нашей планеты может повыситься на 5-7 градусов Цельсия.

Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
49
Вариант 21
18. – укажите два основных признака понятия «экономическая система»;
– объясните связь ИКТ с условиями труда современного работника.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки понятия «экономическая система», например:
– способ организации совместной хозяйственной деятельности людей в обществе
– решение вопросов: что, как и для кого производить
– включает механизмы и принципы производства, распределения, обмена и потребления ограниченных экономических благ
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании двух или более признаков, из которых
один должен быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Развитие ИКТ ведет к улучшению условий труда современного работника, поскольку позволяют выполнять задачи удалённо: сотрудник может трудиться в комфортных для себя условиях, а также не терять время на путь до места работы.
24. Религия
1. Понятие религии как социального института.
2. Структура религии: а) религиозное сознание; б) религиозный культ; в) религиозные организации.
3. Функции религии: а) мировоззренческая; б) воспитательная; в) психологическая и т.д.
4. Типы религий: а) национальные религии; б) мировые религии (буддизм, христианство, ислам); в) ранние формы религии (анимизм, шаманизм и т.д.)
(в 2020 году в «ключе» было достаточно двух первых подпунктов)
5. Характерные черты мировых религий: а) большое число верующих; б) эгалитаризм; в) наднациональный уровень.
(Опубликованный ключ из досрочного ЕГЭ 2020)
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2020 досрочный


Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
50
25. 1) Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества.
(Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких
связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-
следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: Россия - многоконфессиональная страна, большинство её граждан являются верующими. Религия позволяет сохранять и транслировать традиционные ценности и способствует духовному воспитанию россиян. Влияние религии проявляется в акциях благотворительности и милосердия, организованных от имени разных конфессий.
2) Какие религии относятся к традиционным религиям России? (Назовите любые три традиционные религии (в том числе могут быть названы различные течения одной религии).
3) Для каждой из указанных в пункте 2 религий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции религии в жизни человека и общества.
(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры
должны иллюстрировать три различные функции религии в жизни человека и общества.)
Ответ: 2) Основные религии, относящиеся к традиционным в России:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
3) Примеры, иллюстрирующее реализацию функций религии в жизни человека и общества.
1. Социальная функция. В РФ Русской православной церковью организованы приюты для бездомных, мобильные пункты помощи, благотворительные столовые. При храмах работают социальные службы, а в холодное время - пункты обогрева.
2. Компенсаторная или психологическая функция. Гражданин И. был очень подавлен смертью матери. Он стал чаще посещать мечеть, беседовать с муллой и единоверцами, и его боль постепенно прошла.
3. Коммуникативная функция. После переезда из Бурятии в Калугу гражданин А., для восполнения привычного общения среди единомышленников, пришёл в местную буддийскую общину, где нашёл новых друзей.

Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
51
Вариант 22
18. – укажите не менее трёх основных признаков предпринимательства как экономической деятельности;
– объясните связь деятельности государства и общественных благ.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки предпринимательства как экономической деятельности, например:
– осуществляемая на свой риск деятельность
– направленность на систематическое получение прибыли
– самостоятельность / инициативность
– соединении в деятельности факторов производства
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Производство общественных благ является одной из экономических функций государства.
Так как общественными благами пользуются все члены общества, а их объем и качество не зависит от количества потребителей, производство общественных благ, в основном, не выгодно для предпринимателей. Только государство, собирая налоги, в состоянии в полной мере обеспечить финансирование производства общественных благ.
24. Право как социальный институт (Право в системе социальных норм)
1. Признаки права а) нормативность; б) обеспечиваются силой государственного принуждения; в) формальная определённость (формализованный характер); г) устанавливается или санкционируется государством и т.д.
2. Основные компоненты системы права а) отрасли права; б) институты права; в) нормы права.
3. Структура нормы права а) гипотеза; б) диспозиция; в) санкция.
4. Формы (источники) права а) правовой обычай; б) юридический прецедент в) нормативный правовой акт; г) нормативно-правовой договор и т.д.
5. Функции права а) регулятивная; б) охранительная; в) воспитательная (функция социализации) и т.д.
(На основе плана из сборника вариантов Котовой и Лисковой)
Где и когда задавался вопрос: Сборники вариантов Котовой и Лисковой


Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
52
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11