Файл: Сборников вариантов О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой егэ 2023 Источники вопросов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 7644

Скачиваний: 223

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
31
Вариант 12
18. – укажите не менее трёх основных проявлений инфляции;
– объясните связь уровня инфляции с фазами экономического цикла.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные проявления инфляции, например:
– снижение покупательной способности денег (обесценивание денег по отношению к имеющимся товарам и услугам)
– устойчивая тенденция к повышению уровня цен
– превышение темпов роста денежной массы над темпами роста товарной массы
– снижение реальной заработной платы
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
В разных фазах экономического цикла существует разный уровень деловой активности. В свою очередь уровень деловой активности определяет количество товаров и денег, которые находятся в обороте. А инфляция как раз и возникает в тех случаях, когда происходит несовпадение товарной и денежной массы, находящихся в обороте. Поэтому та или иная фаза экономического цикла обуславливает понижение / повышение инфляции
(к примеру, пик (бум) заканчивается высоким уровнем инфляции).
24. Научное познание (Наука)
1. Особенности научного познания а) стремление к объективности; б) рациональная обоснованность; в) проверяемость; г) системность и т.д.
2. Функции науки а) познавательная; б) мировоззренческая; в) производственная; г) прогностическая и т.д.
3. Виды наук по объекту исследования а) естественные; б) социальные; в) гуманитарные; г) точные.
4. Уровни научного познания а) эмпирический; б) теоретический;
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 2 достаточно двух подпунктов.)

Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
32 5. Методы научного познания а) научное наблюдение; б) описание; в) классификация; г) научный эксперимент; д) выдвижение гипотез; е) научное моделирование и т.д.
Четвёртый и пятый пункты не являются «обязательными» в теме «наука как
социальный институт»
(Реконструкция от НезЛО на основе материалов ФИПИ для предметных комиссий от
2021 года)
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2022
25. 1)Обоснуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в
нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать
причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: С одной стороны, на теоретическом уровне в научных теориях и законах обобщаются данные, полученные эмпирическим путем. С другой стороны, на эмпирическом уровне происходит проверка гипотез и подтверждение (или наоборот, опровержение) уже существующих теорий с помощью экспериментов, наблюдений и других эмпирических методов научного познания.
2) Какие методы используются в научных исследованиях? (Назовите любые три метода.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 методов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в конкретной науке. (Каждый пример должен быть
сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать
применение методов в разных науках.)
Ответ: 2) Научные методы:
1. Эксперимент.
2. Классификация.
3. Наблюдение.
3) Примеры, иллюстрирующие применение методов в конкретной науке.
1. Эксперимент. Один из первых экспериментов в истории физики провел Галилео
Галилей: он сбросил с Пизанской башни два металлических шара разной массы и установил, что они упали одновременно. Таким образом он опровергнул теорию
Аристотеля, который утверждал, что скорость падения зависит от массы тела.
2. Классификация. Благодаря применению этого метода Д.И. Менделеев создал свою периодическую систему химических элементов. В основу классификации он положил зависимость различных свойств элементов от заряда их атомного ядра.
3. Наблюдение. Датский астроном Тихо Браге впервые в Европе стал проводить высокоточные, длительные и систематические астрономические наблюдения. Обобщив данные, полученные в обсерватории Тихо Браге, Иоганн Кеплер смог сформулировать законы движения планет.


Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
33
Вариант 13
18. – укажите не менее трёх основных признаков понятия «политическая система общества»;
– объясните связь политической культуры человека с выбором им форм политического участия.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки понятия «политическая система общества», например:
– упорядоченная совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением политической власти
– организованность на нормативно-ценностной основе
– включает в себя политические институты и формы их взаимодействия
– обеспечивает определение целей общественного развития и управления общественными делами
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Политическая культура личности – это совокупность индивидуальных представлений о политике, политических ценностей и навыков политического поведения. Чем выше политическая культура человека, тем грамотнее и выше будет его политическая активность, выражающаяся в конкретных политических действиях: участие в выборах, референдумах, обращение в органы гос. власти и т.д. Гражданин с высокой политической культурой выберет прежде всего конструктивные, мирные формы участия.
24. Образование как социальный институт
1. Виды (уровни) образования в Российской Федерации а) общее образование; б) профессиональное образование; в) дополнительное образование; г) профессиональное обучение.
2. Функции образования а) передача знаний и культурного опыта общества; б) социализация новых поколений; в) обеспечение потребностей развития общества и государства; г) интегративная (обеспечение единства общества) д) функция социального лифта и т.д.
3. Тенденции развития современного образования а) гуманизация; б) информатизация; в) интернационализация; г) гуманитаризация; д) демократизация; е) непрерывность;
(Реконструкция от НезЛО)
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2022

Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
34
25. 1) Обоснуйте необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на
обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых
предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: В современном мире под воздействием НТП постоянно происходят значимые изменения: появляются новые профессии, отмирают старые. В этих условиях человек не может получить одну профессию на всю жизнь. Он должен постоянно учиться и обновлять свой образовательный потенциал, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, совершенствовать свои личностные качества.
2) Какие функции выполняет современное школьное образование? (Назовите любые три функции.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 функций приведите по одному примеру, иллюстрирующему её реализацию в Российской Федерации. (Каждый пример должен
быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать
три различные функции.)
Ответ: 2) Функции образования:
1. Обучение основам наук.
2. Формирование мировоззрения.
3. Профессиональная ориентация.
3) Примеры, иллюстрирующие реализацию функций в Российской Федерации:
1. Обучение основам наук. На уроке химии пермские школьники научились пользоваться таблицей Менделеева.
2. Формирование мировоззрения. На уроках окружающего мира младшие школьники узнают о месте планеты Земля во Вселенной, учатся ставить самые простые эксперименты. Так формируется их научное мировоззрение.
3. Профессиональная ориентация. В Санкт-Петербурге действует проект
“Профориентация школьников”, участвуя в котором, школы организовывают экскурсии на различные предприятия, что помогает школьникам при выборе профессии в будущем


Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
35
Вариант 14
18. – укажите не менее трёх основных признаков понятия «антисоциальное поведение»;
– объясните влияние ценностных ориентаций человека на особенности его поведения.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки понятия «антисоциальное поведение», например:
– угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих
– противоречащее правовым нормам
– намеренное (умышленное)
– явное
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Ценностные ориентации включают в себя идеалы, нормы, средства и цели поведения личности. Они и побуждают человека к определённым действиям и поступкам, и определяют, какими способами будут достигнуты цели
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

24. Форма государства
1. Государство как главный политический институт общества.
2. Форма территориального устройства а) федерация; б) конфедерация; в) унитарное государство.
3. Монархия как форма правления а) абсолютная; б) конституционная (парламентская); в) дуалистическая.
4. Республика как форма правления а) президентская; б) парламентская; в) смешанная.
5. Виды политических режимов а) демократический; б) недемократический (авторитарный, тоталитарный).
6. Россия – федеративная демократическая смешанная республика.
(Реконструкция от НезЛО)
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2016

Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
36
25. 1) Обоснуйте необходимость закрепления формы государства в конституции государства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в
нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать
причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: Форму государства необходимо закрепить в конституции страны, так как она включает в себя три основных элемента, характеризующих и формирующих конкретное государство: форму правления, тип политического режима и форму территориального устройства. Чтобы государство имело возможность выполнять свои функции, его основы должны оставаться стабильными. Процедура изменения основного закона сложна, поэтому именно в конституции и отражена форма государства.
2) Какие политические институты реализуют государственную власть в Российской
Федерации? (Назовите любые три института.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему осуществление каждым из указанных в пункте 2 политических институтов соответствующего полномочия. (Каждый
пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ: 2) Политические институты:
1. Федеральное Собрание РФ.
2. Президент РФ.
3. Правительство РФ.
3) Примеры, иллюстрирующие осуществление политическими институтами соответствующего полномочия:
1. Федеральное Собрание РФ приняло Федеральный Закон “О просветительской деятельности”.
2. Президент РФ в 2014 году утвердил военную доктрину России, так как он является
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами в его компетенцию входит утверждение военной доктрины.
3. Правительство РФ разработало и представило в Государственную Думу Федеральный бюджет, прописав в нем доходную и расходную части. После принятия бюджета
Правительство обеспечило его исполнение.


Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
37
Вариант 15
18. – укажите не менее трёх основных признаков понятия «средства массовой информации»;
– объясните связь СМИ с социализацией индивидов.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки понятия «средства массовой информации», например:
– публичность
– периодичность
– влияние на формирование общественного сознания
– наличие специальных технических приборов, аппаратуры
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
В материалах СМИ содержаться знания, социальные нормы, образцы социально одобряемого и отклоняющегося поведения. Читатели, зрители, слушатели СМИ усваивают эту информацию: выстраивают своё поведение согласно нормам, с пользой применяют знания в своей профессиональной или бытовой деятельности. То есть - социализируются.
24. Политическая система общества
1. Понятие политической системы общества.
2. Признаки политической системы: а) устойчивая зависимость элементов политической жизни; б) упорядоченность политических отношений; в) наличие культурного основания; г) легитимность и др.
(Могут быть сформулированы иные корректные признаки.)
3. Структура политической системы общества: а) институциональная подсистема; б) нормативная подсистема; в) коммуникативная подсистема; г) культурно-идеологическая подсистема.
(Может быть указана также функциональная подсистема.)
4. Уровни политической системы: а) политические статусы и роли; б) политические институты и организации; в) представления о способах и принципах организации политической власти.
5. Взаимодействие политической системы общества с другими общественными системами и институтами.
6. Функции политической системы общества: а) управление общественными процессами; б) обеспечение стабильности общества; в) интегративная функция; г) функция политической социализации; д) регулятивная функция и др.
7. Значение политической системы в жизни общества.