Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития физического воспитания учащихся начальных классов
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Глава 2. Основы методики развития физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
2.1. Урок, как основная форма организация занятий физическими упражнениями
2.2. Особенности методики физического воспитания учащихся начальных классов
2.3. Основная часть урока физического воспитания с использованием игрового метода
Важной задачей для начальной школы считается укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию. Здоровье ребенка, его физическое состояние является той базой, на которой развиваются все его возможности и силы, в том числе и умственные.
Правильное физическое воспитание учащихся – это необходимое условие для нормального процесса развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие органов дыхания и сердечнососудистой системы, повышается общий тонус жизнедеятельности, улучшается обмен веществ. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в своем развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим. [14]
Выдающийся педагог Сухомлинский В.О. придавал огромное значение деятельности учителей, школы, которая направлена на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей – это важнейшее задание для учителя.
Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физической культурой следует по возможности проводить на свежем воздухе, а если проводится в помещении. То необходимо придерживаться гигиенических требований. [5]
Важным показателем для нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет функционирование внутренних органов и нормальное положение. Процесс формирования правильной осанки зависит от множества условий, а именно от того, как ученик стоит, ходит, сидит, выполняет ли он ежедневно утреннюю гимнастику, упражнения и игры на переменах, физкультминутки на уроках. Основным средством для формирования правильной осанки являются физические упражнения. [15]
Рис.1.3.1. Правильная осанка у детей
Двигательная активность, которую ребенок выполняет в процессе физического воспитания, является необходимым условием для нормального развития его центральной нервной системы, а также средством усовершенствования анализаторов и развития их взаимодействия. Не зря говорят, что мышца воспитала нервную систему, мозг. Существует также тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием. [7]
Важное место в жизни детей младшего школьного возраста занимает выполнение целеустремленных двигательных действий и является одним из действенных факторов развития их эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. Павлов И.И. назвал удовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности – «мускульной радостью». [3]
Процесс формирования двигательных умений и навыков у младших школьников осуществляется согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям легкой атлетики, основной гимнастики, лыжной подготовки, игр, плавания. [11]
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс мышление и язык, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.
Важным заданием физического воспитания является овладение правильной техникой выполнения упражнений. Известно, что упражнения положительно влияют на организм только лишь при условии, что они правильно выполняются. Помимо этого, рациональная техника выполнения упражнений способствует правильному формированию навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения эффективно осуществлять различные движения и распределять усилие, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия. [16]
Формируя у учеников жизненно важные навыки и умения, необходимо уделять надлежащее внимание выработке у них умения умело взаимодействовать обеими руками, точно и быстро выполнять мелкие движения пальцами рук, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Важным заданием для начального обучения считается развитие у школьников движений руки. На развитие движений руки ученика влияют разные виды деятельности:
- рисование;
- письмо;
- самообслуживание;
- ручной труд;
- занятие физической культурой. [18]
Необходимо подчеркнуть, что занятия физической культурой играют специфическую роль в процессе развития движений руки и в развитии их произвольной регуляции. Именно на данных занятиях ставятся и осуществляются задания развития у учащихся согласованных между собой и точных движений рук при помощи упражнений с предметами (с малыми и большими мячами, с палками, со скакалкой, флажками), а также при помощи специальных упражнений для развития дифференцированных движений пальцев рук. [6]
Лесгафт П.Ф. (основатель научно обоснованной теории физического воспитания) считал одним из основных заданий физического воспитания – это формирование у детей умения с наименьшей затратой своих усилий и в наименьший промежуток времени производить сознательно наибольшую работу. Совокупность выше названных качеств определяет уровень двигательной культуры каждого ребенка. Высокое развитие таких качеств и умений необходимо для обучения, для бытовых действий, многих современных профессий, военного дела. Важным компонентом всестороннего гармоничного развития личности является развитие умения эффективно осуществлять двигательные действия. [12]
Вооружение учеников знаниями по гигиене, физической культуре, закаливания. Ученики в начальных классах должны иметь правильное представление о двигательном режиме, осознавать значение физической культуры, утренней гимнастики, активного отдыха во внеурочное время, знать какая обувь и одежда нужны для занятий физическими упражнениями, знать правила закаливания, следить за правильностью осанки. [17]
Рис.1.3.2. Закаливание у детей
Получение учениками знаний по физической культуре является необходимым условием сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие привычки и интереса систематически заниматься физическими упражнениями. Особенную роль играют знания учеников по физической культуре в процессе формирования у них умений самостоятельно выполнять физические упражнения, закалять организм с помощью использования естественных факторов (воздуха, солнца, воды), в выработке у учеников убеждения о необходимости систематически заниматься физкультурой. Все это содействует укреплению здоровья учеников и их физическому развитию, а также воспитывает у них правильное отношение к своему здоровью и к здоровью других людей, способствует искоренению или предотвращению вредных привычек. [8]
Рис.1.3.3. Утренняя гимнастика
Процесс развития двигательных физических качеств состоит в том, чтобы непосредственно в процессе занятий физической культурой развивать у учеников силу, скорость, выносливость, ловкость. Данный процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен характером и объемом двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений, как:
- прыжки;
- бег;
- плавание;
- метание. [2]
Естественное физиологичное развитие двигательных качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: скорость и ловкость движений развиваются интенсивнее, чем выносливость и сила. Для методики физического воспитания нужно учитывать то, что мышца созревает раньше как орган ощущения, нежели как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, необходимо правильно определить методы и содержание физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями.
Формирование интереса и привычки к занятиям физической культурой – это необходимое условие для успешного осуществления физического воспитания у учащихся. [1, 9]
В младшем школьном возрасте активно развиваются привычки и интересы. Каждому школьнику нужно привить желание заниматься физической культурой. Только в том случае, если ученики по собственной инициативе посещают занятия в спортивной секции или группах, с интересом относятся к урокам физической культуры, дома выполняют процедуры и упражнения, которые направлены на закалку организма, можно достичь укрепления здоровья и всестороннего физического развития. [14]
Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет позиция семьи в этом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если родители привлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям физкультурой, создают для этого необходимые условия. [19]
Воспитание позитивных морально-волевых качеств – это одно из важных заданий, которое осуществляется в процессе занятий физической культурой. Макаренко А.С. в своих «Лекциях о воспитании детей» писал: «Дисциплинированный гражданин может быть воспитан только всей суммой правильных влияний, среди которых самое выдающееся место должны занимать: общее образование, широкое политическое воспитание, газета, книга, труд, общественная работа и даже такие вроде бы второстепенные вещи, как отдых, развлечение, игра». [8]
Специфика влияния занятий физической культуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют волю и целенаправленность, умение мобилизировать в нужный момент свои духовные и физические силы, дисциплинированность. В то же время на занятиях физической культуры преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки коллективизма, культуры поведения. Следует стремиться достичь такого уровня сознания, чтобы в процессе занятий, соревнований между классами, командами, ученик получал моральное удовольствие от своей ловкости и от того, что он сделал это во имя коллектива. Дети, в процессе совместной практической деятельности приучаются к правильному поведению в соответствии с нормами морали. Правильно организованное выполнение командных игр, упражнений группами, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитывают у него непосредственно привычки жить интересами коллектива. [1]
В процессе выполнения физических упражнений ученикам часто приходится выявлять волевые усилия, чтобы преодолевать неуверенность, а также свой страх. В результате постоянной тренировки у учеников воспитываются:
- решительность;
- смелость;
- настойчивость. [16]
Совместно с волевыми качествами одновременно воспитываются моральные черты личности, а моральное воспитание невозможно без проявления волевых усилий.
Постоянное выполнение физических упражнений приводит к выработке системы эмоционально-психических состояний и привычных действий. Когда ученик начинает изучать какое-то упражнение, в особенности сложное, он часто чувствует страх и неуверенность. Данные чувства проходят в процессе освоения упражнения, вместо этого появляется удовольствие от умения выполнять усвоенные действия. Несмотря на это, сама система эмоционально-психических состояний и привычных действий еще не обеспечивает морального развития личности. У учеников, для достижения этого формируют моральное сознание, которое определяет направленность их деятельности. Используя приобретенные умения и знания в процессе соревнований между классами, командами или же школами, ученик переживает удовольствие не только от своих эффективных практических действий, но и от сделанного им в интересах коллектива. Такая организация дела ставит всех учеников в условия ответственности за успех коллектива личной. [3, 16]
Глава 2. Основы методики развития физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
2.1. Урок, как основная форма организация занятий физическими упражнениями
Главенствующее положение урока физической культуры, как основной формы занятий физическими упражнениями определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – гармоничного, всестороннего развития учащихся, их эффективной и направленной подготовки к жизни (к военной службе, трудовой деятельности). Урок по физической культуре, относительно всех других форм физического воспитания имеет следующие преимущества: