Файл: формирование знаний у учащихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе, а также занимает важное место в процессе подготовки учащихся к общественно полезному труду, к жизни.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается огромным разнообразием форм, которые требуют от учащихся проявления самодеятельности, организованности, а также инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, находчивости, активности. Осуществляемое в тесной связи с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию учащихся. [10]

Физическое воспитание у младших школьников имеет свою специфику, которая обусловлена их психологическими и анатомо-физиологическими особенностями и тем, что, приходя в школу, все ученики попадают в новые для них условия, к которым необходимо привыкнуть, приспособиться. С началом учебной деятельности значительно возрастает объем умственного труда у детей и в то же время ограничивается их возможность находиться на открытом воздухе и двигательная активность. Поэтому в младшем школьном возрасте правильное физическое воспитание является необходимым условием для всестороннего гармоничного развития личности учащихся и считается действенным фактором повышения их умственной работоспособности. [3]

Исходя из всех вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему для нашего исследования: «Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры».

Цель курсовой работы – изучить процесс формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.

Предмет исследования – методика развития физического воспитания у учащихся начальных классов.

Объект исследования – процесс физического воспитания у учащихся начальных классов.

Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по теме курсовой работы.

2. Изучить задачи физического воспитания у учащихся начальных классов.

3. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности у учащихся начальных классов.

4. Раскрыть основы методики развития физического воспитания у учащихся начальных классов.

Методы исследования: анализ литературных источников, метод изучения.


Глава 1. Теоретические основы развития физического воспитания учащихся начальных классов

1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным процессом развития опорно-двигательного аппарата. Но интенсивность роста его отдельных размерных признаков – различна. В этот период в большей мере увеличивается длина тела, нежели масса. [1]

Суставы у детей в младшем школьном возрасте очень подвижны, скелет содержит большое количество хрящевой ткани, связочный аппарат эластичен. Позвоночный столб до 8-9 лет сохраняет большую подвижность.

Многие исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые в своем составе содержат лишь небольшое количество жира и белка. При этом крупные мышцы конечностей развиты намного больше, чем мелкие.

В данном возрасте практически полностью завершается рост и структурная дифференциация нервных клеток, заканчивается морфологическое развитие нервной системы. Однако, функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения. [4, 8]

Рис.1.1.1. Спирометрия у детей

Объем легких к концу периода младшего школьного возраста составляет половину объема легких взрослого. Возрастает минутный объем дыхания: у семилетних детей с 3500 мл/мин до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. ЖЕЛ (жизненная емкость легких) возрастает с 1200 мл в семилетнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем. [17]

Рис.1.1.2. Опорно-двигательная система у ребенка

Показатели функциональных возможностей детского организма, для практики физического воспитания являются ведущими критериями при выборе структуры двигательных действий, физических нагрузок, методов воздействия на организм. [12]

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. В летнее время при свободном режиме за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. У девочек естественная суточная активность ниже на 16-30%, чем у мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют самостоятельно двигательную активность и в большей доле нуждаются в организованных формах физического воспитания. [2]


По сравнению с осенним и весенним периодами года, зимой двигательная активность детей падает на 30-45%, а у проживающих на Крайнем Севре и в северных широтах – на 50-70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению, в школе, у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

Во время учебных занятий двигательная активность школьников уменьшается при переходе из класса в класс. Именно поэтому очень важно обеспечить детям достаточный объем суточной двигательной деятельности в соответствии с их состоянием здоровья и возрастом. [1]

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям во время выполнения ими различных видов физических упражнений. После учебных занятий в школе, дети должны не меньше 1,5-2 часов проводить на свежем воздухе в спортивных развлечениях и подвижных играх. [5]

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для процесса развития физических способностей (координационные и скоростные способности, способность длительное время выполнять циклические действия в режимах большой и умеренной интенсивности). [7]

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

К шести годам ребенок в основном готов к процессу систематического школьного обучения. О нем необходимо говорить уже как о личности, так как он осознает свое поведение, а также может себя сравнивать с другими детьми.

Младший школьный возраст – это особенный период жизни, в которой ребенок начинает впервые заниматься общественно оцениваемой, социально значимой учебной деятельностью. [13]

В 6-7-летнем возрасте ребенка ожидает самая крупная первая перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его общении, деятельности, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, образуются новые обязанности, новые отношения ребенка с окружающими его людьми. [9]

У первоклассников главной деятельностью становится учение, в процессе которого возникают психические новообразования. Учение для детей младшего школьного возраста определяется своей произвольностью, обязательностью, результативностью. В процессе развития отмечается дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии ребенка, что непосредственно сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется беспокойство, утомляемость, повышенная потребность в движении. [4]


В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. По многим показателям моторного развития (пространственной ориентации движений, мышечной выносливости, зрительно-двигательной координации) наиболее важный прирост отмечается в возрасте 7-11 лет. В данный период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие силовых и точных движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа предметных ручных манипуляций и двигательных навыков. У детей по этой же причине заметно возрастает ловкость в лазании, метании, спортивных и легкоатлетических движениях. В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуются координация движений, чему непосредственно способствуют занятия различными видами спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика), физической культурой, производительным и ручным трудом.

В этом возрасте дети умеют:

- точно кидать и ловить мяч;

- твердо и прямо ходить, прыгать, бегать;

- завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

- на протяжении некоторого времени носить большие предметы, не очень легких вещи;

- уверенно пользоваться ножницами;

- проводить прямые, не дрожащие линии;

- дорисовывать симметричные половины несложных рисунков;

- обводить различные несложные рисунки по пунктиру;

- без помощи взрослого складывать пазлы. [2, 15]

В возрасте 6-10 лет с физическим развитием происходит бурное развитие психических функций, в том числе и высшей, которая связана с когнитивной деятельностью, а также с нравственными чувствами.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Большое значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые нужно развивать или сформировать у школьников – необходимо учитывать учителю при составлении учебно-воспитательной работы с младшими школьниками. [18]

Процесс восприятия у младших школьников отличается неорганизованностью и неустойчивостью, но в то же время свежестью и остротой, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать твердый и мягкий знаки с буквой «р», цифры 6 и 9.

Внимание младших школьников ограничено по объему, неустойчиво. Дети способны концентрировать свое внимание на неинтересных действиях. Но у них до сих пор преобладает непроизвольное внимание. Без достаточного формирования процесс обучения невозможен. Школьная жизнь у ребенка постоянно требует волевых усилий для сосредоточения, упражнений в произвольном внимании. Произвольное внимание развивается совместно с другими функциями, а прежде всего – ответственностью за успех в учебной деятельности, мотивацией учения. [20]


Мышление детей в начальной школе развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Главной задачей начальной школы становится развитие интеллекта ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. Мышление детей в тесной связи развивается с речью.

Огромную роль в познавательной деятельности школьника играет память. Память имеет наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал, который яркий, интересный и конкретный. В процессе обучения совершенствуется смысловая память и развиваются все виды памяти (кратковременная, долговременная, оперативная). [9]

В младшем школьном возрасте воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, которое дает простор для фантазии.

Эмоционально-волевая сфера у младших школьников характеризуется:

- откровенностью и непосредственностью выражения своих переживаний (страха, радости, печали, неудовольствия, удовольствия);

- легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью воображения. Восприятия, физической и умственной деятельности эмоциями;

- большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне веселости, бодрости, беззаботности), склонностью к бурным и кратковременным аффектам;

- чувствами и эмоциями, которые слабо понимаются и осознаются; мимика других неверно воспринимается;

- эмоционально важным у младших школьников считаются успехи в учебе, а также оценка данных успехов одноклассниками и учителем. [3, 20]

1.3. Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

Задачи физического воспитания у детей младшего школьного возраста:

- формирование двигательных умений и навыков;

- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию;

- развитие физических (двигательных) качеств;

- вооружать школьников знаниями по гигиене, физической культуре, правилах закаливания;

- воспитание позитивных морально-волевых качеств;

- формирование интереса к физической культуре и потребность ей заниматься. [16]

Успешное решение задач физического воспитания у детей младшего школьного возраста возможно лишь, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства родителей, педагогического коллектива, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет все свои непосредственные обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы». [8]