Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития физического воспитания учащихся начальных классов
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Глава 2. Основы методики развития физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
2.1. Урок, как основная форма организация занятий физическими упражнениями
2.2. Особенности методики физического воспитания учащихся начальных классов
2.3. Основная часть урока физического воспитания с использованием игрового метода
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе, а также занимает важное место в процессе подготовки учащихся к общественно полезному труду, к жизни.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается огромным разнообразием форм, которые требуют от учащихся проявления самодеятельности, организованности, а также инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, находчивости, активности. Осуществляемое в тесной связи с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию учащихся. [10]
Физическое воспитание у младших школьников имеет свою специфику, которая обусловлена их психологическими и анатомо-физиологическими особенностями и тем, что, приходя в школу, все ученики попадают в новые для них условия, к которым необходимо привыкнуть, приспособиться. С началом учебной деятельности значительно возрастает объем умственного труда у детей и в то же время ограничивается их возможность находиться на открытом воздухе и двигательная активность. Поэтому в младшем школьном возрасте правильное физическое воспитание является необходимым условием для всестороннего гармоничного развития личности учащихся и считается действенным фактором повышения их умственной работоспособности. [3]
Исходя из всех вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему для нашего исследования: «Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры».
Цель курсовой работы – изучить процесс формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
Предмет исследования – методика развития физического воспитания у учащихся начальных классов.
Объект исследования – процесс физического воспитания у учащихся начальных классов.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме курсовой работы.
2. Изучить задачи физического воспитания у учащихся начальных классов.
3. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности у учащихся начальных классов.
4. Раскрыть основы методики развития физического воспитания у учащихся начальных классов.
Методы исследования: анализ литературных источников, метод изучения.
Глава 1. Теоретические основы развития физического воспитания учащихся начальных классов
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным процессом развития опорно-двигательного аппарата. Но интенсивность роста его отдельных размерных признаков – различна. В этот период в большей мере увеличивается длина тела, нежели масса. [1]
Суставы у детей в младшем школьном возрасте очень подвижны, скелет содержит большое количество хрящевой ткани, связочный аппарат эластичен. Позвоночный столб до 8-9 лет сохраняет большую подвижность.
Многие исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые в своем составе содержат лишь небольшое количество жира и белка. При этом крупные мышцы конечностей развиты намного больше, чем мелкие.
В данном возрасте практически полностью завершается рост и структурная дифференциация нервных клеток, заканчивается морфологическое развитие нервной системы. Однако, функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения. [4, 8]
Рис.1.1.1. Спирометрия у детей
Объем легких к концу периода младшего школьного возраста составляет половину объема легких взрослого. Возрастает минутный объем дыхания: у семилетних детей с 3500 мл/мин до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. ЖЕЛ (жизненная емкость легких) возрастает с 1200 мл в семилетнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем. [17]
Рис.1.1.2. Опорно-двигательная система у ребенка
Показатели функциональных возможностей детского организма, для практики физического воспитания являются ведущими критериями при выборе структуры двигательных действий, физических нагрузок, методов воздействия на организм. [12]
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. В летнее время при свободном режиме за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. У девочек естественная суточная активность ниже на 16-30%, чем у мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют самостоятельно двигательную активность и в большей доле нуждаются в организованных формах физического воспитания. [2]
По сравнению с осенним и весенним периодами года, зимой двигательная активность детей падает на 30-45%, а у проживающих на Крайнем Севре и в северных широтах – на 50-70%.
С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению, в школе, у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.
Во время учебных занятий двигательная активность школьников уменьшается при переходе из класса в класс. Именно поэтому очень важно обеспечить детям достаточный объем суточной двигательной деятельности в соответствии с их состоянием здоровья и возрастом. [1]
Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям во время выполнения ими различных видов физических упражнений. После учебных занятий в школе, дети должны не меньше 1,5-2 часов проводить на свежем воздухе в спортивных развлечениях и подвижных играх. [5]
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для процесса развития физических способностей (координационные и скоростные способности, способность длительное время выполнять циклические действия в режимах большой и умеренной интенсивности). [7]
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
К шести годам ребенок в основном готов к процессу систематического школьного обучения. О нем необходимо говорить уже как о личности, так как он осознает свое поведение, а также может себя сравнивать с другими детьми.
Младший школьный возраст – это особенный период жизни, в которой ребенок начинает впервые заниматься общественно оцениваемой, социально значимой учебной деятельностью. [13]
В 6-7-летнем возрасте ребенка ожидает самая крупная первая перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его общении, деятельности, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, образуются новые обязанности, новые отношения ребенка с окружающими его людьми. [9]
У первоклассников главной деятельностью становится учение, в процессе которого возникают психические новообразования. Учение для детей младшего школьного возраста определяется своей произвольностью, обязательностью, результативностью. В процессе развития отмечается дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии ребенка, что непосредственно сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется беспокойство, утомляемость, повышенная потребность в движении. [4]
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. По многим показателям моторного развития (пространственной ориентации движений, мышечной выносливости, зрительно-двигательной координации) наиболее важный прирост отмечается в возрасте 7-11 лет. В данный период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие силовых и точных движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа предметных ручных манипуляций и двигательных навыков. У детей по этой же причине заметно возрастает ловкость в лазании, метании, спортивных и легкоатлетических движениях. В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуются координация движений, чему непосредственно способствуют занятия различными видами спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика), физической культурой, производительным и ручным трудом.
В этом возрасте дети умеют:
- точно кидать и ловить мяч;
- твердо и прямо ходить, прыгать, бегать;
- завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
- на протяжении некоторого времени носить большие предметы, не очень легких вещи;
- уверенно пользоваться ножницами;
- проводить прямые, не дрожащие линии;
- дорисовывать симметричные половины несложных рисунков;
- обводить различные несложные рисунки по пунктиру;
- без помощи взрослого складывать пазлы. [2, 15]
В возрасте 6-10 лет с физическим развитием происходит бурное развитие психических функций, в том числе и высшей, которая связана с когнитивной деятельностью, а также с нравственными чувствами.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Большое значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые нужно развивать или сформировать у школьников – необходимо учитывать учителю при составлении учебно-воспитательной работы с младшими школьниками. [18]
Процесс восприятия у младших школьников отличается неорганизованностью и неустойчивостью, но в то же время свежестью и остротой, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать твердый и мягкий знаки с буквой «р», цифры 6 и 9.
Внимание младших школьников ограничено по объему, неустойчиво. Дети способны концентрировать свое внимание на неинтересных действиях. Но у них до сих пор преобладает непроизвольное внимание. Без достаточного формирования процесс обучения невозможен. Школьная жизнь у ребенка постоянно требует волевых усилий для сосредоточения, упражнений в произвольном внимании. Произвольное внимание развивается совместно с другими функциями, а прежде всего – ответственностью за успех в учебной деятельности, мотивацией учения. [20]
Мышление детей в начальной школе развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Главной задачей начальной школы становится развитие интеллекта ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. Мышление детей в тесной связи развивается с речью.
Огромную роль в познавательной деятельности школьника играет память. Память имеет наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал, который яркий, интересный и конкретный. В процессе обучения совершенствуется смысловая память и развиваются все виды памяти (кратковременная, долговременная, оперативная). [9]
В младшем школьном возрасте воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, которое дает простор для фантазии.
Эмоционально-волевая сфера у младших школьников характеризуется:
- откровенностью и непосредственностью выражения своих переживаний (страха, радости, печали, неудовольствия, удовольствия);
- легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью воображения. Восприятия, физической и умственной деятельности эмоциями;
- большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне веселости, бодрости, беззаботности), склонностью к бурным и кратковременным аффектам;
- чувствами и эмоциями, которые слабо понимаются и осознаются; мимика других неверно воспринимается;
- эмоционально важным у младших школьников считаются успехи в учебе, а также оценка данных успехов одноклассниками и учителем. [3, 20]
1.3. Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Задачи физического воспитания у детей младшего школьного возраста:
- формирование двигательных умений и навыков;
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию;
- развитие физических (двигательных) качеств;
- вооружать школьников знаниями по гигиене, физической культуре, правилах закаливания;
- воспитание позитивных морально-волевых качеств;
- формирование интереса к физической культуре и потребность ей заниматься. [16]
Успешное решение задач физического воспитания у детей младшего школьного возраста возможно лишь, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства родителей, педагогического коллектива, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет все свои непосредственные обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы». [8]