Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития физического воспитания учащихся начальных классов
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Глава 2. Основы методики развития физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
2.1. Урок, как основная форма организация занятий физическими упражнениями
2.2. Особенности методики физического воспитания учащихся начальных классов
2.3. Основная часть урока физического воспитания с использованием игрового метода
- считается самой массовой формой организации и систематических занятий физическими упражнениями для школьников;
- проводится на основе научно-обоснованной программы для физического воспитания, которая рассчитана на длительный срок обучения;
- проводится непосредственно под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом индивидуальных и возрастно-половых особенностей школьников;
- способствует физической подготовке и направленному развитию учащихся, а также оптимизации их физического состояния.
Требования к уроку. Урок по физической культуре обладает особенностями, которые обусловлены возрастными возможностями учащихся разных классов, комплексностью решения педагогических задач, содержанием учебных программ, местом каждого урока в режиме учебного дня и в ряду других общеобразовательных уроков. Все это указывает на необходимость соблюдения требований к его процессу организации, а также проведения.
К основным из них относят:
- четкость постановки целей и задач;
- соответствие состава учебного материала по учебной программе, а также характеру поставленных задач;
- целесообразный отбор методов и средств обучения с учетом дидактической цели и задачи урока;
- тесная связь урока непосредственно с предыдущими и последующими уроками;
- сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы;
- постоянное видоизменение содержания урока, а также его методики организации и проведения;
- процесс обеспечения травмобезопасности урока;
- постоянный контроль за ходом и полученными результатами деятельности учащихся.
1. Четкость постановки целей и задач.
Урок решает образовательные, оздоровительные, а также воспитательные задачи. В процессе организации учебной деятельности, преподаватель на уроке обеспечивает:
- овладение двигательными навыками и умениями;
- усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре;
- развитие основных физических качеств;
- содействует воспитанию личностных качеств у учеников (настойчивость, смелость, коллективизм).
Формулировки задач предельно конкретны, а также лаконичны, учитывают возраст учащихся, их состав, подготовленность, физическое развитие, обеспечивают преемственность предыдущих с последующими занятиями и с возможностью большей определенностью отражать конечные планируемые результаты. Оптимальное количество задач, которые решаются непосредственно на одном уроке – не больше 2-3.
2. Целесообразный отбор методов и средств обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.
Ни одна дидактическая задача или цель не может быть успешно решена без достигнутого уровня подготовленности, возрастных и половых особенностей учащихся, а также без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы.
3. Соответствие состава учебного материала по учебной программе, а также характеру поставленных задач.
Внепрограммный материал применяется только с целью индивидуализации обучения.
4. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы.
Учебный процесс будет эффективным только при условии учета учебного материала и индивидуальных особенностей занимающихся.
5. Тесная связь урока непосредственно с предыдущими и последующими уроками.
Каждый урок имеет свою преемственную связь по направленности педагогических задач, интенсивности и объемам нагрузок с предыдущими и последующими уроками, содержанию учебного материала.
6. Процесс обеспечения травмобезопасности урока.
Повышенная травмоопасность урока по физической культуре объясняется тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, без снарядов и со снарядами. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса приводит к разнообразным травмам учащихся (вывихи, ушибы, переломы, сотрясения). Хорошо продуманная организация урока, способы и приемы помощи и страховки, а также особое внимание, которое уделяется упражнениям с повышенной травмоопасностью (лазание по канату, соскоки с гимнастических снарядов, метание гранаты), позволяют исключить травмирование в процессе проведения урока.
7. Постоянное видоизменение содержания урока, а также его методики организации и проведения.
8. Постоянный контроль за ходом и полученными результатами деятельности учащихся.
Оперативное управление деятельностью учащихся обеспечивается на каждом уроке. Оно проводится на основании оценки и анализа выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений самих занимающихся.
2.2. Особенности методики физического воспитания учащихся начальных классов
Мы, определили, что основной формой для процесса занятия физическими упражнениями для начальной школы считается урок по физической культуре, который строится в соответствии с методическими правилами физического воспитания и с общими педагогическими положениями. Специфика содержания программы и задач по физическому воспитанию обуславливает некоторые особенности урока по физической культуре с учетом возрастных особенностей занимающихся.
1. Для детей младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи по совершенствованию естественных двигательных действий (бег, ходьба, метания, прыжки, лазание).
2. Целесообразнее всего на одном уроке решать 2-3 задачи, которые связаны с усвоением или же совершенствованием учебного материала.
3. Чем младше класс, тем необходимо больше внимания уделять укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
4. На каждом уроке обязательно должны проводиться подвижные игры. Игровой материал должен занимать непосредственно половину общего времени занятий с детьми в возрастном диапазоне до 10-11 лет.
5. Во время обучения учащихся основным видам движений необходимо все свое внимание обращать на точность и правильность выполнения упражнений (школа движений), а также необходимо сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
У детей, способность к запоминанию движений активно растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет несколько замедляется развитие двигательной активности.
Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Вспомогательное значение имеет расчлененный метод.
Во время объяснения двигательного задания нужно, чтобы дети правильно понимали, что и как необходимо делать. Именно поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме (к примеру: догнать, поймать, попасть в кольцо).
На занятиях, в возрастном диапазоне 8-11 лет, целесообразнее всего использовать преимущественно тренировочные методы и средства, которые развивают частоту движений. Кратковременно необходимо выполнять упражнения на скорость (6-8 секунд).
По возможности, у детей младшего школьного возраста, необходимо исключить упражнения, которые связаны с задержкой дыхания и значительные статические напряжения.
У учащихся младших классов, одним из направлений активизации двигательных действий считается выполнение разнообразных движений (упражнений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает, какой либо сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, при этом стремясь творчески воспроизвести в действии все ситуации. Желательно, чтобы все эти рассказы носили сюжетный (тематический) характер, а также имели стихотворную форму.
Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно иметь сюжетный характер, которые позволяет детям самостоятельно имитировать движения. Такие физические упражнения носят форму игры. Все игры, которые входят в данный урок, должны быть разнопланового характера, то есть решать разные педагогические задачи.
В начальной школе, отличительной особенностью учебных занятий является акцент на процесс решения образовательных задач:
- формирование элементарных знаний о здоровом образе жизни и об основах физической культуры;
- овладение школой движений.
Домашнее задание. Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только лишь на одних занятиях по физической культуре. Им необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий по физической культуре. При помощи домашних заданий решаются такие учебно-воспитательные задачи, как:
- укрепление основных мышечных групп;
- повышение двигательной активности детей;
- подготовка к выполнению учебных заданий;
- формирование правильной осанки.
2.3. Основная часть урока физического воспитания с использованием игрового метода
Практическое исследование курсовой работы проводилось на базе МБОУ СОШ №17 имени Т.Н. Хренникова в городе Ельце Липецкой области.
Урок №1.
Данное исследование проводилось среди учеников 1 «В» класса.
Содержание основной части урока физической культуры на основе игрового метода по типу круговой тренировки.
Задачей урока является: обеспечить воздействие на воспитание ловкостно-координационных и координационных способностей.
Дозированная нагрузка: интенсивность и количество упражнений лимитируются согласно величине пульса 140-150 ударов в минуту.
Ориентировочное время во время непрерывной работы: 140-150 ударов в минуту – 4 сс, темп – индивидуальный, время – 15-30 секунд, время отдыха – 15-30 секунд.
Игра «Космонавты» является сюжетом урока. Учитель рассказывает о том, что нужно подготовиться к полету в космос, а также о том, что важно быть готовым к физическим перегрузкам во время полета, а следовательно, ученикам необходимо повысить свои физические качества.
Рассмотрим более подробно схему построения станций, через которые нужно ученикам пройти последовательно.
Первая станция – процесс подготовки для прохождения всех имеющихся станций. Передача мяча, прыжки через скакалку.
Вторая станция – «Перешагивание через треугольник».
Один ученик из пары держит гимнастическую палку (гимнастическая палка и руки должны образовывать треугольник), другой ученик перешагивает, при этом старается как можно меньше коснуться гимнастической палки.
Третья станция – «Преодоление ручья».
Укладываются «ручьи» при помощи гимнастических палок. Требуется перепрыгивать так, чтобы не попасть в ручей.
Четвертая станция – «Все наоборот».
Первый ученик выполняет упражнения, второй ученик делает все эти упражнения наоборот (к примеру: 1 ученик стоит руки вперед, 2 ученик присел, руки назад).
Пятая станция – «Попасть в цель»
Необходимо попасть в корзинку резиновыми мячами (3-5 штук) и кто больше.
Шестая станция – «Капельки воды».
Один из учеников совместной пары держит теннисные мячики и 1 внезапно отпускает, затем другой. Второй ученик пары должен поймать все падающие капли воды.
Седьмая станция – «Хвостики».
Ученики находятся в парах. Каждый их учеников пытается поймать «хвостик» партнера, который закреплен сзади.
Восьмая станция – «Посчитай и передай».
Все ученики стоят друг напротив друга, бросают мяч и при этом стараются как можно быстрее передать и посчитать, сколько раз они передали друг другу мяч.
В данном игровом методе прохождение через станции обеспечивает воздействие на:
- ориентирование в пространстве;
- воспитание ловкости (координация движений);
- точность движений по силовым и временным характеристикам.
Прыжки с приземлением через определенную отметку и по заданию, метание мяча, жонглирование мячами – это все подобранные средства воспитания ловкости в игровой форме.
Во время прохождения через все станции использовались разнообразные исходные положения (вторая и третья станции), зеркальный показ (четвертая станция), пространственные границы движения (пятая и шестая станции), изменение темпа и скорости (третья и восьмая станции).
Возможно усложнение игровой ситуации для старших классов. К примеру:
- на третьей станции можно увеличить ширину ручья;
- на пятой станции можно увеличить расстояние до цели;
- на шестой станции возможно применение мячиков меньшего размера или же увеличить их количество до трех штук и более;