Файл: Учебнометодический комплекс конституционное право уровень основной образовательной программы Бакалавриат.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 602

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств

Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий

7.1. Семинарские и практические занятия для студентов очной формы обучения

7.2. Семинарские и практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения

7.3. Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения

Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC)

8.1.Очная форма обучения

8.2. Очно-заочная форма обучения

8.3 Заочная форма обучения

Раздел 9. Письменные работы и методические указания студентам по их написанию

9.2. Выбор студентами тем курсовых работ

9.3. Требования к оформлению курсовой работы

9.4. Требования к структуре курсовой работы

9.5. Требования к содержанию курсовой работы

Карл, граф Валуа

Эдуард III английский

Раздел 11. Источники

12. Глоссарий (словарь)


Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО


Уровень основной образовательнойпрограммы Бакалавриат
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная
Срок освоения ООП Нормативный
Кафедра Государственно – правовых дисциплин

МОСКВА, 2013
При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».

(квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544
- Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция, одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8

Программа и методические рекомендации одобрены и рекомендованы к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 17 января 2013 года
Принято Учебно-методическим советом МНЮИ для утверждения Ученым советом МНЮИ в качестве учебного пособия для студентов МНЮИ Протокол №1 от 24 января 2013 года

Разработчики: Чернышова В.Ю., преподаватель
Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ.

Рецензент: Осавелюк А.М., доктор юридических наук, доцент

Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс».

© МНЮИ

Оглавление

Раздел 1. Общие положения 5

1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины 5

1.2.Дидактические единицы содержания учебного курса 5

1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП 6

1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины 8

Раздел 2. Формирование компетенций 15

2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине 15

2.2. Формирования компонентов компетенций 15

2.3. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины 33

2.3.3. Методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий 33

Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств 35

3.1. Оценочные средства и сроки их реализации 35

3.2. Описание образовательных и оценочных технологий и методические рекомендации преподавателям по их реализации 50

3.3 Примерные вопросы для подготовки к зачету 54

3.4 Примерные вопросы для подготовки к экзамену 56

Раздел 4. Организация входного контроля знаний, умений и навыков студентов 59

4.2. Примерные фонды оценочных средств для входного контроля 60

Раздел 5. Тематические планы курса 76

5.1.Тематический план курса для студентов очной формы обучения 76

5.2. Тематический план курса для студентов очно-заочной формы обучения 77

5.3.Тематический план курса для студентов заочной формы обучения 79

Раздел 6. Рабочая программа учебной дисциплины. 82

Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий 94

7.1. Семинарские и практические занятия для студентов очной формы обучения 94

7.2. Семинарские и практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения 107

7.3. Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения 118

Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC) 125

125

8.1.Очная форма обучения 125

8.2. Очно-заочная форма обучения 126

8.3 Заочная форма обучения 127

8.4.Задания на самостоятельную работу 128

Раздел 9. Письменные работы и методические указания студентам по их написанию 140

9.1. Примерная тематика курсовых работ 140

9.2. Выбор студентами тем курсовых работ 142

9.3. Требования к оформлению курсовой работы 142

9.4. Требования к структуре курсовой работы 143

9.5. Требования к содержанию курсовой работы 143

Раздел 10. Практикум 145

Карл, граф Валуа 151

Эдуард III английский 151

Раздел 11. Источники 197

12. Глоссарий (словарь) 204

Раздел 13. Набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий 234



Раздел 1. Общие положения
1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-2,ПК – 3, ПК – 4, ПК – 5, ПК – 6, ПК – 7, ПК – 9, ПК – 15, ПК – 16, ПК – 17, ПК – 18, ПК – 19 на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в области Конституционного права. Требования к результатам освоения учебной дисциплины изложены в разделе 1.3 настоящего УМК.
Задачи освоения учебной дисциплины

- глубокое осмысление студентами сущности процессов становления и развития демократического, правового, социального и светского государства в России и мире, а также социальной значимость профессии юриста в таком государстве;

- формирование у будущих юристов гражданской зрелости, общественной активности, юридического мышления, высокого уровня правовой и психологической культуры, профессиональной этики, основанных на глубоком уважении к закону и бережном отношении к социальным ценностям правового государства, чести и достоинстве гражданина, высоком нравственном сознании, гуманности, твердости моральных убеждений, чувстве долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальности и независимости в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой воли и настойчивости в исполнении принятых правовых решений, чувстве нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимание обучаемыми необходимости организации государственной власти в Российской Федерации и других государствах, прежде всего, в соответствии с принципом разделения властей, который предупреждает от узурпации и обеспечивает демократическое единство власти, создает условия для повышения эффективности функционирования всего государственного аппарата;

- выработка у студентов навыков творческого анализа государственно-правовых явлений, институтов и норм, а также правильного их применения в процессе практической деятельности, связанной, прежде всего, с защитой нарушенных прав человека и гражданина; - - формирование у обучаемых умения исследовать и давать аргументированную оценку как теорий и концепций, так и правовых актов, положенных в основу организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; усвоение студентами теоретико-правовых основ данной дисциплины;



- создание у обучаемых прочной системы знаний о сущности и содержании конституционного (государственного) права, его роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех важнейших сферах государственной и общественной жизни страны;

– ознакомление студентов с основными направлениями конституционно-правовой науки, идеями и взглядами выдающихся ученых-конституционалистов;

– формирование у студентов научного представления об актуальных вопросах конституционного права;

– научить студентов логически грамотно обосновывать и выражать свою точку зрения по проблемам конституционного права, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, привить навыки публичных выступлений по конституционно-правовой тематике.


    1. Дидактические единицы содержания учебного курса

Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы:

- Понятие и предмет конституционного права

- Классификация государств по уровню их социально-экономического и политического режима;

- Основные тенденции развития конституционного права;

- Качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.);

- Разновидности политических режимов, формы государства;

- Место рос­сийского конституционного права в системе права России;

- Конституционное развитие России; Конституция РФ 1993 г.;

- Конституционные основы общественного и государственного строя, включая основы конституционного строя РФ;

- Основы правового положения граждан, конституционный статус человека и гражда­нина;

- Понятие гражданства в конституционном праве (принципы гражданства в РФ, основания приобретения и прекращения, порядок решения вопросов российского гражданства);

- Конституционные права, свободы и обязанности граждан, их реализация и защита в России и в мире;

- Формы правления в Конституционном праве – понятие, виды;

- Государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма;

- РФ - член Содружества Независимых Государств;


- Из­бирательные системы и избирательное право в мире, тенденции избирательного права в РФ;

- Референдум;

- Порядок принятия и изменения конституции;

- Конституционная система органов государства; виды государственных органов в РФ, их система и конституцион­но-правовой статус;

- Институт главы государства в Конституционном праве, Президент РФ;

- Законодательные (представительные) органы в конституционном праве, Федеральное Собрание - парламент РФ, его палаты;

- Законодательный процесс в Конституционном праве;

- Исполнительные органы в Конституционном праве, Правительство РФ;

- Судебная власть в Конституционном праве и в РФ;

- Конституционные основы деятельности Прокуратуры;

- Конституционный Суд РФ;

- Конституционные основы системы госу­дарственной власти субъектов в федеративных государствах;

- Местное управление и само­управление в мире.

Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Конституционное право» относится к базовой (профильной) части профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат).
1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

Для изучения учебной дисциплины «Конституционное право» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Теория государства и права» и «История государства и права зарубежных стран». Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, приведены в таблице №1.

Таблица №1 .

Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

Раздел требований

Предшествующие учебные дисциплины и формируемые ими знания, умения и навыки

Теория государства и права

История государства и права зарубежных стран

1

2

3

Знания


Основные понятия юридической науки: государственная власть, формы и функции государства, госаппарат, норма права, нормативно-правовые акты и т.п.

2.общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений;

3.основные направления развития отечественной и зарубежной науки;

4. место и роль государства и права в гражданском обществе и его развитии

1.История как единый экономический, политический и духовный процесс на различных этапах ее развития в контексте всемирной истории;

2.основные исторические события, факты, даты, имена государственных деятелей;

3.общий ход всемирной истории, основные эпохи истории человечества и их хронологию;

4. основополагающие понятия, термины и категории истории как науки

Умения

1.применять полученные теоретические знания для обобщения и оценки современной государственно – правовой действительности;

2.использовать приобретенные знания для анализа юридической практики;

3. анализировать и сравнивать научную и специальную литературу, нормативно – правовые акты.

1.использовать полученные знания для обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому:

2.владеть методами объективного анализа и оценки форм организации и эволюции государственного и общественного устройства на различных этапах его развития;

3.выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа процессов, происходящих в мире

Навыки

1.владеть методологией исследования нормативно-правовых актов.

определять связи знаний истории со спецификой и основными сферами деятельности юриста.




1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- международное право;

- административное право;

- муниципальное право;

.

1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине


ООП

Код дис-ны

по

УП

Трудоемкость

Аудиторные часы

Самост.

работа

(часы)

Экзамен

(часы)

ЗЕТ

часы

всего

из них:

лекц.*

ПЗ*

курс. раб.

зачет

очная форма обучения – 2-3-ий семестр

Юриспруденция

Б.3.Б.4.

10

360

180

72

100/40

4

4

144

36

очно-заочная форма обучения – 4-5-ый семестр

Юриспруден Б.3.Б.4. 10 360

ция

66

26

36/16

4 - 258 36

заочная форма обучения – 5-ый семестр

Юриспруденция

Б.3.Б.4.

10 360 32

12

16/8

4

-

319

9

Примечание: «*» в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий.
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны освоить:

1.4.1 Требования к освоению компонентов компетенции ПК- 2

Знать:

1. Систему конституционного права

2. Механизм и средства конституционно- правового регулирования

3. Роль конституционного права в общественной жизни. Понятие и признаки Конституции РФ

4. Основные положения и принципы, закрепленные в Конституции РФ

Уметь:

1. Оперировать понятиями и категориями, закрепленными в Конституции РФ

2. Анализировать конституционно-правовые правоотношения

3. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с Конституцией РФ

4. Толковать основные положения Конституции РФ

5. Толковать нормативные и индивидуальные нормативные правовые акты на предмет соответствия Конституции РФ

Владеть:

1. Навыками реализации прав и обязанностей в соответствии с Конституцией РФ

2. Методами анализа и толкования правовых явлений, правоотношений, правовых норм