Файл: Учебнометодический комплекс конституционное право уровень основной образовательной программы Бакалавриат.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 611
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий
7.1. Семинарские и практические занятия для студентов очной формы обучения
7.2. Семинарские и практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения
7.3. Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения
Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC)
8.2. Очно-заочная форма обучения
Раздел 9. Письменные работы и методические указания студентам по их написанию
9.2. Выбор студентами тем курсовых работ
9.3. Требования к оформлению курсовой работы
9.4. Требования к структуре курсовой работы
1.4.12. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-19
Знать: 1. Систему и содержание источников конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 2. Теоретические основы конституционного права 3. Механизм конституционно- правового регулирования 4. Практику реализации норм конституционного права 5. Особенности конституционно- правового статуса участников конституционных правоотношений |
Уметь: 1. Формировать научное мировоззрение, высокие нравственные качества и профессионализм, необходимые в теоретической и практической деятельности юриста 2. Формулировать и самостоятельно толковать основные понятия, положения и институты конституционного права. Обращать внимание на их особенности 3. Приводить корректные примеры правоприменительной практики раскрывающие понятий, положения и институты конституционного права |
Владеть: 1. Методологией преподавания конституционного права, основанной как на общих положениях педагогики и психологии, так и на особенностях предмета и структуры рассматриваемой отрасли права |
1.4.13 Требования (знания, умения, навыки) к освоению дисциплины
Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны :
Знать:
- систему, особенности и классификацию государственно-правовых норм, институтов и отношений, методы их правового регулирования, а также иерархию источников ведущей отрасли национального права Российской Федерации;
- понятие, источники, историю развития науки конституционного права, основные методы научных исследований;
- сущность, понятие, структуру и юридические свойства Конституции как Основного закона Российского государства, порядок ее принятия и изменения, а также конституционные основы общественного и государственного строя Российской Федерации;
- сущность, понятие и содержание политических, экономических и социальных основ конституционного строя России;
- основы правового положения личности, основания и порядок приобретения и прекращения гражданства, а также содержание личных, социально-экономических и политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
- понятие, принципы, особенности и основы правового закрепления российского федерализма, административно-территориальное деление Российской Федерации, особенности правового положения республик, автономий в составе России и иных государственно-территориальных образований, а также конституционные основы системы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- понятие, принципы избирательного права, особенности мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, правовое регулирование избирательного процесса;
- понятие, систему и основные принципы организации и деятельности государственных органов, а также закономерности и тенденции их развития, вытекающие из классических представлений о полупрезидентской (смешанной) республике;
- порядок избрания и прекращения полномочий, основные функции и необходимые для их реализации полномочия, структуру и основные организационно-правовые формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации (Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды), а также конституционные основы деятельности Прокуратуры России;
- конституционные основы, систему, основные полномочия и особенности местного управления и самоуправления в Российской Федерации.
Уметь :
- толковать и применять общепризнанные нормы международного права, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные, федеральные законы и другие нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющиеся источниками конституционного права, исходя из их юридического значения (иерархии);
- грамотно и корректно оценивать последствия, проходящих в настоящее время в России конституционных преобразований, исходя из того, что современное переходное состояние Российского государства от советской к полупрезидентской республике характеризуется его ослаблением, обусловленным объективными факторами, связанными, прежде всего с кардинальными изменениями в системе организации государственной власти и новизной для нашего Отечества правовых институтов президентства, парламента, конституционного суда, которые совсем недавно с классовых позиций подвергались резкой критике советской наукой как крайне реакционные органы буржуазного государства;
- самостоятельно анализировать сложнейшие процессы становления и развития важнейших государственно-правовых институтов в Российской Федерации, выявлять их особенности, с учетом принятых во всех цивилизованных, демократических государствах классических представлений о принципах взаимоотношения государства и личности, организации государственной власти, местного самоуправления, руководства и управления экономикой; формах правления и политико-территориального устройства; видах государственного режима и др.;
- творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего, с точки зрения обеспечения соблюдения законодательства, а также основных прав и свобод личности в деятельности государственных органов, органов местного, физических и юридических лиц;
- основываясь на полученных в ходе изучения учебного курса “Конституционное (государственное) право России” знаниях об основных путях повышения эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии, прежде всего, с принципом правового государства, разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- исходя из единства системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, на практике принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом, четко разграничивающим предметы ведения и полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе по государственно-правовой специализации.
Владеть:
- практическим использованием результатов правового анализа организации и деятельности государственных органов и должностных лиц в целях, прежде всего, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения мер ответственности и наказания виновных;
- навыком предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав человека, закрепляемых в Конституции, опираясь на новые для нашего Отечества положения Основного закона Российского государства об их естественности и неотчуждаемости, а также непосредственном действии норм Конституции, закрепляющих права и свободы;
Раздел 2. Формирование компетенций
2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.
По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии:
1.лекции;
2. активные / интерактивные формы (на всех практических занятиях);
3.практические занятия;
4. подготовка и защита курсовой работы
5. самостоятельная работа;
6.подготовка к экзамену;
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в разделе 3.2 и 9 настоящего УМК.
2.2. Формирования компонентов компетенций
Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2.
Таблица № 2.
Образовательные технологии по освоению компетенций
Компоненты компетенций, подлежащие освоению при изучении дисциплины | Образовательные технологии по освоению соответствующих компонентов компетенций Условные обозначения форм обучения: О-очная форма обучения; ОЗ-очно-заочная форма обучения; З-заочная форма обучения | ||||||
Лекции (Л) | Семинарские и практические занятия (ПЗ) | Задания на самостоятельную работу | Подготовка курсовой работы (КР) | Интерактивная лекция | Подготовка к экзамену | ||
Компетенция ПК-2 | |||||||
Знать: 1. Систему конституционного права | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | + | | + | |
2. Механизм и средства конституционно- правового регулирования | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
3. Роль конституционного права в общественной жизни. Понятие и признаки Конституции РФ | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
4. Основные положения и принципы, закрепленные в Конституции РФ | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
Уметь: 1. Оперировать понятиями и категориями, закрепленными в Конституции РФ | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
2. Анализировать конституционно-правовые правоотношения | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | + | | + | |
3. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с Конституцией РФ | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | | | + | |
4. Толковать основные положения Конституции РФ | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
5. Толковать нормативные и индивидуальные нормативные правовые акты на предмет соответствия Конституции РФ | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | | | + | |
Владеть: 1. Навыками реализации прав и обязанностей в соответствии с Конституцией РФ | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№1-21для всех форм обучения | | | + | |
2. Методами анализа и толкования правовых явлений, правоотношений, правовых норм | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | + | | + | |
Компетенция ПК – 3 | |||||||
Знать: 1. Основы конституционного строя | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11, 22-33для всех форм обучения | + | | + | |
2. Положения Конституции РФ, а также иных источников конституционного права России | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
3. Механизм, способы и систему субъектов реализации норм конституционного права России | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
4. Основы правосубъектности участников конституционных правоотношений | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | + | | + | |
5. Виды конституционного контроля законностью в деятельности различных субъектов правоотношений | Лекции по темам №22-33для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 22-33 ОЗ-ПЗ №22-33 | Задания на СРС по темам №№22-33для всех форм обучения | + | | + | |
Уметь: 1. Свободно применять основополагающие понятия и категории в целях обеспечения соблюдения законодательства субъектами конституционного права | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | | | + | |
2. Анализировать практику деятельности конституционного суда РФ, иную правоприменительную практику в различных сферах жизнедеятельности общества | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | | |
3. Понимать сущность и социальную значимость юридической профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы обеспечения соблюдения законодательства субъектами конституционного права | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11, 22-33 для всех форм обучения | | | + | |
4. Применять навыки соблюдения, исполнения, использования и применения норм конституционного права | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | | | + | |
5. Разрешать юрисдикционные ситуации, связанные с соблюдением действующего законодательства субъектами конституционного права | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | | |
Владеть: 1. Методикой оценки различных направлений современной правовой политики | Лекции по темам №22-33для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 22-33 ОЗ-ПЗ №22-33 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
2. Способами использования источников конституционного права при обсуждении и решении теоретических и практических вопросов | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | + | |
3. Методами определения конкретной области деятельности субъектов конституционного права | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | | | + | |
4. Навыками анализа и принятия юрисдикционных решений в сфере обеспечения соблюдения законодательства субъектами конституционного права | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | + | | | |
5. Навыками применения конкретных мер убеждения и принуждения в сфере деятельности субъектов государственного и муниципального управления | Лекции по темам №№12-21для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 12-21 ОЗ-ПЗ №12-21 З-ПЗ№11-20 | Задания на СРС по темам №№12-21для всех форм обучения | | + | | |
Компетенция ПК - 4 | |||||||
Знать: 1. Механизм (систему) и средства конституционно- правового регулирования | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | + | | + | |
2. Источники конституционного права как отрасли права, нормы конституционного права, их толкование, структуру и виды | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | + | | + | |
3. Виды и акты реализации норм конституционного права | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | + | | + | |
4. Конституционные правоотношения, их особенности, структуру и виды | Лекции по темам №№1-11для всех форм обучения | О-ПЗ№№ 1-11 ОЗ-ПЗ №1-11 З-ПЗ№1-10 | Задания на СРС по темам №№1-11для всех форм обучения | | | + |