Файл: Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Содержание.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте
Содержание
Введение _____________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические основы развития детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте.
1.1 Понятие изобразительного творчества, его характеристика ________ 7
1.2. Специфика детского изобразительного творчества_______________ 13
1.3. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества в теории и практике дошкольного образования_______________________21
Глава 2. Пути и способы создания педагогических условий развития детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте.
2.1. Критерии и уровня развития изобразительного творчества в дошкольном возрасте _______________________________________________________29
2.2. Реализация педагогических условий развития творчества в процессе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста __39
2.3. Анализ опытной работы______________________________________43
Заключение____________________________________________________50
Список литературы______________________________________________ 52
Приложение____________________________________________________ 5
Введение 4
1.1. Понятие изобразительного творчества, его характеристика 8
1.2. Специфика детского изобразительного творчества 14
1.3. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества в теории и практике дошкольного образования 22
2.1. Критерии и уровня развития изобразительного творчества среднем дошкольном возрасте 30
2.2. Реализация педагогических условий развития творчества в процессе обучения изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ опытной работы 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
-
Введение
Не секрет, что изобразительное творчество ребёнка имеет большое значение, как средство самовыражения, своего рода графического языка, графической речи в определённый период его жизни, как способ проявления творческой активности, как первый шаг на пути знакомства с миром изобразительного искусства и окружающей действительностью, как первый опыт овладения художественной культурой общества.
Детский рисунок давно используется как объект познания духовной, психической и умственной жизни ребёнка: для диагностики в детской психологии и физиологии, для изучения восприятия, процесса накопления духовного опыта и усвоения знаний в области гуманитарных наук.
Изобразительное творчество дошкольника является проявлением внутренних желаний и потребностей, выражает движение души, ума, психических реакций на окружающий мир. В дошкольном возрасте не хватает жизненного опыта и словарного запаса, умения формулировать и определять своё отношение к миру. Сложно адекватно выразить чувства и эмоции в вербальной форме, а также — в поступках и поведении, т.к. авторитет взрослых, нормы морали и этики не позволяют свободно и независимо самовыражаться, а в отношении с взрослым - возразить, настоять на чём-либо, защитить себя и свою самостоятельность.
Ребёнок-художник просто живёт: думает, чувствует, переживает, искренне смотрит на мир и рисует, убеждая каждого, обратившегося к детскому изобразительному творчеству, в богатейших художественных возможностях, заложенных в нем природой.
Большинство специалистов смотрят на детское изобразительное искусство в основном как на игру природы, давшей ребёнку способность выражать в рисунке свои мысли и эмоции, как на непрофессиональную деятельность, которую надо исправить и привести в соответствие с общепринятыми правилами изображения окружающего (т.е. говорят о необходимости обучения). Но до сегодняшнего дня остаются до конца не решёнными многие вопросы.
Изобразительное детское творчество раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца XIX в. Привлекли внимание учёных (К. Риччи - Италия, Дж. Салли -Великобритания, К. Лампрех, З. Левенштейн, Г .Кершенштейнер - Германия). В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механическое перенесение на ребёнка методов работы со взрослыми профессиональными художниками. Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых педагогических и художественных теорий и систем.
Проблема данного исследования заключается в том, что, с одной стороны в науке доказана необходимость развития детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте, а, с другой - не в полной мере определены и обоснованы условия развития детского изобразительного творчества, не всегда и не в полной мере они создаются в современных дошкольных учреждениях.
Объектом исследования данной работы является процесс развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Предметом исследования - выявление условий развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в определении и теоретическом обосновании условий развития детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования предпологает, что уровень изобразительного творчества детей дошкольного возраста повысится, если будут созданы такие условия для его развития, как: широкий подход к решению данной проблемы (творчество как стиль жизни); организация содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении; обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка, комплексное и системное использование методов и приёмов обучения; учет индивидуальных особенностей ребёнка в процессе обучения.
Задачи исследования:
- на основе изучения психолого-педагогической литературы определить состояние проблемы условий развития детского изобразительного творчества;
- выявить педагогические условия развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
- разработать методические рекомендации для воспитателей по развитию изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
В процессе исследования использовались такие методы, как:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
-наблюдение и анализ уровня изобразительной деятельности дошкольников; беседа с детьми и воспитателями;
-проведение опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольниками;
-статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы педагогические условия развития детского изобразительного творчества у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная система занятий, направленных на развитие детского изобразительного творчества, может быть использована в образовательной практике других дошкольных учреждений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие изобразительного творчества, его характеристика
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Как отмечает Т.С. Комарова, в процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать (12).
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Изобразительное детское творчество раньше других видов самостоятельной деятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца XIX в. привлекли внимание учёных (К. Риччи — Италия, Дж. Салли — Великобритания, К. Лампрехт, 3.Левенштейн, Г. Кершенштейнер — Германия). В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механическое перенесение на ребёнка методов работы со взрослыми профессиональными художниками. Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства изобразительной деятельностью детей и к созданию новых педагогических и художественных теорий и систем.