Файл: Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Содержание.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-многоцветная или органичная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого; --преобладание нескольких цветов или оттенков, в большой степени случайное;
- безразличие к цвету изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Для обычной диагностики овладения изобразительной деятельностью можно ограничиться анализом продукта деятельности; для более глубокой оценки овладения изобразительной деятельностью следует провести анализ процесса деятельности.
Анализ процесса деятельности, по Т.С. Комаровой, следует проводить по критериям, включающим четыре группы показателей
1.Характерлинии:
а) характер линии: слитная, прерывистая, дрожащая;
б) нажим: сильный, слабый;
в) раскрашивание (размах):
-мелкими штрихами, не выходящими за приделы контура; - крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за приделы контура; - беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима;
-регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура; -регуляции удаются не всегда;
-не реагирует силу нажима и размах;
2.Регуляция деятельности.
В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности: а) отношение к оценке взрослого:
-адекватно реагировать на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
-безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка ребенком созданного им изображения:
-адекватна; -неадекватно(завышенная, заниженная); -отсутствует; в)эмоциональное отношение к деятельности6 настолько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится : к предложенному заданию; к процессу деятельности. 3.Уровень самостоятельности:
-выполнение задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
-требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
-необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами ко взрослому не обращается. 4.Творчество: а)самостоятельность замысла;
б)оригинальность изображения; в)стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Опираясь на исследования Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Ф. Котляра, были выделены следующие элементы проявления творческой деятельности у дошкольников: дополнение, изменение, уточнение образа, использование усвоенных способов последовательности изображения не только отдельно взятой формы, но и исходной детали, выбор формата, выделение главного объекта, использование ритмически организованных второстепенных объектов. Эти проявления были положены в основу разработки критериев оценки творческой деятельности дошкольников: наличие оригинальных элементов или выполнение задания по-своему, самостоятельность в выполнении задания, технические навыки и умения.
Исходя из задач экспериментальной работы и на основе изучения философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы составили следующие критерии развития творчества детей 4-5 лет:
- композиционное и цветовое решение,
- передача настроения, эмоциональность,
- оригинальность.
Следует остановиться на каждом из них поподробнее.
Композиционное решение определяет выразительность творческого процесса на протяжении всей работы над ним, но поскольку цветовое решение является одной из его составляющих и способно влиять на изменение композиции, следует рассматривать их в комплексе. Удачное композиционное решение с самого начала закладывает предпосылки для реализации творческого замысла.
Однако каким бы удачным не было композиционное решение, оно требует технического воплощения, и для того чтобы рисунок был выразительным, необходимо как можно более высокий уровень технического исполнения - от выбора нетрадиционной художественной техники и учета ее изобразительно-выразительных возможностей до применения разнообразных художественных приемов. Ни композиционное решение само по себе, ни блестящая, но бездуховная техника не могут дать по-настоящему развить творчество. Умение ребенка выразить изобразительными средствами свои чувства и переживания, своё отношение к окружающему так, чтобы взволновать зрителя, передать ему свои эмоции, является одним из важнейших показателей творчества в детском рисунке. На основе выявленных критериев были определены следующие уровни развития творчества детей средствами нетрадиционных художественных техник: высокий, достаточный, средний и низкий, которые представлены в таблице № 1.
Таблица № 1
Содержательная характеристика уровней развития творчества детей дошкольного возраста
Уровень творческих проявлений | Содержательная характеристика |
Высокий | Ребенок полностью раскрывает тему, привносит что-то новое рисунок характеризуются удачным композиционным и цветовым решением, достаточно высокой и разнообразной нетрадиционной техникой исполнения, а также высокой эмоциональностью и оригинальностью, работает самостоятельно, в рисунках проявляется индивидуальность. |
Достаточный | Характеризуется раскрытием темы в соответствии с заданием, При хорошем композиционном и цветовом решении и достаточно высоком техническом исполнении эти работы характеризуются некоторой утратой эмоциональности и не передают настроения изображаемого объекта, не используются сочетание, нетрадиционные художественных техник в одном рисунке, ребенок положительно относится к заданию, но проявляет мало индивидуальности |
Средний | Характеризуется частичным раскрытием темы, попытками привнести что-то новое, работы характеризуются ошибками в композиционном и цветовом решении, небрежностью в техническом исполнении, что приводит к утрате эмоциональности, нетрадиционные техники не используются, не всегда выполняет задание самостоятельно, затрудняется. Эмоции выражены слабо. |
Низкий | Характеризуется неумением раскрыть тему, неудачное композиционное решение, низкий технический уровень, полное отсутствие эмоциональности (работа не вызывает эмоционального отклика у зрителя), не использовано применение нетрадиционной художественной техники; ребенок не может выполнить задание без помощи \ взрослого |
В ходе констатирующего эксперимента нами было проанализировано более 20 работ дошкольников. В соответствии с определенными нами уровнями развития творчества детей были получены следующие результаты, которые представлены в диаграмме № 1.
Диаграмма № 1
Показатели уровней развития творчества детей в экспериментальной группе (%)
Из представленной диаграммы видно, что 30% детей экспериментальной группы имеют низкий уровень развития творчества, а 50% детей находиться на среднем уровне. Выражается это в неудачном композиционном решении и цветовом решении, рисунок не вызывает эмоционального отклика, не использовано применение нетрадиционной художественной техники, ребенок не может выполнить задание без помощи взрослого.
Для более глубокого анализа необходимо было продиагностировать рисунки детей по выделенным ранее критериям: композиция, эмоциональность, нетрадиционная техника, соединение техник, оригинальность, а полученные результаты представить в виде таблицы № 2.
Таблица № 2
Творческие проявления у детей
Критерии | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Оригинальность | 40% | 39% |
Нетрадиционная худ.техника | 9 % | 11% |
Композиция | 37% | 41% |
Соединение техник | - | - |
Проведенный анализ показал, что только 9 % детей в экспериментальной и 11 % в контрольной используют в своей работе нетрадиционные художественные техники, а соединение различных техник не используют вообще, составленные композиции были на низком уровне. 18 % детей не умели пользоваться кисточкой, 55 % имели представление об использовании красок и кисти, но нарушали основные правила пользования ими, только 11 % детей аккуратно и технично выполнили задание. Эмоции выражены слабо. Композиция не отличается оригинальностью, нет, попыток привнести, что-нибудь новое. Образы характеризуются примитивностью, преобладают стереотипы изображения.
Очень низким оказался уровень самостоятельности: он составлял -50%. (дети не стремились к выполнению работы, просили помощи педагога); средний уровень составил - 40% (затруднились в выполнении и пытались уточнить способ выполнения рисунка), и всего лишь 15% - высокий уровень (дошкольники полностью без помощи взрослого выполнили задание). Определяя наличие дополнительных и оригинальных элементов в рисунках, следует отметить, что многие дети стремились уточнить у педагога, что им необходимо выполнить, ожидали подсказки, образца.
Кроме того, для определения причин низких показателей в развитии изобразительного творчества дошкольников, были проведены беседы с воспитателями контрольной и экспериментальной групп и наблюдения за воспитателями и детьми в процессе занятий по изобразительной деятельности.
В ходе беседы воспитателю предлагалось ответить на следующие вопросы:
- проявляют ли дети интерес к рисованию?
- как часто дети рисуют по собственной инициативе?
- насколько разнообразна тематика детских рисунков?
- какие методы и приемы Вы используете при обучении детей изобразительной деятельности?
В ходе беседы с воспитателями было выявлено, что и в контрольной и в экспериментальной группах, все дети проявляют интерес к рисованию, часто рисуют по собственной инициативе, но тематика детских рисунков бедна, а занятий, проводимых педагогами, - однообразна. На занятиях по изобразительной деятельности используется малый арсенал методов и приемов обучения, который ограничивается объяснением и показом способов и приемов изображения и краткими беседами о нарисованном. В ходе наблюдения занятий установлено, что действительно, воспитатели проводят занятия формально, неинтересно, неэмоционально. Редко или совсем не используют в обучении приемов игровой мотивации заданий, обыгрывания уже выполненных детьми работ, также редко включают в обучение поэтические произведения, музыку, не всегда осуществляют целесообразный показ способов изображения, не стимулируют самостоятельные проявления детей в рисовании, мало положительно оценивают их деятельность.
Таким образом, анализируя продукты детского творчества на констатирующем этапе экспериментальной работы, было установлено, что большинство детей экспериментальной группы имеют средний и низкий уровень развития изобразительного творчества, а в процессе обучения воспитатели не всегда и не в полной мере создают условия, необходимые для развития детского изобразительного творчества.
Поэтому на втором - формирующем этапе экспериментальной работы была поставлена задача: разработать и апробировать серию занятий, направленных на развитие детского изобразительного творчества посредством создания условий, теоретически обоснованных в первой главе данной работы.
2.2. Реализация педагогических условий развития творчества в процессе обучения изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста