Файл: Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Содержание.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Специфика детского изобразительного творчества
Специфика изобразительного творчества детей во многом связана с возрастными особенностями детей, поэтому следует подробнее остановиться на характеристике детей дошкольного возраста, и их творческих проявлений в изобразительной деятельности.
Психолого-педагогической наукой и практикой установлено, что формирование личности начинается с самых ранних лет жизни. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических процессов. В этом возрасте у детей формируются разнообразные навыки и умения, развиваются эстетические чувства, закладываются формы эстетической деятельности.
Проявление творчества в деятельности дошкольников является предпосылкой к дальнейшему развитию творчества, и если своевременно пробуждать у детей творческое отношение к выполняемым действиям, то это окажет значительное влияние на жизнь человека в будущем (Н.А. Ветлугина, И.В. Страхов).
Ребенок дошкольного возраста не может создать ни материальную, ни духовную ценность, имеющую определенную значимость для общества, поэтому Т.С. Комарова дает определение детского творчества как создание ребенком субъективно нового, значимого для ребенка продукта.
Для того чтобы уяснить особенности протекания творческого акта у ребенка дошкольного возраста, необходимо сначала рассмотреть общую схему этапности творческого акта художника. Этапы творческого акта:
1. Ощущение замысла, возникновение потребности к творчеству.
2. Момент созревания и определения. Ребенок определяет для себя, что же он хочет делать. В отношении изобразительной деятельности ребенок определяет для себя, что именно он хочет рисовать. Это точка отсчета нового этапа: ребенок решает, как он будет реализовывать избранную тему рисунка.
3. Стадия поиска. Здесь происходит взаимодействие сознательного и
интуитивного, т.к. происходит выбор изобразительно-выразительных средств
маленького художника.
4. Стадия исполнения.
5. Завершающая стадия - наличие чувства меры и достаточности,
удовлетворенность проделанной работой. Чувство завершенности рисунка. У
ребенка может отсутствовать предварительный замысел. Он называет сразу,
что намерен изобразить, или ему помогает взрослый. Выделив содержание,
ребенок тут же его реализует, воплощает. Для него наиболее существенным
моментом является сам процесс изобразительной деятельности (13).
Процессуальность - типичная черта творческого акта ребенка, преобладает у детей младшего возраста. Ближе к 4 - 4,5 годам ребенка начинает занимать и качественная сторона их работ. Тем не менее, процессуальность является одним из характерных признаков детского творчества.
Для детского рисунка характерен символизм. Символический характер изображения имеет место на всех стадиях развития детской графики и представляет собой разные уровни условности и обобщения, сопряженные с возрастом и индивидуальными склонностями отдельных детей.
Еще одной важной чертой детского рисунка является его экспрессивность и акцентирование. Эта черта характеризуется эмоциональной окрашенностью рисунка, которая проявляется в индивидуальном мазке, энергичной линии, особом цветовом исполнении и др.
Следующей типичной чертой детского рисунка является гиперболизм, когда ребенок чрезмерно преувеличивает и искажает отдельные стороны, элементы или все изображение.
На развитие такой черты как гиперболизм зачастую влияет неоправданно ранняя актуализация взрослыми отдельных деталей, элементов изображения без достаточного понимания возможностей ребенка и специфики протекания у него психических процессов. Причинами этого явления могут быть неадекватность выбранного для рисования изобразительного материала, отсутствие необходимых графических умений. Например, ребенок хочет рисовать мелкие детали кистью, но еще не имеет никакого опыта.
Менее выраженная черта детского рисунка - изолированность - незаслоняемость. Она вызвана отсутствием продуманной поэтапности, планирования процесса творчества, когда ребенок, например, рисуя голову, совсем, не заботится об изображении других частей тела. Эта особенность является отражением конкретного мышления маленького художника.
Фрактальная раздробленность - особая черта детского рисунка. Эта черта характеризуется тем, что графическое построение, начиная от общей, нерасчлененной структуры постепенно дробиться на множественность элементов. Впоследствии каждый элемент наполняется новыми подробностями и деталями.
Путь развития рисунка осуществляется не от «неправильного» рисунка к «правильному», а от простой, целостной формы к более подробной и сложной.
Для детского рисунка характерна простота или достаточность – эта черта определяется гармоническим чувством, когда художник понимает, что он не должен стремиться к большему, чем требует достижение поставленной цели.
Стереотипы, шаблоны также являются отличительными чертами детского рисунка. Они бывают положительными (возникают в результате закрепления удачно найденного способа изображения) и отрицательными. Последние называются еще акреативными, привнесенными в контекст рисунка в готовом виде.
В исследованиях приводятся данные о наличии у детей среднего дошкольного возраста определенных возможностей развития творчества, что позволяется акцентировать внимание на одной из особенностей художественного образа у детей - ассоциативности. Ее отмечают многие авторы, подчеркивая непреднамеренность, неустойчивость, неконкретность образа. Известно, что развитая ассоциативность - важнейший компонент художественного мышления; а неоформленность, возможность развития, неопределенность характеристик замысла свойственны художественному творчеству детей.
Для дошкольного возраста характерна упорядоченность, метрический ритм, зеркальная симметрия, созвучие по цвету при продуманном, осторожном руководстве могут достигнуть проявленного, осознанного уровня. То есть процент сознательного в их творчестве возрастает. Спонтанность исполнения, сиюминутная импровизация могут сочетаться с реальными, сознательно примененными элементами и мотивацией.
Ребенок дошкольного возраста, проявляя интерес к изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные. Он смело и самостоятельно рисует, лепит все, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство ребенка надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.
Как правило, изобразительную деятельность ребенка направляет ряд мотивов:
- интерес к материалу, особенно если он обновляется;
- подражание сверстникам и взрослым.
Но ведущим мотивом постепенно становится интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребенок пытается изображать. В этот период, ведущий мотив изобразительной деятельности и игры один и тот же - потребность «пережить значимые для него стороны действительности», потребность еще раз вернуться к тем предметам, явлениям, событиям, которые удивили, заинтересовали, поразили, порадовали ребенка в обычной жизни. Наиболее ярко это проявляется не только и не столько в результате деятельности, сколько в процессе его выполнения: ребенок, используя дополнительные средства (речь, игра) легко и эмоционально передает это содержание. По существу, этот мотив остается одним из ведущих на протяжении всего дошкольного возраста. Меняется только, как и в игре, его конкретное содержание: или это мир предметов и действия с ними, или это человек с другими людьми, или это событие, волнующее ребенка. Именно по - этому тематика (содержание) рисунка, лепки и игры у одного и того же ребенка нередко совпадают. И только изобразительная сложность, осознаваемая более старшими дошкольниками, нарушает это совпадение, ограничивает разнообразие тематики его рисунков.
Таким образом, ведущее отношение ребенка к миру («ребенок -предмет», «ребенок - взрослый») существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).
Это обстоятельство очень важно учитывать, когда взрослый обращается к детям, предлагая тему изображения. Если видеть в ребенке не объект деятельности педагога, а в первую очередь субъект его деятельности, надо хорошо понимать специфику возраста и ведущий тип отношения к окружающему, который характерен для детей этого возраста.
У детей дошкольного возраста уже сформирован соответствующий мотив, они достаточно хорошо владеют способами изображения. Когда такому ребенку надо нарисовать понятно и интересно для других, он это делает очень не плохо. Но если тот, же самый ребенок рисует для себя, то процесс рисования может превратиться в игру-рисование и рисунок будет беден и схематичен.
В обоих случаях дело не в наличии изобразительных умений
, а в превалировании игрового мотива. В этом проявляется влияние ведущего типа деятельности на изобразительную. Следует иметь в виду, что изобразительные действия дошкольника в любом случае не успевают за быстро развивающимся замыслом. Поэтому возникает противоречие между выразительной и изобразительной тенденцией в развитии рисунка. От того, как оно разрешится, зависит дальнейшее развитие изобразительной деятельности.
Система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение этих мотивов, так как они стимулируют образное видение и воображение. Все это оказывает влияние на личное развитие ребенка, у него формируется мотивационно-потребностная сфера, развиваются чувства.
Однако по-прежнему важно формировать и специфические мотивы изодеятельности, стимулирующие внимание к продуктивной стороне деятельности, ориентирующие ребенка на результат, степень его выразительности. Важно, чтобы ребенок понимал зависимость восприятия его рисунка другими людьми от качества изображения. Это вызывает у него желание изображать понятно, выразительно.
Для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет,
расположение предметов в пространстве. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста опирается на определенный уровень сенсорного развития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности.
В соответствии с общими закономерностями развития детского восприятия и усложнением изобразительных задач, определяющих требования к восприятию, можно определить усложнение содержания и способов восприятия в разные возрастные периоды. Восприятие становится:
полным, точным, расчленённым.
Восприятие в художественной деятельности — это сенсорно-эстетическая реакция, способность увидеть, эмоционально откликнуться на него может быть первоначальной основой создания выразительного образа.
Другое ориентировочное действие это формирование замысла у детей связано с проявлением интереса, любознательности к содержанию рисунка, лепки, аппликации.
Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений, навыков. В частности, знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умения их применять в рисунке, лепке, аппликации.